Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ЗА ЧАС ДО ТЕМНОТЫ

    «Закат». П. Пряжко.
    Дом культуры «ГЭС-2».
    Режиссер Дмитрий Волкострелов.

    В одном очень-очень концептуальном месте Москвы (ГЭС-2, бывшая электростанция, ставшая культурным центром), увенчанном очень-очень концептуальной скульптурой («Большая глина #4» Урса Фишера, оммаж творческому акту), очень-очень концептуальный режиссер Дмитрий Волкострелов поставил очень-очень концептуальный спектакль «Закат» по тексту своего любимого драматурга Павла Пряжко («Комитет грустящего божества», «Запертая дверь», «Злая девушка», «Поле», «Солдат», «Я свободен», «Хозяин кофейни», «Три дня в аду», «Печальный хоккеист», «Парки и сады», «Мы уже здесь»... целый репертуар). Белое, сверкающее, стерильное и какое-то надменное пространство ГЭС-2 со множеством пустот точно само провоцирует на поиск новых форм: никаких тебе намоленных сцен, традиций, теней предков, пыли кулис, установленных правил. Одна из недавних удач — спектакль-инсталляция «52 Гц» группы художников под руководством Антона Морозова, невозможная ни в каком другом месте, потому что действие происходило в огромном скелете кита (поговаривали — того самого, пятидесятидвухгерцевого, самого одинокого в мировом океане из-за невозможности запеленговать родную особь на той же частоте).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • С ЮЖНЫМ АКЦЕНТОМ

    Творческая лаборатория Театра Наций в Краснодарском крае

    Творческие лаборатории для театра всегда и праздник, и испытание. В июле в краснодарском Театре Защитника Отечества и в Новом театре Сочи прошла лаборатория от Театра Наций (при поддержке Министерства культуры РФ). И эта жаркая июльская неделя принесла театрам ценный опыт, а зрителям — яркие впечатления.

    Особый профиль южного театра (да еще летом) — это все-таки установка на развлечение. Лаборатория работала с этим трендом, идя к серьезным темам через серьезные тексты.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БУКЕТ ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ ЛЕТА

    О книге Сергея Николаевича «Заложники красоты»

    Последний день лета. Изумительное лето, еще и в сентябре обещают +26... Но логично собрать последний букет и одновременно начать сезон...

    Деревня, маслята, яблоки, страхи будущего, печаль настоящего, лютики в банке, нервная игра в фанты — фенибут или золофт?.. И что мне тут какая-то, например, Венецианская биеннале?.. Собственно, и раньше она была где-то там, а я где-то тут, с корзиной по щелыковским лесам во время летних войн белых и красных в Свинкином лесу вблизи усадьбы Островского... Но когда сейчас между солением грибов и чтением новостей открываешь сеть и находишь очередное эссе Сергея Николаевича — да хотя бы о той же Венецианской биеннале, — попадаешь в некое иномирие и не только получаешь дозу настоящего эстетического удовольствия от того, как струятся слова и образы, но начинаешь философически думать о жизни. Вот как она, жизнь, шла... кто с кем встречался, куда ездил и о ком писал... где теперь я, где мы все, где эта условная биеннале и имеет ли она какое-то значение «в моменте», когда жизнь в пространстве культуры потеряла всякий смысл: культура получила такую зуботычину от действительности, что стали совершенно неинтересны ее шепоты беззубым ртом... А в реальности жить уже тоже невмоготу. Куда деваться?

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЗАКИПИТ ЛИ ЧАЙНИК, ПЕНЕЛОПА?

    «Одиссея».
    Приморский краевой театр кукол (Владивосток).
    Режиссер и автор инсценировки Наталья Слащева, художник Виктор Клочко.

    На сцене Приморского краевого театра кукол натянута волейбольная сетка, стоят большие камни — кажется, что сценография вдохновлена тихоокеанским пейзажем самого Владивостока. Оно и неудивительно, ведь даже местные бухты носят имена, отсылающие к древнегреческим мифам: Патрокл, Улисс, Аякс.

