Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ДАЛЕВЫ ДАЛИ

    «Ловец слов». О. Лихачева.
    Театр Поколений.
    Режиссер Руслан Кацагаджиев.

    Биография Владимира Даля, рассказанная словами драматурга Олеси Лихачевой и поставленная режиссером Русланом Кацагаджиевым, — история пассионария.

    Владимир Даль — удивительный чудак, двигающийся в жизни, казалось бы, по заданным (заурядным) траекториям, ходит все как-то иначе: нет-нет, да и свернет ненадолго со служебного маршрута на узенькую тропочку. А на тропочке встретит того или иного мужика, запишет в крохотный блокнотец вскользь сказанное слово, перемолвится коротко, да и отбежит обратно — делать, что должно, ни на секунду не забывая о том, чем горит сердце.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОЩАЙТЕ, ПРИНЦ

    В ночь с 15 на 16 ноября погиб заслуженный артист России, премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. Он упал с балкона собственной квартиры — 5-й этаж, мгновенная смерть. Ему было 39 лет. Предполагается, что это был несчастный случай.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПОВСЕДНЕВНОСТЬ МИФОЛОГИИ
    О театральной лаборатории — мастерской полного цикла на основе сюжетов из Торы в рамках проекта «Традиции будущего: Опыт — Поиск — Мастерство» в Театре «Шалом»

    Если история циклична, то в ней можно не только обнаружить схожие симптомы бедствий, но и, наоборот, обрести поддержку и найти рецепты решения проблем. Герои древности справились со всем до нас, и Театр «Шалом», разглядывая в зеркале отражение современного человека, ищет на его растерянном лице черты предков.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И ВСЕГДА НАВСЕГДА

    «2007».
    Московский театр им. Вл. Маяковского.
    Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александра Мошура.

    Рваные джинсы, кеды, фенечки, яркий макияж — толпа молодежи собралась на входе Сцены на Сретенке. Кажется, такого в Театре Маяковского не было никогда. Многие из зрителей, в силу возраста, и не догадываются о том, почему тот самый 2007-й наделяют сакральным смыслом; другие, чуть постарше, с трепетом и воодушевлением обсуждают в гардеробе, у кого как именно «горел сентябрь»; более степенная публика скромно разбегается по углам фойе, наблюдая за тем, как актеры, еще не переступившие порог сцены, «режутся» со зрителями в приставку и едят чипсы. Всех их объединяет только одно — спектакль-рок-концерт, на котором ни возраст, ни статус не важны настолько, насколько важна способность чувствовать и сопереживать, отпустив себя так, как это бывает, возможно, только на концерте. Это не про ностальгию, не про похороны ушедшей молодости, а про свободу во всех ее проявлениях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАЦИОНАЛЬНО ОБ ИРРАЦИОНАЛЬНОМ...

    «Пиковая дама». П. И. Чайковский.
    Пермский театр оперы и балета.
    Дирижер Владимир Ткаченко, режиссер Владиславс Наставшевс, художники Владиславс Наставшевс и Валерия Барсукова.

    Рационально об иррациональном — можно начать сразу с вывода об октябрьской премьере Владиславса Наставшевса и Владимира Ткаченко по «Пиковой даме» Чайковского в Пермском театре оперы и балета. Намеки, ассоциации, приметы, штрихи, видения — все вроде бы в полутонах и неопределенности, в колебаниях смыслов и неясности представлений о намерениях, а, тем не менее, видеоряд строит спектакль жесткий и расчетливый.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЕС СОВЕСТИ

    «Господа Головлевы». М. Е. Салтыков-Щедрин.
    Лысьвенский театр драмы им. А. Савина.
    Режиссер-постановщик Дмитрий Акимов, художник-постановщик Елена Сорочайкина.

    Во времена неустойчивой морали театр тяготеет к простоте и ясности. Чтобы черное назвали черным, а белое — белым. Контраст — без полутонов. Для большинства (как практиков, так и зрителей) театр стал местом эскапизма (об этом мы много говорили в первом сезоне «Петербургского театрального подкаста»). Сейчас в театре хочется видеть нереалистичные сценарии победы добра над злом или там покаяния злодея перед смертью...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ИТОГИ «ЗОЛОТОГО СОФИТА»-2024

    Сегодня на сцене Театра юных зрителей им А. А. Брянцева прошла торжественная церемония награждения лауреатов XXХ Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Ниже публикуем список победителей со ссылками на рецензии наших авторов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

    «Однажды в кабаре».
    Музей-квартира актеров Самойловых.
    Режиссер Виктор Тихонович, драматург Иван Орлов, художник Мария Дудина.

