
-
«Я — Будда».
Национальный драматический театр им. Б. Басангова (Республика Калмыкия) в рамках Театральной олимпиады.
Режиссер Борис Манджиев, сценография Елены Варовой.Привезенный из Калмыкии в рамках Театральной олимпиады спектакль Бориса Манджиева рассказывает, или, скорее, напоминает зрителю, давно всем известную историю о превращении Сиддхартхи Гаутамы в Будду Шакьямуни. В сценическом рассказе, воссоздающем этот древний сплав мифологии и религии, неожиданным становится одно из ключевых режиссерских решений: поместив на первый план наравне с Сиддхартхой его брата — Девадатту, нам смещают «точку сборки», весь спектакль — словно иллюстрированный поток воспоминаний прикованного к инвалидному креслу Девадатты (Очир Такаев). История молодости будущего Будды (Эренцен Авяшкиев) подается через эпизоды его дворцовой жизни: следующие друг за другом не всегда в хронологическом порядке, они, действительно, словно воспоминания, плавно и почти неуловимо перетекают друг в друга по своей собственной логике и внутренним взаимосвязям.
-
«Чайка». А. П. Чехов.
Тверской ТЮЗ.
Режиссер Вероника Вигг, художник Дмитрий Горбас.На этом спектакле молодого британского режиссера Вероники Вигг вряд ли кому в голову придет мысль об «усталости» чеховских текстов. Вигг вернула драматургу-классику статус автора «новой драмы». К ней он когда-то и принадлежал на рубеже XIX–XX веков, а сегодня, спустя сто с лишним лет, благодаря легкой руке и безусловной чуткости Вигг, снова в нее влился.
-
В архиве появился № 95. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Сайгон».
Театральная компания Les Hommes Approximatifs (Валанс, Франция / Хошимин, Вьетнам) в рамках Театральной олимпиады.
Режиссер Каролин Нгуен, соавтор Клер Калви, драматургия Жереми Шайдлера и Манон Уормс, сценография Алис Дюшанж.Сайгон, столица Французского Индокитая и государства Вьетнам, давно исчез с карты мира. Воспоминания о нем живут в кафе «Сайгон», месте действия спектакля Каролин Нгуен, в 2017 году представленного в основной программе Авиньонского фестиваля, объехавшего затем полмира и недавно показанного в Петербурге в рамках Театральной олимпиады. В кафе на парижской авеню де Шуази встречаются вьетнамские эмигранты, чтобы разделить горечь ностальгии и поговорить на своем языке, иногда заходят сюда и французы, прошлое которых связано с колониальным Вьетнамом. Начавшись в Париже, действие затем переносит нас в Сайгон 1956 года, когда последние французы покидали страну, и возвращает в финале в 1996 год, ознаменованный разрешением вьетнамским эмигрантам вернуться на родину.
-
«Король Лир». У. Шекспир.
Старый театр (Краков, Польша) в рамках Театральной олимпиады.
Режиссер Ян Клята, сценография и костюмы Юстины Лаговской.Ян Клята поставил своего «Короля Лира» про передачу власти внутри католической церкви — ход, который должен был придать шекспировской истории еще большую универсальность, одновременно поместив ее в современный контекст. И да — это у него, безусловно, получилось. Нигде не нашлось упоминания о том, что режиссер ставил что-нибудь в оперном театре, хотя амбициозность и сложносочиненность концепции, в которую режиссер встроил «Короля Лира», как раз сродни той, что практикуется, и очень даже удачно, в опере. Опера (про которую циники говорят, что она прародительница кэмпа, так как под невыносимо прекрасной оболочкой всегда скрыто нелепое содержание, читай — схематичный сюжет и средненькие тексты) прекрасно адаптируется под самые невероятные концепции. Юлий Цезарь в опере Генделя — глава миротворческой миссии ООН в Северной Африке? Отлично. Песенка герцога из «Риголетто» исполняется на столе для рулетки в казино Лас-Вегаса? Замечательно. Пока Аида и Амнерис выясняют, чьим будет Радамес, англичане в пробковых шлемах пакуют в деревянные ящики саркофаги и целые куски храмов для отправки в Британский музей? Любопытно. А если вдруг голубая каска с буквами UN на голове Юлия Цезаря кажется, как бы это сказать, немного инородной, — музыка все равно не обманет.