    Наталья Слащева написала инсценировку, в которой смешала поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», актуализируя их, но не перенося в современность, а подчеркивая универсальную природу описываемых в них событий. Трудный для уха современного зрителя гекзаметр переведен в легкие стихотворные строки, разбавленные вполне бытовыми прозаическими текстами. Эпический дух в спектакле связан с его вневременностью, стремлением связать «сегодня» и «тогда» в единую картину жизни человека на земле. На его же создание работает и сценография (художник Виктор Клочко).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЭТОТ ТЕАТР БЫЛ МОЙ...»

    О выпускном курсе Сергея Черкасского

    Нынешним летом из стен РГИСИ вышел курс Сергея Дмитриевича Черкасского. Заметный, неординарный выпуск. Но будет ли продолжение? Мастер набрал магистрантов — режиссеров-педагогов, но аудитория № 55, откуда каждые четыре года отправляются в большую жизнь актеры-черкаши (или черкасята, как их ласково зовут в институте), теперь будет чьей-то... только не мастерской Черкасского. Накануне нового театрального сезона, в котором вчерашние студенты уже будут играть на профессиональной сцене, важно оглянуться назад и запечатлеть, как на общей фотографии, лица выпуска’24.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «Я МЕЧТАЮ УМЕРЕТЬ НА СЦЕНЕ...»

    Памяти Леонида Ремнева

    Вчера на сцене Нижегородского ТЮЗа состоялось прощание с народным артистом России Леонидом Ремневым. Его имя для театра, где он проработал 52 года, значит чрезвычайно много.

    Он, конечно, был протагонистом, лидером, негласным актерским гуру, к мнению которого уважительно прислушивались и старались, насколько возможно, соответствовать его яркой, самобытной личности. Казалось, он носил внутри себя некий высокий образ Артиста, которому следовал неукоснительно во всех творческих и житейских делах. Это позволяло ему сохранять достоинство в самых разных ситуациях и всегда оставаться на определенной нравственной высоте. Он был любим зрителями разных возрастов — в театр ходили «на Ремнева».

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • СЕРЬЕЗНЫЕ ПРИКОЛЫ

    Весной независимое творческое объединение «Прекрасные дилетанты», сформированное год назад недавними выпускниками мастерской Сергея Бызгу, представило сразу две премьеры: «Мейергольд» на площадке Музея Самойловых и «Клей» на площадке ЦЕХЪ театра. За четыре полноценные премьеры сезона (три спектакля и один «читакль») независимый актерский проект вполне зарекомендовал себя как экспериментальный коллектив. Про два недавних спектакля «Прекрасных дилетантов» рассказывает Максим Каменских.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИЗ ФРАНЦИИ С ЛЮБОВЬЮ

    «Почтальон из Лонжюмо». А. Адан.
    Московский театр «Новая Опера».
    Режиссер Евгений Писарев, сценограф Зиновий Марголин, дирижер Клеман Нонсьё.

    Новая Опера продолжает расширять свой репертуар за счет сочинений, которые впервые звучат в России. Новое название обычно выносится в программу Крещенского фестиваля, спектакль проходит в концертном исполнении, и через год представляют его полноценную постановку. В случае с «Почтальоном из Лонжюмо» театр не только «проанонсировал» премьеру концертным вариантом еще в прошлом году, но и заявил о сотрудничестве с молодым французским маэстро Клеманом Нонсьё, лауреатом Первого международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова, проходившего в Москве два года назад.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 113

    В архиве появился № 113. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ПЛАТОНОВСКОЕ. СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ?..

    Режиссерская лаборатория по произведениям Андрея Платонова в Краснодарском театре драмы

    Платонов — удивительный автор, загадка которого прежде всего в поразительном, неровном, метафизическом языке его произведений. По словам Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями сюжета, типографскими изысками и стилистическими кружевами». Пожалуй, стиль писателя — риторическое зеркало его эпохи: эпохи войн, революции, коллективизации, репрессий.

