Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • НЕСЧАСТЬЕ МОЕ...

    «Счастье мое». А. Червинский.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Андрей Сидельников, художник Дмитрий Разумов.

    Время такое — ревизия базовых гуманитарных ценностей. В том числе драматургических.

    Где-то, говорят, поставили «Утиную охоту», в финале которой Зилов не стреляется, а возвращается к Галине для постройки крепко-скрепной семьи.

    Сама видела «Варшавскую мелодию» с отчетливым намеком на завершение истории Гелены и Виктора близким хеппи-эндом.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • УБИЙЦА — ШВЕЙЦАР. АТТРАКЦИОНЫ

    «Камера обскура». В. Набоков.
    Санкт-Петербургский государственный театр «Драм. площадка».
    Постановка и инсценировка Сергея Бызгу, сценография Анвара Гумарова.

    «Камера обскура» Сергея Бызгу напоминает кабаре, цирк и бродвейское шоу одновременно. В каком-то смысле это спектакль-головоломка: сюжет выдает такие крутые виражи, что ответить на вопрос «что здесь происходит?» не так-то просто. Возможно, все дело в том, что Магда Петерс снимается в кино. Или попросту во всем виноват швейцар главного героя? Кстати, после этого спектакля вы точно запомните, как его зовут: Шиффермюллер.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СНЫ

    «Восемь снов». По мотивам пьесы М. А. Булгакова «Бег».
    Малый драматический театр — Театр Европы.
    Постановка и сценография Яны Туминой.

    Посмотрев «Сны» накануне и вспоминая их утром следующего дня, над всем и за всем спектаклем я видел Екатерину Тарасову, играющую Серафиму. А открыв интернет, сразу наткнулся на ее фотографию, выложенную в связи с премьерой режиссером Яной Туминой. Тоненькая, в легком платье с большим вырезом, с детской вертушкой в руке и с нездешним взглядом, устремленным вдаль.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕСКОЛЬКО ЗАМЕТОК О ВРЕМЕННЫХ РАЗЛОМАХ

    О Режиссерской лаборатории «Вперед в прошлое / Назад в будущее» в Городском театре

    Городской театр, долгое время интеллигентно прятавшийся в саду Сен-Жермен, обрел вторую площадку на Галерной улице. Пространство освоили символично — жизнь Галерной началась с показа эскизов V Режиссерской лаборатории. В последний раз Городской театр проводил лабораторию в 2021 году. Получается, назад в новую жизнь? По крайней мере, театр предлагает такую возможность, обозначив тему «Вперед в прошлое / Назад в будущее». Об искажениях-отражениях времени и исторических рифмах рассуждали молодые режиссеры, а вместе с ними и молодежная редакция «ПТЖ».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АННУ ФЕДОРОВНУ НЕКРЫЛОВУ С ЮБИЛЕЕМ!

    В поименном регистре авторов «ПТЖ» написанное рукой Анны Федоровны значится только со ссылками на бумажные номера журнала. Для «ПТЖ» она автор особенный, уникальный, от которого ждешь и получаешь несуетное проникновение в ткань спектакля, суть проблемы. В образе ее мысли — ценнейший симбиоз традиции, энциклопедических знаний, филигранной точности оценок, концепций и анализа. Она словно видит серебристую паутину синапсов вселенского разума, связывающую наше периферическое настоящее с сердцевиной мировой культуры. Любая беседа с ней — интереснейший, вдохновляющий, заряжающий опыт для студентов и состоявшихся ученых. Анна Федоровна по-прежнему генерирует энергию, словно солнце, готовое освещать и просвещать всех, независимо от возраста и опыта. Главное, чтобы был интерес к знаниям, чтобы было желание ухватиться за традицию, которую с такой яркостью представляет она сама. «Петербургский театральный журнал» поздравляет Анну Федоровну Некрылову, своего ценнейшего автора и друга, с юбилеем и присоединяется к сердечным словам ее коллег по науке и театру.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • НА КАКОЙ ПОЧВЕ? НА НАШЕЙ

    «Гамлет».
    Театр «Около».
    Режиссеры Юрий Погребничко, Алексей Чернышев, Максим Солопов.

