
-
«Закат». П. Пряжко.
Дом культуры «ГЭС-2».
Режиссер Дмитрий Волкострелов.В одном очень-очень концептуальном месте Москвы (ГЭС-2, бывшая электростанция, ставшая культурным центром), увенчанном очень-очень концептуальной скульптурой («Большая глина #4» Урса Фишера, оммаж творческому акту), очень-очень концептуальный режиссер Дмитрий Волкострелов поставил очень-очень концептуальный спектакль «Закат» по тексту своего любимого драматурга Павла Пряжко («Комитет грустящего божества», «Запертая дверь», «Злая девушка», «Поле», «Солдат», «Я свободен», «Хозяин кофейни», «Три дня в аду», «Печальный хоккеист», «Парки и сады», «Мы уже здесь»... целый репертуар). Белое, сверкающее, стерильное и какое-то надменное пространство ГЭС-2 со множеством пустот точно само провоцирует на поиск новых форм: никаких тебе намоленных сцен, традиций, теней предков, пыли кулис, установленных правил. Одна из недавних удач — спектакль-инсталляция «52 Гц» группы художников под руководством Антона Морозова, невозможная ни в каком другом месте, потому что действие происходило в огромном скелете кита (поговаривали — того самого, пятидесятидвухгерцевого, самого одинокого в мировом океане из-за невозможности запеленговать родную особь на той же частоте).
-
Творческая лаборатория Театра Наций в Краснодарском крае
Творческие лаборатории для театра всегда и праздник, и испытание. В июле в краснодарском Театре Защитника Отечества и в Новом театре Сочи прошла лаборатория от Театра Наций (при поддержке Министерства культуры РФ). И эта жаркая июльская неделя принесла театрам ценный опыт, а зрителям — яркие впечатления.
Особый профиль южного театра (да еще летом) — это все-таки установка на развлечение. Лаборатория работала с этим трендом, идя к серьезным темам через серьезные тексты.
-
О книге Сергея Николаевича «Заложники красоты»
Последний день лета. Изумительное лето, еще и в сентябре обещают +26... Но логично собрать последний букет и одновременно начать сезон...
Деревня, маслята, яблоки, страхи будущего, печаль настоящего, лютики в банке, нервная игра в фанты — фенибут или золофт?.. И что мне тут какая-то, например, Венецианская биеннале?.. Собственно, и раньше она была где-то там, а я где-то тут, с корзиной по щелыковским лесам во время летних войн белых и красных в Свинкином лесу вблизи усадьбы Островского... Но когда сейчас между солением грибов и чтением новостей открываешь сеть и находишь очередное эссе Сергея Николаевича — да хотя бы о той же Венецианской биеннале, — попадаешь в некое иномирие и не только получаешь дозу настоящего эстетического удовольствия от того, как струятся слова и образы, но начинаешь философически думать о жизни. Вот как она, жизнь, шла... кто с кем встречался, куда ездил и о ком писал... где теперь я, где мы все, где эта условная биеннале и имеет ли она какое-то значение «в моменте», когда жизнь в пространстве культуры потеряла всякий смысл: культура получила такую зуботычину от действительности, что стали совершенно неинтересны ее шепоты беззубым ртом... А в реальности жить уже тоже невмоготу. Куда деваться?
-
«Одиссея».
Приморский краевой театр кукол (Владивосток).
Режиссер и автор инсценировки Наталья Слащева, художник Виктор Клочко.На сцене Приморского краевого театра кукол натянута волейбольная сетка, стоят большие камни — кажется, что сценография вдохновлена тихоокеанским пейзажем самого Владивостока. Оно и неудивительно, ведь даже местные бухты носят имена, отсылающие к древнегреческим мифам: Патрокл, Улисс, Аякс.
Наталья Слащева написала инсценировку, в которой смешала поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», актуализируя их, но не перенося в современность, а подчеркивая универсальную природу описываемых в них событий. Трудный для уха современного зрителя гекзаметр переведен в легкие стихотворные строки, разбавленные вполне бытовыми прозаическими текстами. Эпический дух в спектакле связан с его вневременностью, стремлением связать «сегодня» и «тогда» в единую картину жизни человека на земле. На его же создание работает и сценография (художник Виктор Клочко).
-
О выпускном курсе Сергея Черкасского
Нынешним летом из стен РГИСИ вышел курс Сергея Дмитриевича Черкасского. Заметный, неординарный выпуск. Но будет ли продолжение? Мастер набрал магистрантов — режиссеров-педагогов, но аудитория № 55, откуда каждые четыре года отправляются в большую жизнь актеры-черкаши (или черкасята, как их ласково зовут в институте), теперь будет чьей-то... только не мастерской Черкасского. Накануне нового театрального сезона, в котором вчерашние студенты уже будут играть на профессиональной сцене, важно оглянуться назад и запечатлеть, как на общей фотографии, лица выпуска’24.