-
О спектаклях вышневолоцкого фестиваля «Надежды России»
В Вышнем Волочке Год театра ощутим, как мало где: после нескольких лет перерыва смог пройти 10-й фестиваль театров малых городов России. Брэнд перехвачен другим фестивалем (да их и должно быть в огромной стране не один и не два). Потому возникло новое название как подзаголовок прежнего: «Надежды России». Громко звучит, но и в самом деле бедна была бы культура страны, включая столицы, без этих своих источников.
-
«Точки на временной оси». Д. Богославский.
Театр «ЦЕХЪ».
Режиссер Владимир Юров, художник Анастасия Копылова.Новый спектакль театра «Цехъ» в постановке Владимира Юрова родился на 1-й режиссерской лаборатории «Вторая смена» и вылился в полнометражный проект под названием «Точки на временной оси».
«Точки на временной оси» Дмитрия Богославского — драматургический сборник новелл. Явление, прежде казавшееся оксюмороном для драматургии, а сегодня напротив ставшее одним из центральных жанров в этой области. Отчасти калькирующее новеллы «о любви» в кино: «Токио, я люблю тебя», «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя» и другие. По сути же, белорусский ответ Харуки Мураками.
-
«Вымыслы». По книгам Х. Л. Борхеса «Книга песка» и «Вымыслы».
Государственный молодежный театр Литвы в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
Режиссер и сценограф Адомас Юшка.Хорхе Луис Борхес долгое время служил директором Национальной библиотеки. Он боготворил Книгу, и героя одного из своих рассказов запер в «Вавилонской библиотеке», которая одновременно метафора и жизни, и культуры. Неудивительно, что герой заблудился там и сошел с ума — или ему так показалось. Именно он — главное действующее лицо спектакля Государственного молодежного театра Литвы «Вымыслы» в постановке ученика Някрошюса Адомаса Юшки. Он выпустил этот спектакль, еще учась на четвертом курсе.
-
Заметки о VI Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону
Нынче Ростов-на-Дону принимал театры из 12 городов. Решительного отличия от принципа формирования афиши прежних фестивалей не было: ее составила в основном классика — Грибоедов, Гоголь, Достоевский... Три театра привезли спектакли по пьесам Островского, два — по пьесам Чехова. Классику-то всегда ставить будут, но что увидено в ней сегодня?
-
Сколько раз мы пробовали заказать портрет Александра Новикова, — столько раз терпели неудачу, дело не выходило: не дается он критикам на перо. Роли даются, а сам он — нет, ускальзывает. Что-то есть в его актерской природе чрезвычайно трудное для определения, для каких-то точных формул и характеристик.
-
Сегодня юбиляром — прекрасный Юрий Погребничко. Практически — безукоризненный и точно не требующий формальных славословий.
Не будем ничего делать специально. В последнем номере «ПТЖ» опубликован большой текст Лидии Тильги о выставке Юрия Кононенко и «Вишневом саде» Юрия Погребничко. Откинув правила, публикуем в блоге совсем свежий «бумажный» текст и поздравляем Юрия Николаевича непосредственно с Моховой, где он когда-то учился...
«А Погребничко все сделал неправильно. Хотя — так тоже можно». История умалчивает, что разбирал Борис Осипович Костелянец на Моховой полвека назад. Не исключено, что «Вишневый сад»: в сегодняшней премьере «Около» третий чеховский акт начинается приходом актеров в Эльсинор. Допустив в начале режиссерского пути вольнодумство, Б. О., может быть, заодно благословил и будущих зрителей Вознесенского переулка: забывать о вечном страхе разминуться с концепцией, не прочесть замысел. Верить лишь интуиции — и ходу чеховского волчка, что кружит в мире Погребничко, где хочет.
-
«Три сестры». А. Чехов.
Великолукский драматический театр.
Режиссер Юрий Печенежский, художник-постановщик Дмитрий Горбас.В «Трех сестрах» Юрия Печенежского время закончилось, будущего нет. Никакой надежды на то, что «через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной», не может быть.