    Английский режиссер Гордон Крэг, которого в начале ХХ века позвали на свою голову Станиславский с Немировичем-Данченко ставить «Гамлета» в МХТ, говорил, что в пьесе все персонажи являются призраками. Что все, кроме датского принца, есть лишь плод его больного воображения. Впрочем, говорил ли он это на самом деле, мы не знаем, а вот в блестящем фельетоне «Гамлет», написанном Власом Дорошевичем и посвященном обстоятельствам этой постановки, — да.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЛаБУратория: генеральная репетиция

    О лаборатории «Маяковка + Бутусовцы» в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского

    В Театре Маяковского прошла масштабная лаборатория: созданием эскизов занялась вся режиссерская группа мастерской Юрия Бутусова. Восемь режиссеров, треть труппы Маяковки и широко сформулированная тема для работы — русский рассказ ХХ века. Авторы выбрали неочевидные тексты, собрали творческие команды и за пару репетиций явили миру ряд заявок на будущие спектакли.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ШПАЛИКОВ, ИЛИ ЖАНР «ЖЗЛ»

    «Шпаликов. Долгая счастливая жизнь». Л. Бессмертная.
    Театр на Литейном.
    Режиссер Дмитрий Егоров, художник Елена Левина.

    Не ошибусь, если скажу, что в последние годы среди молодежи и среднего поколения прочно вошел в моду культ двух поэтов, живших одинаково свободно и рискованно и погибших так же — трагически и навзрыд. Геннадий Шпаликов и Борис Рыжий. Внезапно стало очень много книг, спектаклей, фильмов об этих двух поэтах, где в основе не столько произведения, но чаще — биография. «Пошел гулять лирический герой...», и, как следствие, жизнь поэта с ее сюжетными извивами, взлетами и падениями, любовями и одиночеством в тиши становится для публики интереснее, чем его творчество. Как горько написал Олег Дозморов в юбилей своего друга Бориса Рыжего: «Ты изданный, но непрочитанный поэт, известный, но неузнанный». Пожалуй, примерно то же можно сказать и о Геннадии Шпаликове. Мы все знаем наизусть строчки его дневников и писем, но чем ближе он нам как человек, тем бледнее и второстепеннее становятся его сценарии и стихи для публики.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И СМЕХ, И ГРЕХ

    Фестиваль «Стены» в Большом театре кукол

    В Большом театре кукол вот уже второй год подряд разбираются с Данте. В прошлом году фестиваль «Фундамент», первый проект Центра развития режиссуры, обращался к «Аду», а молодые режиссеры следовали по нему под чутким кураторством Руслана Кудашова и Яны Туминой. В этом концепция поменялась: молодые режиссеры, выпускники курса Руслана Кудашова, отправились в самостоятельное путешествие по «Чистилищу». На этот раз они не делили эскизы по песням, а представили свой взгляд на второй кантик поэмы целиком.

    Всего получилось семь работ, шедших целую неделю (каждый эскиз показывали два раза). Такое плотное включение в мир одного автора, одного произведения и, более того, учеников одного мастера погружает в неизбежное осмысление того, а как мы вообще сегодня можем понимать чистилище? Что это за место? Какова сегодня природа греха и раскаяния?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 117

    Идея молодежно-студенческих номеров родилась еще в первые годы «ПТЖ» и была в штыки принята тогда молодой редакцией, им казалось — конкуренция...

    Идея молодежно-студенческого номера воплотилась в 2008-м, в № 52, когда усталая и не юная редакция захотела избежать стагнации. Организованная для игры раз в год (последнее время раз в два года) «площадка молодняка» до сих пор вызывает споры в среде коллег: «ПТЖ» и так регулярно печатает студентов, нужна ли специальная резервация?.. Но после молодежных номеров театры начинают учить имена новых критиков, звать их к себе, так что польза есть.