-
Памяти Леонида Ремнева
Вчера на сцене Нижегородского ТЮЗа состоялось прощание с народным артистом России Леонидом Ремневым. Его имя для театра, где он проработал 52 года, значит чрезвычайно много.
Он, конечно, был протагонистом, лидером, негласным актерским гуру, к мнению которого уважительно прислушивались и старались, насколько возможно, соответствовать его яркой, самобытной личности. Казалось, он носил внутри себя некий высокий образ Артиста, которому следовал неукоснительно во всех творческих и житейских делах. Это позволяло ему сохранять достоинство в самых разных ситуациях и всегда оставаться на определенной нравственной высоте. Он был любим зрителями разных возрастов — в театр ходили «на Ремнева».
-
Весной независимое творческое объединение «Прекрасные дилетанты», сформированное год назад недавними выпускниками мастерской Сергея Бызгу, представило сразу две премьеры: «Мейергольд» на площадке Музея Самойловых и «Клей» на площадке ЦЕХЪ театра. За четыре полноценные премьеры сезона (три спектакля и один «читакль») независимый актерский проект вполне зарекомендовал себя как экспериментальный коллектив. Про два недавних спектакля «Прекрасных дилетантов» рассказывает Максим Каменских.
-
«Почтальон из Лонжюмо». А. Адан.
Московский театр «Новая Опера».
Режиссер Евгений Писарев, сценограф Зиновий Марголин, дирижер Клеман Нонсьё.Новая Опера продолжает расширять свой репертуар за счет сочинений, которые впервые звучат в России. Новое название обычно выносится в программу Крещенского фестиваля, спектакль проходит в концертном исполнении, и через год представляют его полноценную постановку. В случае с «Почтальоном из Лонжюмо» театр не только «проанонсировал» премьеру концертным вариантом еще в прошлом году, но и заявил о сотрудничестве с молодым французским маэстро Клеманом Нонсьё, лауреатом Первого международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова, проходившего в Москве два года назад.
-
В архиве появился № 113. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Режиссерская лаборатория по произведениям Андрея Платонова в Краснодарском театре драмы
Платонов — удивительный автор, загадка которого прежде всего в поразительном, неровном, метафизическом языке его произведений. По словам Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями сюжета, типографскими изысками и стилистическими кружевами». Пожалуй, стиль писателя — риторическое зеркало его эпохи: эпохи войн, революции, коллективизации, репрессий.
Сложной для режиссера задачей становится понять: как перенести Платонова на сцену, вернее, как перевести этот его не очень человечий язык в театральный текст?
-
«Nijinsky-Gala XLIX».
Hamburg Ballett John Neumeier.
Хореограф Джон Ноймайер.На фасаде Гамбургской государственной оперы у парадного входа висит мемориальная доска с барельефом, изображающим Густава Малера в профиль, и с надписью, возвещающей о том, что он проработал здесь дирижером с 1893 по 1897 год. Небольшую путаницу со словом «здесь», возникающую при прочтении этой информации, нужно прояснить сразу: оперный театр, в котором служил Малер, во Вторую мировую войну был полностью разрушен. А тот, что существует сейчас и на котором висит мемориальная доска, был построен в 60-е годы. Хочется верить, что с Джоном Ноймайером никакой такой путаницы не будет. Неизвестно, правда, что Ноймайер думает по поводу мемориальной доски и захочет ли он ее вообще, — спросить еще не поздно.
-
О неделе «театра горожан» на Фестивале современного театра «Погружение» во Владивостоке
Во Владивостоке уже второй год подряд проходит Фестиваль-лаборатория современного театра «Погружение». Проводят его в июле, под закрытие сезона театрального и в разгар сезона туристического. Каждая неделя посвящена конкретной тематике, но в приоритете всегда эксперименты и театр для детей и подростков.
-
«Тень». Е. Шварц.
Театр Защитника Отечества (Краснодар).
Режиссер Андрей Корионов, художник Николь Кламперт.Шварцевская «Тень» — можно сказать, программная постановка Андрея Корионова как нового главного режиссера краснодарского Театра Защитника Отечества. Этот театр с необычным генезисом (как-то в 2016 году губернатор Краснодарского края решил создать театр на месте Дома офицеров) имел и непростую творческую судьбу. К началу 2024 года — а именно тогда сюда пришел Корионов — репертуар театра был небогат на хорошие постановки (могу вспомнить неплохую «Двенадцатую ночь» в постановке Даниила Безносова), труппа — очень разноуровневая и несыгранная.
-
«Дракон Шварца». По мотивам сказки Е. Шварца.
Социально-художественный театр.
