
-
«Ловец слов». О. Лихачева.
Театр Поколений.
Режиссер Руслан Кацагаджиев.Биография Владимира Даля, рассказанная словами драматурга Олеси Лихачевой и поставленная режиссером Русланом Кацагаджиевым, — история пассионария.
Владимир Даль — удивительный чудак, двигающийся в жизни, казалось бы, по заданным (заурядным) траекториям, ходит все как-то иначе: нет-нет, да и свернет ненадолго со служебного маршрута на узенькую тропочку. А на тропочке встретит того или иного мужика, запишет в крохотный блокнотец вскользь сказанное слово, перемолвится коротко, да и отбежит обратно — делать, что должно, ни на секунду не забывая о том, чем горит сердце.
-
В ночь с 15 на 16 ноября погиб заслуженный артист России, премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. Он упал с балкона собственной квартиры — 5-й этаж, мгновенная смерть. Ему было 39 лет. Предполагается, что это был несчастный случай.
-
О театральной лаборатории — мастерской полного цикла на основе сюжетов из Торы в рамках проекта «Традиции будущего: Опыт — Поиск — Мастерство» в Театре «Шалом»
Если история циклична, то в ней можно не только обнаружить схожие симптомы бедствий, но и, наоборот, обрести поддержку и найти рецепты решения проблем. Герои древности справились со всем до нас, и Театр «Шалом», разглядывая в зеркале отражение современного человека, ищет на его растерянном лице черты предков.
-
«2007».
Московский театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александра Мошура.Рваные джинсы, кеды, фенечки, яркий макияж — толпа молодежи собралась на входе Сцены на Сретенке. Кажется, такого в Театре Маяковского не было никогда. Многие из зрителей, в силу возраста, и не догадываются о том, почему тот самый 2007-й наделяют сакральным смыслом; другие, чуть постарше, с трепетом и воодушевлением обсуждают в гардеробе, у кого как именно «горел сентябрь»; более степенная публика скромно разбегается по углам фойе, наблюдая за тем, как актеры, еще не переступившие порог сцены, «режутся» со зрителями в приставку и едят чипсы. Всех их объединяет только одно — спектакль-рок-концерт, на котором ни возраст, ни статус не важны настолько, насколько важна способность чувствовать и сопереживать, отпустив себя так, как это бывает, возможно, только на концерте. Это не про ностальгию, не про похороны ушедшей молодости, а про свободу во всех ее проявлениях.
-
«Пиковая дама». П. И. Чайковский.
Пермский театр оперы и балета.
Дирижер Владимир Ткаченко, режиссер Владиславс Наставшевс, художники Владиславс Наставшевс и Валерия Барсукова.Рационально об иррациональном — можно начать сразу с вывода об октябрьской премьере Владиславса Наставшевса и Владимира Ткаченко по «Пиковой даме» Чайковского в Пермском театре оперы и балета. Намеки, ассоциации, приметы, штрихи, видения — все вроде бы в полутонах и неопределенности, в колебаниях смыслов и неясности представлений о намерениях, а, тем не менее, видеоряд строит спектакль жесткий и расчетливый.
-
«Господа Головлевы». М. Е. Салтыков-Щедрин.
Лысьвенский театр драмы им. А. Савина.
Режиссер-постановщик Дмитрий Акимов, художник-постановщик Елена Сорочайкина.Во времена неустойчивой морали театр тяготеет к простоте и ясности. Чтобы черное назвали черным, а белое — белым. Контраст — без полутонов. Для большинства (как практиков, так и зрителей) театр стал местом эскапизма (об этом мы много говорили в первом сезоне «Петербургского театрального подкаста»). Сейчас в театре хочется видеть нереалистичные сценарии победы добра над злом или там покаяния злодея перед смертью...
-
Сегодня на сцене Театра юных зрителей им А. А. Брянцева прошла торжественная церемония награждения лауреатов XXХ Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Ниже публикуем список победителей со ссылками на рецензии наших авторов.
-
«Однажды в кабаре».
Музей-квартира актеров Самойловых.