    Сложной для режиссера задачей становится понять: как перенести Платонова на сцену, вернее, как перевести этот его не очень человечий язык в театральный текст?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ

    «Nijinsky-Gala XLIX».
    Hamburg Ballett John Neumeier.
    Хореограф Джон Ноймайер.

    На фасаде Гамбургской государственной оперы у парадного входа висит мемориальная доска с барельефом, изображающим Густава Малера в профиль, и с надписью, возвещающей о том, что он проработал здесь дирижером с 1893 по 1897 год. Небольшую путаницу со словом «здесь», возникающую при прочтении этой информации, нужно прояснить сразу: оперный театр, в котором служил Малер, во Вторую мировую войну был полностью разрушен. А тот, что существует сейчас и на котором висит мемориальная доска, был построен в 60-е годы. Хочется верить, что с Джоном Ноймайером никакой такой путаницы не будет. Неизвестно, правда, что Ноймайер думает по поводу мемориальной доски и захочет ли он ее вообще, — спросить еще не поздно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОСТО ПОГОВОРИ С НИМИ

    О неделе «театра горожан» на Фестивале современного театра «Погружение» во Владивостоке

    Во Владивостоке уже второй год подряд проходит Фестиваль-лаборатория современного театра «Погружение». Проводят его в июле, под закрытие сезона театрального и в разгар сезона туристического. Каждая неделя посвящена конкретной тематике, но в приоритете всегда эксперименты и театр для детей и подростков.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СДЕЛАЙ БЕЛОЙ МОЮ ТЕНЬ

    «Тень». Е. Шварц.
    Театр Защитника Отечества (Краснодар).
    Режиссер Андрей Корионов, художник Николь Кламперт.

    Шварцевская «Тень» — можно сказать, программная постановка Андрея Корионова как нового главного режиссера краснодарского Театра Защитника Отечества. Этот театр с необычным генезисом (как-то в 2016 году губернатор Краснодарского края решил создать театр на месте Дома офицеров) имел и непростую творческую судьбу. К началу 2024 года — а именно тогда сюда пришел Корионов — репертуар театра был небогат на хорошие постановки (могу вспомнить неплохую «Двенадцатую ночь» в постановке Даниила Безносова), труппа — очень разноуровневая и несыгранная.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШВАРЦ ФЕДОТОВА

    «Дракон Шварца». По мотивам сказки Е. Шварца.
    Социально-художественный театр.
    Режиссер Федор Федотов, художник-постановщик Мария Гросс.

    Тускло-ржавый свет в завесе дыма, почти герметичное место действия. Задник, половик, все — пленка: смятая, скользкая, скрывающая это (неопределенное) место от внешнего мира. Это — ассоциативно — липкое, удушающее пространство. В нем существует Дракон.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • О ГИБЕЛИ МИРА

    «Саломея». О. Уайльд.
    Театр «Гешер» (Тель-Авив).
    Режиссер Максим Диденко.

    Максим Диденко поставил «Саломею» Уайльда в тель-авивском театре «Гешер». Премьера спектакля прошла в рамках ежегодного летнего фестиваля Яффа Фест, организуемого «Гешером» вот уже семь лет подряд. Главные герои этого фестиваля — спектакли, артисты, тексты, связанные с русской культурой, где бы они ни находились. Диденко приехал в Тель-Авив из Лондона, где его спектакль «Белая фабрика» по пьесе Д. Глуховского получил приз лондонской театральной критики. Тематика «Белой фабрики» связана с Холокостом и его невозможными моральными дилеммами, от которых нельзя отмахнуться. В «Саломее», поставленной Диденко, драматические ситуации создаются не дилеммами, но инстинктами страсти, ненависти и любви. Этот мир без мысли и сомнений образует свои модели трагического.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР КАЖДОГО

    О II Всероссийском фестивале современного театра «Аулак» в Альметьевске

    «Аулак» в переводе с татарского — «укромное место». Именно такую среду создает недавняя выпускница ГИТИСа и основательница театра горожан «Аулак» Эльвира Галеева на поле альметьевского театра.