Режиссер Федор Федотов, художник-постановщик Мария Гросс.Тускло-ржавый свет в завесе дыма, почти герметичное место действия. Задник, половик, все — пленка: смятая, скользкая, скрывающая это (неопределенное) место от внешнего мира. Это — ассоциативно — липкое, удушающее пространство. В нем существует Дракон.
-
«Саломея». О. Уайльд.
Театр «Гешер» (Тель-Авив).
Режиссер Максим Диденко.Максим Диденко поставил «Саломею» Уайльда в тель-авивском театре «Гешер». Премьера спектакля прошла в рамках ежегодного летнего фестиваля Яффа Фест, организуемого «Гешером» вот уже семь лет подряд. Главные герои этого фестиваля — спектакли, артисты, тексты, связанные с русской культурой, где бы они ни находились. Диденко приехал в Тель-Авив из Лондона, где его спектакль «Белая фабрика» по пьесе Д. Глуховского получил приз лондонской театральной критики. Тематика «Белой фабрики» связана с Холокостом и его невозможными моральными дилеммами, от которых нельзя отмахнуться. В «Саломее», поставленной Диденко, драматические ситуации создаются не дилеммами, но инстинктами страсти, ненависти и любви. Этот мир без мысли и сомнений образует свои модели трагического.
-
О II Всероссийском фестивале современного театра «Аулак» в Альметьевске
«Аулак» в переводе с татарского — «укромное место». Именно такую среду создает недавняя выпускница ГИТИСа и основательница театра горожан «Аулак» Эльвира Галеева на поле альметьевского театра.
За два года существования площадка много экспериментировала и в результате представила несколько спектаклей, среди них — «Кара Сет» (спектакль молодых горожанок о нефти и о женщинах-буровичках, вставших у истоков разработки нефти в Альметьевске), «Чисто чиста» (спектакль с татарскими подростками из деревни об их жизни и национальной борьбе), и множество лабораторий, в числе которых, к примеру, лаборатория для слабослышащих жителей.
-
«Fellini circus».
Цырк «Высокие братья & Tall Brothers» в рамках IV Фестиваля уличных театров «Легкие крылья» в Альметьевске.
Режиссер Денис Васильев.Странным образом слава больших клоунов растет сама по себе, развивается в своей капсуле, чтобы потом даже условно сведущие люди широко раскрывали глаза: а кто это? а где это? Так где-то в Средней Азии подвизался и умер великий Мусля, клоун Алексей Сергеев, о котором до сих пор с придыханием говорят не только все коллеги, но и те, кто хоть раз его видел. Точно так же узким кругом профессионалов почитаем чешский клоун Болек Поливка. И точно так же сегодня на представления Цырка «Высокие братья & Tall brothers» стекается узкий круг ценителей, чтобы увидеть, что в очередной раз сотворят Денис Васильев & сотоварищи. Смотреть их спектакли можно по несколько раз, и всегда, как в настоящей клоунаде, они сильно отличаются друг от друга в зависимости от площадки, публики и реактивности артистов.
-
О XIV Фестивале современной культуры «Выкса-фестиваль»
Выкса — удивительное место. Город, на гербе которого единорог. Город, где памятник Сталину переделали в памятник Горькому. Город, который сами выксунцы делают для себя удивительным и заставляют в это по-настоящему поверить других.
Выкса — моногород в Нижегородской области, равноудаленный и от столицы, и от крупного центра, где «Выкса-фестиваль» существует уже 14 лет и преображает городское пространство.
-
«Мать». По пьесе М. Равенхилла.
Независимый театральный проект «povod. ovod» на сцене Городского театра.
Режиссер Анастасия Паутова, художник Алена Ромашкина.Спектакль «Мать» Анастасии Паутовой рожден в любви и условиях вынужденной свободы. Долгое время у режиссера не складывались отношения с театрами: в Москве скандально отменили ее спектакль «Кремулятор», далеко не сразу и у команды «Матери» получилось найти площадку и средства. Анастасия Паутова, имеющая большую фан-базу от мем-проекта llllllll1111llllllllll, решила объявить краудфандинг. За один вечер они собрали нужную сумму, и спустя месяц спектакль вышел в свет. Огромная поддержка всевозможных локальных брендов, обычных зрителей и, главное, многолетне слаженной команды спектакля осуществили, казалось бы, уже какую-то невыполнимую мечту создателей: независимый во всех смыслах этого слова дебют режиссера Паутовой состоялся.
-
«Цветы для Элджернона». По мотивам текста Д. Киза.
Театр «Старый дом».
Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев.Спектакль «Цветы для Элджернона» создан по мотивам текста Дэниэла Киза, как написано в программке театра «Старый дом». Текстов у Киза на самом деле два. Сначала был рассказ, написанный в 1959 году и очень высоко оцененный критикой и читателями. И только позже из него вырос превосходный роман, вошедший в список классических романов двадцатого столетия. И кто только не экранизировал и не ставил его! И каких только смыслов в нем не находили...
комментарии