Режиссер Виктор Тихонович, драматург Иван Орлов, художник Мария Дудина.«Однажды в кабаре» Виктора Тихоновича — экскурс в историческое прошлое начала ХХ века, время, когда назревала революция и режиссеры ощущали глобальные изменения в жизни и жаждали изменений в искусстве, занимаясь поиском новых форм. Спектакль начинается лекцией: к зрителям выходит Виктор Тихонович, изображающий старца — на голове будто посыпанный тальком парик. И этот парик — единственное внешнее средство, превращающее лектора в старца, вещающего зрителям об истоках кабаре. Все остальное «старческое» передано через пластику и интонации, причем нарочито — согнутая спина, мешающий говорить кашель. Он будто современник той эпохи, доживший до наших дней. Но рядом с лектором появляются другие герои, со слегка набеленными лицами и в элегантных нарядах. Они снимают с него парик, и «старец» предстает молодым интеллигентом в зеленом жакете — это перевоплощение оказывается зримой метафорой идеи обновления театра и жизни.
-
Сегодня в Санкт-Петербурге завершил гастроли, приуроченные к своему 85-летию, московский Театр «Сатирикон». Наш автор Ирина Селезнёва-Редер побывала на спектакле «Государь-стендап» в режиссуре Александра Локтионова и делится своими впечатлениями об увиденном.
-
«Гиппиус. Непредвиденное».
Кабаре «Шум».
Режиссер Фамил Джавадов.Осень какого-то года. Вечер какого-то месяца. Листья под ногами, как всегда было и есть в октябре. На углу Надеждинской и Манежного, в доме, где с 1915-го живет Маяковский, в подвальчике Кабаре «Шум» Зинаида Гиппиус разговаривает со слушателями. Она читает свои дневники 1914–1917-го. Между прочим, в городе с 1914-го сухой закон, закрыто и кабаре «Бродячая собака», где все они собирались — «бражники и блудницы». В «Шуме» пока наливают, и ее гости — кто с бокалом вина, кто с коктейлем, а законопослушные — с чашкой крепкого чая. Их немного, человек тридцать.
-
О режиссерской лаборатории Большого Детского фестиваля в Санкт-Петербурге
Совсем недавно Театральный проект 27 открыл собственную площадку. И практически сразу стал принимающей стороной для Большого Детского фестиваля, впервые прошедшего в Санкт-Петербурге.
Традиционная для всех городов, где проходит БДФ, режиссерская лаборатория на этот раз была посвящена театру для подростков. Заявки отбирали по опен-коллу, в результате которого до постановок дошли четыре команды.
-
«Преступление и наказание». На музыку Г. Малера и Б. Тищенко.
Театр балета Бориса Эйфмана.
Хореограф Борис Эйфман, художник Зиновий Марголин.Кто в последние двадцать лет видел один балет Бориса Эйфмана — тот видел их все. Хореограф собирает спектакли из привычных кубиков: у главного героя всегда будет темный двойник, толкающий его на всяческие непотребства, герой всегда будет выделяться, выбиваться, физически выпрастываться из однородной покачивающейся толпы, а героиня всегда будет жертвой мужского насилия. «Преступление и наказание» — мировая премьера, свеженький спектакль, представленный Борисом Эйфманом петербургской публике, — строго следует этому канону. Но есть и одно важное отличие — и оно огорчает больше всего.
-
«Остров Сахалин». А. П. Чехов.
РАМТ.
Режиссер Олег Долин, художник Алексей Трегубов.«Остров Сахалин» Олега Долина по текстам Антона Чехова играется в Черной комнате, куда в рассадке этого спектакля (стулья стоят четырьмя секторами, между ними, крестом, четыре игровых прохода, в центре — круг «сцены») помещается 40 зрителей. Плюс одно подставное место для сотрудника театра. Войти в зал или выйти из него во время спектакля, который длится час пятнадцать, нельзя. Но, кажется, это никому и не приходит в голову. Потому что действие здесь стремительное, плотное, пружинистое, ритмичное, наполненное и артистизмом, актерскими «кружевами», искристостью открытой игры, и смыслами, довольно тяжелыми.
-
«Макбет. Трагедия». У. Шекспир.
Калининградский драматический театр.
Автор сценической редакции и режиссер Владислав Тутак, художник Светлана Тужикова.Мир спектакля — это пространство Гекаты (Татьяна Рогачева), похожей на Смерть из фильма Бергмана «Седьмая печать», с белым лицом и спрятанными в черный капюшон головой и шеей. Она, сев на трон, почти спиной к зрителям, перед закрытым занавесом становится еще одним наблюдателем за происходящим, каждое ее слово падает, как свинцовое ядро в тишине. Она тяжело упрекает ведьм (которых еще нет на сцене), что без ее ведома они предсказали то, что предсказали.