    «Однажды в кабаре» Виктора Тихоновича — экскурс в историческое прошлое начала ХХ века, время, когда назревала революция и режиссеры ощущали глобальные изменения в жизни и жаждали изменений в искусстве, занимаясь поиском новых форм. Спектакль начинается лекцией: к зрителям выходит Виктор Тихонович, изображающий старца — на голове будто посыпанный тальком парик. И этот парик — единственное внешнее средство, превращающее лектора в старца, вещающего зрителям об истоках кабаре. Все остальное «старческое» передано через пластику и интонации, причем нарочито — согнутая спина, мешающий говорить кашель. Он будто современник той эпохи, доживший до наших дней. Но рядом с лектором появляются другие герои, со слегка набеленными лицами и в элегантных нарядах. Они снимают с него парик, и «старец» предстает молодым интеллигентом в зеленом жакете — это перевоплощение оказывается зримой метафорой идеи обновления театра и жизни.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БУДУЩЕГО МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ

    Сегодня в Санкт-Петербурге завершил гастроли, приуроченные к своему 85-летию, московский Театр «Сатирикон». Наш автор Ирина Селезнёва-Редер побывала на спектакле «Государь-стендап» в режиссуре Александра Локтионова и делится своими впечатлениями об увиденном.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕТАФИЗИКА РУССКОГО ХРОНОТОПА

    «Гиппиус. Непредвиденное».
    Кабаре «Шум».
    Режиссер Фамил Джавадов.

    Осень какого-то года. Вечер какого-то месяца. Листья под ногами, как всегда было и есть в октябре. На углу Надеждинской и Манежного, в доме, где с 1915-го живет Маяковский, в подвальчике Кабаре «Шум» Зинаида Гиппиус разговаривает со слушателями. Она читает свои дневники 1914–1917-го. Между прочим, в городе с 1914-го сухой закон, закрыто и кабаре «Бродячая собака», где все они собирались — «бражники и блудницы». В «Шуме» пока наливают, и ее гости — кто с бокалом вина, кто с коктейлем, а законопослушные — с чашкой крепкого чая. Их немного, человек тридцать.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МАЛЬЧИШКИ НАШЕГО ДВОРА

    О режиссерской лаборатории Большого Детского фестиваля в Санкт-Петербурге

    Совсем недавно Театральный проект 27 открыл собственную площадку. И практически сразу стал принимающей стороной для Большого Детского фестиваля, впервые прошедшего в Санкт-Петербурге.

    Традиционная для всех городов, где проходит БДФ, режиссерская лаборатория на этот раз была посвящена театру для подростков. Заявки отбирали по опен-коллу, в результате которого до постановок дошли четыре команды.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

    «Преступление и наказание». На музыку Г. Малера и Б. Тищенко.
    Театр балета Бориса Эйфмана.
    Хореограф Борис Эйфман, художник Зиновий Марголин.

    Кто в последние двадцать лет видел один балет Бориса Эйфмана — тот видел их все. Хореограф собирает спектакли из привычных кубиков: у главного героя всегда будет темный двойник, толкающий его на всяческие непотребства, герой всегда будет выделяться, выбиваться, физически выпрастываться из однородной покачивающейся толпы, а героиня всегда будет жертвой мужского насилия. «Преступление и наказание» — мировая премьера, свеженький спектакль, представленный Борисом Эйфманом петербургской публике, — строго следует этому канону. Но есть и одно важное отличие — и оно огорчает больше всего.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮБОВЬ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ

    «Остров Сахалин». А. П. Чехов.
    РАМТ.
    Режиссер Олег Долин, художник Алексей Трегубов.

    «Остров Сахалин» Олега Долина по текстам Антона Чехова играется в Черной комнате, куда в рассадке этого спектакля (стулья стоят четырьмя секторами, между ними, крестом, четыре игровых прохода, в центре — круг «сцены») помещается 40 зрителей. Плюс одно подставное место для сотрудника театра. Войти в зал или выйти из него во время спектакля, который длится час пятнадцать, нельзя. Но, кажется, это никому и не приходит в голову. Потому что действие здесь стремительное, плотное, пружинистое, ритмичное, наполненное и артистизмом, актерскими «кружевами», искристостью открытой игры, и смыслами, довольно тяжелыми.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АДСКОГО ПРИВРАТНИКА НЕЛЬЗЯ УБИТЬ

    «Макбет. Трагедия». У. Шекспир.
    Калининградский драматический театр.
    Автор сценической редакции и режиссер Владислав Тутак, художник Светлана Тужикова.

    Мир спектакля — это пространство Гекаты (Татьяна Рогачева), похожей на Смерть из фильма Бергмана «Седьмая печать», с белым лицом и спрятанными в черный капюшон головой и шеей. Она, сев на трон, почти спиной к зрителям, перед закрытым занавесом становится еще одним наблюдателем за происходящим, каждое ее слово падает, как свинцовое ядро в тишине. Она тяжело упрекает ведьм (которых еще нет на сцене), что без ее ведома они предсказали то, что предсказали.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮДИ И ПРИРОДА: КТО КОГО?