    Так или иначе, перед вами новый молодежный номер, над темой и воплощением которого едва ли не год трудились головы и руки студентов, которыми, в свою очередь, руководили молреды — сами еще позавчера студенты.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КСЕНИЯ ПЛЮСНИНА: «Я ЗНАЮ, ЧТО ИДЕТ ДОЖДЬ, НО Я ХОЧУ ВСПОМНИТЬ, ЧТО БЫЛО СОЛНЦЕ»
    p>

    Беседу ведет Татьяна Зиндер

    Сегодня вышел новый номер «Петербургского театрального журнала». Традиционно-молодежно-студенческий, он посвящен проблеме травмы и исцеления — естественно в искусстве театра. В преддверии вашего знакомства с номером, читатели и коллеги, предлагаем вам интервью на эти же темы с актрисой Ксенией Плюсниной. Вы знаете ее по ролям в ТЮЗе и СХТ, в независимых проектах, в том числе связанных с социальным театром.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВЕНЕЦИАНСКАЯ МЕЧТА

    «Titizé. A Venetian Dream».
    Компания Финци Паска и Объединение театров Венеции.
    Режиссер Даниэле Финци Паска, художник Уго Гарджуло, композитор Мария Бонцаниго.

    Миф о городе вечной красоты поселяется рано или поздно там, где хоть однажды прозвучит слово «Венеция». Преломленный и даже изуродованный, он часто совсем не то, что сам город. И пока город отдается только тем, кто рассматривает его на едва брезжащем рассвете обещающего промозглость дня, ловит его ускользающую суть вместе с Бродским или Висконти на пустых набережных и площадях, миф о Венеции продолжает свою обособленную жизнь вблизи оживленных туристических троп.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ КУКОЛЬНОГО ДОМА

    «Жертвоприношение». А. Тарковский.
    Драматический театр на Васильевском.
    Режиссер Галина Зальцман, художник-постановщик Семен Пастух.

    Девальвация жертвы

    Если не все помнят: в «Жертвоприношении» Тарковского (1986) объявлено о начале мировой ядерной войны.

    В «Жертвоприношении» происходит то, чего все боялись, сбываются страхи, в которых всегда жил главный герой — бывший актер, а ныне журналист и писатель Александр. В ночь катастрофы он просит Бога вернуть все назад, к тому, как было вчера, — и Бог слышит его. Но пообещав принести в жертву все — дом, сына, семью (неважно, происходит эта молитва во сне Александра или наяву — тут никто точно не скажет), — проснувшись на рассвете в мирной жизни, он сжигает свой прекрасный дом, о котором мечтал и которым обладал. Обещал жертву — принеси. Чтобы Бог вдруг не отменил возвращенный мир и кошмар не навис снова. Жертва должна быть настоящей, даже если атомная война только приснилась, потому что не дай Бог, чтобы в реальности...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕВЕРНЫЙ ЭСКАПИЗМ

    «Полярная болезнь». М. Малухина.
    Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
    Режиссер Андрей Сидельников, художник Анвар Гумаров.

    Героини «Полярной болезни» — добропорядочная учительница Татьяна (Инна Анциферова), боевая челночница Валя (Варя Светлова) и почти двадцатилетняя рыночная продавщица Любаша (Ангелина Столярова) — едут в автобусе на Север торговать кто чем горазд (стекло, за хрусталь не выдаваемое, детский трикотаж, белье женское, не постельное). Не едут даже — уезжают. Удирают, уносятся, убегают... от реалий девяностых. От социальной несправедливости, от инфляции, от домашнего и сексуализированного насилия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВАМ ТРУБА, ГОСПОДА

    «Буря». У. Шекспир.
    Самарский театр юного зрителя «СамАрт».
    Режиссер Мурат Абулкатинов, сценограф и художник по костюмам Софья Шнырева.

    Три красавицы в черных расшитых бисером кокошниках и такого же цвета закрытых платьях в пол, появляясь из огромной канализационной трубы, декламируют: «У лукоморья дуб зеленый...»