Первое действие начинается почти как классическая постановка Чехова: все действующие лица в исторических костюмах, а на небольшой платформе установлены стол и фрагмент такой же классической декорации с дверью и двумя колоннами. Но вокруг этого обломка старого театра или старой жизни (или и того, и другого) — бесконечная черная пустота обнаженной глубокой сцены. Сбоку в этой пустоте лежат чемоданы. В начале первого акта с этой платформой постоянно играют: на ней — про быт, вне ее — про бытие. О Москве говорят, только сойдя в «пустоту»; Маша (Алина Бичай) в черном платье сидит поодаль, отдельно, на стуле. Все персонажи появляются из дверей в декорации, но Вершинин (Кирилл Парменов) возникает сбоку, как будто из глубины дома или из этой вселенской пустоты: он же из Москвы, которая, разумеется, вовсе не город на карте, а мечта о счастье. И с Машей они встречаются в этом экзистенциальном пространстве. Потому что суженые. Потому что судьба.
-
«Медея». По трагедии Еврипида.
Компания Toneelgroep Amsterdam (Нидерланды) в рамках XIV Международного фестиваля-школы «Территория».
Режиссер Саймон Стоун, художник Боб Казенс.Спектакль Саймона Стоуна — лаконичный, строгий, стерильный. Место действия — вакуум, белая студия, где кто-то — Рок или равнодушный алгоритм, управляющий миром и человеком, — снимает свой фильм. Или лаборатория, где герои — профессионалы медицины — делают объектом опыта и исследования самих себя и своих близких.
-
«Мертвые души. Часть первая. Начало». Н. В. Гоголь.
Краснодарский Молодежный театр.
Режиссер Даниил Безносов, художник Настя Васильева.Трудно сказать, выиграл или проиграл режиссер Даниил Безносов, не взяв в помощь драматурга. Показана линейная последовательность романа Гоголя: от рождения Чичикова до самого его триумфа. Это «похождение» включает становление Чичикова, череду встреч с помещиками и оканчивается зарисовкой о «живых» мертвых мужицких душах. Продолжение (город, чиновники, разоблачение), как обещает театр, следует.
-
«Город ищет убийцу». Инсценировка М. Шишкина и Э. Келера по мотивам фильма Ф. Ланга «М».
Театр Поколений им. З. Я. Корогодского.
Режиссер Эберхард Келер, сценография Данилы Корогодского.«Город ищет убийцу» Театра Поколений — калька со спектакля, поставленного Эберхардом Келером с актерами из Германии и Швейцарии по мотивам фильма Фрица Ланга «М».
В одном городе уже долгое время кто-то убивает маленьких девочек. Поиски виновного ни к чему не приводят. Полиция каждую ночь врывается в заведения, где обитают проститутки и преступники. Это не нравится криминальным авторитетам, их бизнес терпит убытки. Тогда они решают сами найти убийцу, подключив к поиску сеть нищих и калек. Полиция и мафия одновременно выходят на след Ганса Бекерта, недавно выписанного из лечебницы, но мафиози удается раньше его поймать и устроить над ним самосуд. Полиция успевает вовремя найти их на заброшенном заводе и передать убийцу законному суду.
-
«Love Cycle: „OCD Love“ и „Love Chapter 2“».
Танцевальная компания L-E-V (Израиль), в рамках Международной программы театрального фестиваля «Золотая Маска» (спектакли в Москве) и Театральной олимпиады — 2019 (спектакли в Санкт-Петербурге).
Хореография Шарон Эяль в соавторстве с Гаем Бехаром, музыка Ори Лихтика.Аббревиатура OCD в названии первой части полиптиха* «Love Cycle» — англоязычный вариант ОКР, обсессивно-компульсивного расстройства. Шарон Эяль, хореограф и руководительница израильской танцевальной компании L-E-V, сама сообщает, что «Love Cycle» появился после ее знакомства с текстом Нила Хилборна. Сам живущий с ОКР, он написал стихотворение об этом. Его «OCD» погружает в ситуацию двойного волнения — герой влюблен и одновременно вспоминает о своей навязчивой фобии. Романтика перемежается с описанием симптомов: зацикленность, множественность одинаковых действий.