    «Перевал Дятлова». И. Васьковская.
    Серовский театр драмы им. А. П. Чехова.
    Режиссер Александр Сысоев, художник Владимир Кравцев.

    Информация о готовящемся в уральского городе Серове спектакле о гибельном походе студентов Политехнического института в горы северного Урала зимой 1959 года меня, честно говоря, нехорошо «напрягла». История дятловцев (по имени руководителя похода Игоря Дятлова) стала в последние годы частью бума масскультовской конспирологии в кино, худлите и нон-фикшене.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 114

    В архиве появился № 114. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ТЕАТР ДЕТСКОЙ ЭТИКИ

    Переписка Алисы Фельдблюм и Максима Каменских

    «Класс коррекции». Е. Мурашова.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Василий Сазонов, художник Анастасия Лыкова.

    Алиса Ф. — Максиму К.

    Макс, привет! Только что мы с тобой попрощались после спектакля «Класс коррекции» Василия Сазонова в ТЮЗе им. А. А. Брянцева. А потом случился не очень продуктивный, но вполне интересный спор со «взрослой» частью нашей редакции — о новой этике. Я писала, что, на мой взгляд, неэтично давать человеку без инвалидности изображать человека с инвалидностью. Мне писали, что эстетическое превыше этического, что были гениальные фильмы, спектакли, артисты... Впрочем, ты это все читал. Однако, чем больше я думаю про спектакль Василия Сазонова, тем сильнее погружаюсь в эту проблему — этично ли? И эстетическое, честно говоря, для меня уходит на второй план.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • НЕВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

    «Самоубийца». Н. Эрдман.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Постановка и сценография Николая Рощина.

    Пока пьесу «Самоубийца» запрещали в 30-е годы прошлого века к постановке и у Мейерхольда, и даже у Станиславского, несмотря на его личное письмо-просьбу к Сталину, сам ее автор Николай Эрдман был арестован. Случилось это с ним прямо на съемках фильма «Веселые ребята», сценарий которого он написал. Мы обычно не связываем эти события друг с другом. Мы не придаем значения тому факту, что солидная часть музыкальной кинокомедии происходит в присутствии катафалка и в окружении похоронных принадлежностей. Ведь это же так смешно и так, в сущности, безобидно! А, между тем, Эрдман явно разрабатывал «гробовой» сюжет, который кочевал у него из сочинения в сочинение. Конечно, в пьесе «Самоубийца» все устроено гораздо сложнее, нежели в киносценарии, но ведь и тут — комедия, и ее тексты просто убийственно смешны.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОТПРАВЛЯЙСЯ-КА, ДРУЖОК, В ВОРОНЕЖ, АДРЕС — «ДРАМКРУЖОК»

    Переписка Марины Дмитревской и Максима Каменских о Лаборатории воронежской драматургии

    Марина Дмитревская — Максиму Каменских

    Максим, привет!

    Вот уже несколько дней, как мы вернулись и закрутились с делами, а ведь пора отдавать долг чести и рассказать читателям и коллегам о двух насыщенных и, я бы сказала, радостных днях, которые мы провели в Воронеже на лаборатории так называемого «Драмкружка».

    Суть дела в том, что четверо — Станислав Смольянинов, Екатерина Рыжкова, Анна Колтырина и Арик Киланянц, называющие себя «Драмкружок», — решили создать в Воронеже движение драматургов. Собрали людей, полгода работали, написали пьесы, много пьес, руководителем позвали Ярославу Пулинович, она приглашала к занятиям то Дмитрия Данилова, то Олжаса Жанайдарова...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ПУСТЬ НИГДЕ В МИРЕ НЕ ВОЗНИКАЮТ ГОРЕСТНЫЕ ЗВУКИ»

    «Сутра золотого света».
    Театр-лаборатория Эрмитажа «Чудесный источник».
    Мастерская Яны Туминой.

    Спектакль «Сутра золотого света» наполнен светом. Он буквально везде. В кукольном представлении о принце Шакьямуни. В словах-молитве о счастье всех людей. В трепетном отношении к культуре Востока.

    «Сутра золотого света» — священный текст махаяны, одного из направлений буддизма. Считается, что пока слова сутры не перестанут звучать, в мире сохранится учение. В тексте рассказывается несколько легенд о Будде Шакьямуни, есть наставление царям и исповедь. В спектакле истории из сутры не разыгрываются. Священный текст становится скорее поводом, вдохновением для авторов постановки.

    Читать дальше | Комментарии (0)