    За два года существования площадка много экспериментировала и в результате представила несколько спектаклей, среди них — «Кара Сет» (спектакль молодых горожанок о нефти и о женщинах-буровичках, вставших у истоков разработки нефти в Альметьевске), «Чисто чиста» (спектакль с татарскими подростками из деревни об их жизни и национальной борьбе), и множество лабораторий, в числе которых, к примеру, лаборатория для слабослышащих жителей.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • MOD´НЫЕ БРАТЬЯ

    «Fellini circus».
    Цырк «Высокие братья & Tall Brothers» в рамках IV Фестиваля уличных театров «Легкие крылья» в Альметьевске.
    Режиссер Денис Васильев.

    Странным образом слава больших клоунов растет сама по себе, развивается в своей капсуле, чтобы потом даже условно сведущие люди широко раскрывали глаза: а кто это? а где это? Так где-то в Средней Азии подвизался и умер великий Мусля, клоун Алексей Сергеев, о котором до сих пор с придыханием говорят не только все коллеги, но и те, кто хоть раз его видел. Точно так же узким кругом профессионалов почитаем чешский клоун Болек Поливка. И точно так же сегодня на представления Цырка «Высокие братья & Tall brothers» стекается узкий круг ценителей, чтобы увидеть, что в очередной раз сотворят Денис Васильев & сотоварищи. Смотреть их спектакли можно по несколько раз, и всегда, как в настоящей клоунаде, они сильно отличаются друг от друга в зависимости от площадки, публики и реактивности артистов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫКСА КАК СПЕЦИФИК: ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

    О XIV Фестивале современной культуры «Выкса-фестиваль»

    Выкса — удивительное место. Город, на гербе которого единорог. Город, где памятник Сталину переделали в памятник Горькому. Город, который сами выксунцы делают для себя удивительным и заставляют в это по-настоящему поверить других.

    Выкса — моногород в Нижегородской области, равноудаленный и от столицы, и от крупного центра, где «Выкса-фестиваль» существует уже 14 лет и преображает городское пространство.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я ПОСАДИЛ ДЕРЕВО — ОНО ВЫРОСЛО У БЕЗДНЫ НА СКЛОНЕ

    «Мать». По пьесе М. Равенхилла.
    Независимый театральный проект «povod. ovod» на сцене Городского театра.
    Режиссер Анастасия Паутова, художник Алена Ромашкина.

    Спектакль «Мать» Анастасии Паутовой рожден в любви и условиях вынужденной свободы. Долгое время у режиссера не складывались отношения с театрами: в Москве скандально отменили ее спектакль «Кремулятор», далеко не сразу и у команды «Матери» получилось найти площадку и средства. Анастасия Паутова, имеющая большую фан-базу от мем-проекта llllllll1111llllllllll, решила объявить краудфандинг. За один вечер они собрали нужную сумму, и спустя месяц спектакль вышел в свет. Огромная поддержка всевозможных локальных брендов, обычных зрителей и, главное, многолетне слаженной команды спектакля осуществили, казалось бы, уже какую-то невыполнимую мечту создателей: независимый во всех смыслах этого слова дебют режиссера Паутовой состоялся.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ И МЫШИНАЯ

    «Цветы для Элджернона». По мотивам текста Д. Киза.
    Театр «Старый дом».
    Режиссер Андрей Гончаров, художник Константин Соловьев.

    Спектакль «Цветы для Элджернона» создан по мотивам текста Дэниэла Киза, как написано в программке театра «Старый дом». Текстов у Киза на самом деле два. Сначала был рассказ, написанный в 1959 году и очень высоко оцененный критикой и читателями. И только позже из него вырос превосходный роман, вошедший в список классических романов двадцатого столетия. И кто только не экранизировал и не ставил его! И каких только смыслов в нем не находили...

    Читать дальше | Комментарии (0)