-
«Перевал Дятлова». И. Васьковская.
Серовский театр драмы им. А. П. Чехова.
Режиссер Александр Сысоев, художник Владимир Кравцев.Информация о готовящемся в уральского городе Серове спектакле о гибельном походе студентов Политехнического института в горы северного Урала зимой 1959 года меня, честно говоря, нехорошо «напрягла». История дятловцев (по имени руководителя похода Игоря Дятлова) стала в последние годы частью бума масскультовской конспирологии в кино, худлите и нон-фикшене.
-
В архиве появился № 114. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Переписка Алисы Фельдблюм и Максима Каменских
«Класс коррекции». Е. Мурашова.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Василий Сазонов, художник Анастасия Лыкова.Алиса Ф. — Максиму К.
Макс, привет! Только что мы с тобой попрощались после спектакля «Класс коррекции» Василия Сазонова в ТЮЗе им. А. А. Брянцева. А потом случился не очень продуктивный, но вполне интересный спор со «взрослой» частью нашей редакции — о новой этике. Я писала, что, на мой взгляд, неэтично давать человеку без инвалидности изображать человека с инвалидностью. Мне писали, что эстетическое превыше этического, что были гениальные фильмы, спектакли, артисты... Впрочем, ты это все читал. Однако, чем больше я думаю про спектакль Василия Сазонова, тем сильнее погружаюсь в эту проблему — этично ли? И эстетическое, честно говоря, для меня уходит на второй план.
-
«Самоубийца». Н. Эрдман.
МХТ им. А. П. Чехова.
Постановка и сценография Николая Рощина.Пока пьесу «Самоубийца» запрещали в 30-е годы прошлого века к постановке и у Мейерхольда, и даже у Станиславского, несмотря на его личное письмо-просьбу к Сталину, сам ее автор Николай Эрдман был арестован. Случилось это с ним прямо на съемках фильма «Веселые ребята», сценарий которого он написал. Мы обычно не связываем эти события друг с другом. Мы не придаем значения тому факту, что солидная часть музыкальной кинокомедии происходит в присутствии катафалка и в окружении похоронных принадлежностей. Ведь это же так смешно и так, в сущности, безобидно! А, между тем, Эрдман явно разрабатывал «гробовой» сюжет, который кочевал у него из сочинения в сочинение. Конечно, в пьесе «Самоубийца» все устроено гораздо сложнее, нежели в киносценарии, но ведь и тут — комедия, и ее тексты просто убийственно смешны.
-
Переписка Марины Дмитревской и Максима Каменских о Лаборатории воронежской драматургии
Марина Дмитревская — Максиму Каменских
Максим, привет!
Вот уже несколько дней, как мы вернулись и закрутились с делами, а ведь пора отдавать долг чести и рассказать читателям и коллегам о двух насыщенных и, я бы сказала, радостных днях, которые мы провели в Воронеже на лаборатории так называемого «Драмкружка».
Суть дела в том, что четверо — Станислав Смольянинов, Екатерина Рыжкова, Анна Колтырина и Арик Киланянц, называющие себя «Драмкружок», — решили создать в Воронеже движение драматургов. Собрали людей, полгода работали, написали пьесы, много пьес, руководителем позвали Ярославу Пулинович, она приглашала к занятиям то Дмитрия Данилова, то Олжаса Жанайдарова...
-
«Сутра золотого света».
Театр-лаборатория Эрмитажа «Чудесный источник».
Мастерская Яны Туминой.Спектакль «Сутра золотого света» наполнен светом. Он буквально везде. В кукольном представлении о принце Шакьямуни. В словах-молитве о счастье всех людей. В трепетном отношении к культуре Востока.
«Сутра золотого света» — священный текст махаяны, одного из направлений буддизма. Считается, что пока слова сутры не перестанут звучать, в мире сохранится учение. В тексте рассказывается несколько легенд о Будде Шакьямуни, есть наставление царям и исповедь. В спектакле истории из сутры не разыгрываются. Священный текст становится скорее поводом, вдохновением для авторов постановки.
комментарии