    Неклассической трактовкой Шекспира зрителей СамАрта не удивишь. Много лет здесь шел потрясающий «Гамлет» в постановке Анатолия Праудина, действие которого разворачивалось на фоне проржавевших цистерн, а функции рапир выполняли ревущие бензопилы. Поэтому начало «Бури» в постановке Мурата Абулкатинова воспринимается с любопытством.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ДМИТРИЮ КРЫМОВУ 70. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Сегодня с утра редакция «ПТЖ» судорожно обнаружила, что не подготовилась к юбилею Дмитрия Анатольевича Крымова, не собрала венок поздравлений учеников и друзей, не выразила собственные чувства... У редакции «ПТЖ» так бывает, чего уж, и утренний чат наполняется тогда восклицательными знаками...

    Но тут-то мы знали, что делать. Буквально завтра типография отдаст нам тираж нового номера. Молодежно-студенческого. Он посвящен травме и исцелению — конечно, в связи с театром. И необычайно важным для номера, буквально его центром стала беседа Марины Дмитревской с Дмитрием Крымовым на эти темы под названием «Искусство — это прыжок через травму. Или пластырь с анестезией».

    Интервью довольно большое, и целиком вы сможете прочесть его в бумажном варианте, купив журнал, а сегодня мы публикуем два небольших фрагмента.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПУТЕВАЯ КАРТА

    О V Фестивале новых музыкальных проектов «Другие берега» в Новосибирске

    «Другие берега» — для многих в первую очередь книга Владимира Набокова, в которой писатель-эмигрант рефлексирует об опыте жизни вне родной страны. Пожалуй, эта ассоциация — с одной стороны, лестная, с другой, не подходящая по духу для фестиваля Новосибирского музыкального театра, который прошел в пятый раз.

    Гораздо ближе мысль об устройстве родного для смотра города, Новосибирска. Он разделен на право- и левобережную части, составляющие и цельный город, и различные между собой места. Раньше даже часовой пояс различался — один берег жил на час раньше. Ориентация на единство непохожих, спокойную, полную достоинства манифестацию естественных различий — одна из главных черт детища директора театра Леонида Кипниса.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОЛНЫЙ СЕПАРАТИЗМ

    О III Международном фестивале циркового искусства «Без границ» и II Международном фестивале циркового искусства «Артист» 12–15 сентября 2024 года

    Чтобы быстро понять все про наше время, нужно прийти в цирк. Самое свободное искусство может одновременно превращаться в инструмент государства и тут же производить нечто анархическое, декларировать масштаб мундиале и тут же отфильтровывать «своих». Нового в этом ноль: эту способность цирка успешно эксплуатируют со времен Наполеона и Николая I. 2024 год заострил цирковые парадоксы, как кажется, до предела: в одни и те же даты в двух столицах (номинальной и культурной) прошли два фестиваля, рожденные одной системой, но разошедшиеся как в море корабли.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ...НЕ СМЕШНО

    «Человек из Дублина». Сценическая композиция А. Калинина и Х. Эриксона.
    Александринский театр.
    Режиссер и художник Андрей Калинин.

    Вполне возможно, что речь должна идти о тех новых авторах театра, что «строят над провалом». Они уже не «пост», но все еще «до» — открывают дотеатральные времена, в которые Бог не умер, а еще не родился. Они предлагают, чтобы мы их додумали, достроили, дочитали, за них домыслили, дотосковали, а сами бегут в свою «нигдею».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕТСТВО КАК УНИВЕРСУМ

    О лаборатории «Универсальное детство» в РАМТе

    В начале сезона в РАМТе прошли показы эскизов режиссерской лаборатории «Универсальное детство». Это уже не первый проект театра, цель которого найти спектакль для Большой сцены, куда можно было бы прийти всей семьей. Так, по итогам недавних лабораторий в репертуар вошли быстро ставшие хитами «Василисса» (Мастерская детской драмы «10 минус») и «Ленинградские сказки» (Мастерская инсценирования) Филиппа Гуревича.

    Читать дальше | Комментарии (0)