-
«Теория счастья. 80 лет».
Режиссеры Екатерина Гороховская, Дмитрий Егоров, Борис Павлович.
Драматургическая группа Борис Павлович, Дмитрий Егоров, Ксения Ярош. Художники Александр Мохов, Мария Лука, Олег Головко.17 октября театроведческий факультет РГИСИ начал трехдневные празднования своего 80-летия большим сбором гостей и первым в истории факультета документальным спектаклем. В течение полугода участники проекта записывали интервью с бывшими студентами и педагогами факультета. Три режиссера, когда-то учившиеся на театроведческом, со своими «пятерками» артистов репетировали автономные части исследования. Они были соединены в целое за последние предъюбилейные дни, когда Гороховская, Павлович и Егоров вернулись, выпустив премьеры в разных городах, и соединились со своими артистами. Дмитрий Егоров — с Кириллом Вараксой, Ильей Делем, Ульяной Фомичевой, Максимом Фоминым и Галой Самойловой. Екатерина Гороховская — с Марией Романовой, Ольгой Афанасьевой, Ксенией Морозовой, Верой Латышевой, Федором Климовым. Борис Павлович — с Яной Савицкой, Юлией Захаркиной, Алиной Михайловой, Ксенией Захаровой. Зал Театра Музыкальной комедии был полон. Аншлаг! Но это был зал сплошных театроведов. Было ли когда-то такое в истории?..
-
Тема этого номера — «Эстетическая память театра» — возникла не от глубокомыслия. Она возникла год назад, в тот момент, когда Николай Песочинский в каком-то фейсбуковском комменте с присущим ему юмором написал мне: а что это «ПТЖ» все делает молодежные номера? А не хочешь ли ты сделать геронтологический номер?.. На более углубленный контакт и концептуальную дискуссию Николай Викторович долго не шел, ограничившись предложением написать на обложке «Раньше все было лучше» — и этим закончить.
Модель пенсионерского номера не прошла сразу, после первого же чата с ветеранами (еще с молодыми как-то можно сговориться, но возрастной контингент к командному сочинительскому веселью не очень расположен). А вот идея поговорить про аспекты эстетической памяти и взрыхлить историческое прошлое, поняв, какие из театральных идей и концепций питают нынешнюю сцену, а какие нет, — эта идея осталась. Мы повесили ее на просушку: притянутся ли к ней какие-то материалы?
-
«Пер Гюнт». Г. Ибсен.
Театр им. Евгения Вахтангова.
Режиссер Юрий Бутусов, художники Максим Обрезков и Александр Барменков.В новом статусе главного режиссера Театра Вахтангова Юрий Бутусов поставил один из самых своих стройных и ясных по форме спектаклей, хотя столь же мучительно сложный по сути, как и предыдущие его работы. Постановка пока не окончательно устоялась: на первых прогонах в мае она шла больше четырех часов, потом была сокращена до трех с половиной, но снова растянулась почти до четырех. Словно живой, дышащий организм, сужающий и расширяющий грудную клетку.
-
«Пари над бездной».
Московский театр мюзикла.
Автор идеи, сценограф Андрей Кольцов, автор концепции Ирина Дрожжина, художник-постановщик Иоахим Барт, композитор Миша Мищенко, хореограф-постановщик Александр Абдукаримов, хореограф Екатерина Абдукаримова, художник по костюмам Евгения Панфилова, художник по гриму Марина Дьякова.«Новый цирк» в репертуаре отечественного театра — явление раритетное, если не сказать уникальное. Скромные попытки внедрить на сцену этот неустоявшийся — главным образом, в сознании отечественного зрителя — жанр обозначены отдельными опытами на разных сценах. Максим Диденко регулярно экспериментирует с цирковыми трюками в пределах драматического театра, внедряя их в ткань спектакля точечно и осторожно. Елена Польди и ее «Антикварный цирк» пробиваются к зрителю обычно в конце сезона в рамках новогодней программы, в которой вроде бы цирк и к месту. Но во всем царят режиссерская осторожность и в какой-то мере неопытность. Цирк у нас — зрелище детское, а «новый цирк» — в милях от него.
комментарии