Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

20 декабря 2016

ЖОНГЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТАМИ И СЛОВАМИ

Вот уже в четвертый раз в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума работала секция «Цирк и уличный театр», которой бессменно руководит знаменитый клоун Слава Полунин.

Все эти годы приоритетом в деятельности секции был вопрос о том, как совместить традиционный цирк и цирк новый, как соединить высокое мастерство, каким по праву может гордиться отечественное цирковое искусство, с современным художественным языком, современным пониманием художественности в целом. Это очень непростая задача, и искусство цирка переживает момент сложный, переломный, болезненный. Форум призван помочь деятелям цирка пройти сквозь рифы недопонимания, яростного отстаивания своих позиций, чтобы совместными усилиями суметь сохранить все лучшее, что создано в цирковом искусстве за долгие годы, и увидеть, понять, где его перспектива, как может и должен выглядеть день завтрашний. О прошлых Форумах вы сможете прочитать в ПТЖ № 75, 79, 83.

С прошлого года в рамках секции стала работать подсекция «Индустрия цирка», созданная по инициативе соруководителя секции в 2015 году Вадима Гаглоева. В 2016 году эта работа продолжена под руководством сегодняшнего генерального директора Росгосцирка Дмитрия Иванова. Здесь речь идет о самых насущных вопросах менеджмента, инвестициях, организации внутреннего и международного проката — словом, обо всем том, что не просто поможет цирку выжить, но и даст возможность воплотить в нем самые смелые и дерзкие творческие замыслы.

Наташа Табачникова

ЖОНГЛИРОВАНИЕ СЛОВАМИ И ПРЕДМЕТАМИ

На вопрос, почему в этом году подсекция «Цирк и уличный театр» посвящена жонглированию, Слава Полунин ответил так:

«Я люблю чудеса и радость, а цирк — это и есть чудеса и радость, ради которых люди в него идут. Что такое радость? Это клоуны. А что такое чудеса?

В первую очередь я подумал о жонглировании. В этом году мы решили поговорить об искуcстве жонглирования, об одном из старейших жанров, известных с древнейших времен. Жонглеры всегда были принадлежностью уличных действ и праздников, балаганных и ярмарочных представлений и, конечно, сегодняшнего цирка и уличного театра. И в то же время именно жонглеры стали одними из первых, кто создал целые спектакли, в которых вдохновенно летающие мячики, яблоки или другие предметы научились выражать самые тонкие эмоции и чувства.

С первых посещений цирка меня восхищало, как долетают до неба и прилипают к рукам жонглёра предметы, а он будто бы держит в руках весь мир.

Слава Полунин.
Фото — архив Славы Полунина.

Сначала я познакомился с великой русской школой жонглирования, но потом увидел Майкла Моушена и понял, что можно не только кидать выше и больше предметов, ставя рекорды, но и раскрыть границы понимания вещей и их возможностей. В фильме «Лабиринт» с Дэвидом Боуи вы видите, как прозрачные шары в его руках текут будто кровь по жилам. Они были частью этого человека и летали не вверх-вниз, а по фантастическим траекториям. Я увидел совершенно другой образ этого искусства.

Когда я работал на Бродвее, мне сказали: «Пойди посмотри „The Flying Karamazov Brothers“. Сначала я подумал, что русская труппа приехала на гастроли. А оказалось, что это калифорнийские стильные современные ребята с бородами. Их было человек пять, и они целый вечер метали топоры, пролетавшие в сантиметре от их ушей, и без остановки болтали обо всем на свете: о погоде, о девушках, ссорились и мирились. Это было нереальное, опасное действо. Я понял, что вселенная жонглирования стала расширяться.

Совсем недавно мы работали в „Роял-фестивал холл“ (Лондон), а в соседнем огромном здании на тысячу человек работали „Cirque Alfonse“. Они метали бревна, топоры, столы, женщин, словом, создавали летающий мир. При этом они пили пиво, орали песни, и все вокруг было совершенно и им подвластно.

Другая незабываемая встреча — Виктор Ки в Цирке дю Солей. У него совершенное тело гимнаста, и он мог бы просто ходить по подиуму. Он танцует, как в лучших хореографических труппах, а то, что он делает с предметами, невозможно объяснить. Я смотрел с ним спектакль, где он был в образе ящера, летал, ползал, выворачивался, появлялся и исчезал, прыгал по столбам и жонглировал своим длинным хвостом так, как будто это часть его тела.

Я в очередной раз увидел, что жонглёрам подвластно все.

Здесь сегодня собралось десяток великих мастеров, и для меня это огромная радость — открыть наш форум, посвящённый этому великому искусству».

Представить себе научную конференцию по цирковому искусству с докладами и строгим регламентом выступлений трудно, поэтому в этом году рассказы о профессии сопровождались мастер-классами. Лучше один раз увидеть, как рекордсмен мира Сергей Игнатов подбрасывает и ловит мячи или как Жером Тома жонглирует одним полиэтиленовым пакетом, чем услышать сто описаний. Жонглеры устроили что-то вроде джем-сейшна, где жонглировали и словами, и предметами одновременно. Поэтому вместо традиционной подборки докладов мы представим вам портреты приехавших на форум жонглеров и одного режиссера цирка — Валентина Гнеушева.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Если вы мало знакомы с историей жонглирования, предлагаем вашему вниманию краткий экскурс в прошлое от основателя и руководителя международной цирковой энциклопедии «Circopedia» Доминика Жандо и статью кандидата искусствоведения Ирины Селезневой-Редер «Жонглирование в России», а также заметку продюсера Микио Ошимы о том, как обстоят дела с этим жанром в Японии.

Для более глубокого знакомства с этим древнейшим из жанров вы можете прочитать брошюру «Жонглеры. История в лицах», выпущенную специально к Форуму (электронная книга находится здесь ).

ЕВГЕНИЙ БИЛЯУЭР

Народный артист России, обладатель множества наград правительства СССР и России. В 2002 году на IX премии Всемирной ассоциации жонглеров ему вручили награду «За выдающийся вклад в жанре жонглирования». За 55 лет эту награду получили лишь восемь человек, Евгений Эмильевич — девятый. Обладатель нескольких рекордов Гиннесса, среди которых жонглирование 11 кольцами в 1968 году. Даже сейчас немногие жонглеры могут повторить этот трюк, а в то время он выглядел просто потрясающе.
Читать дальше…

СЕРГЕЙ ИГНАТОВ

Сергей Игнатов родился и живет в цирковой семье: его дед работал с лошадьми, отец дрессировал собак и обезьян, жена работала на проволоке, брат и племянник — жонглеры, как и он. Закончил цирковое училище у Виолетты Кисс. А дальше была карьера, состоявшая из многочисленных рекордов, среди которых знаменитые 11 колец, многократно получаемых титулов лучшего жонглера мира, мирового признания, восторгов поклонников и прессы… Но прежде всего из титанического труда.
Читать дальше…

АЛЕКСАНДР ФРИШ

Александр Фриш — жонглер-эксцентрик. В 1980 году он создал оригинальный номер «Симфоническая фантазия для большого барабана без оркестра» (реж. С. Уральский), который знала вся страна: чечетка на барабане, восемь кирпичей в ряд, потом выхватывание кирпичика из середины — и на край. Поскольку цирк в СССР восьмидесятых был, наравне с балетом, экспортным товаром, то Александр Фриш, став «выездным», скоро уехал на гастроли в США, был замечен цирковыми скаутами и 12 лет уже сольно гастролировал по циркам Америки, Европы и Австралии, вошел в мировую элиту цирка, стал любимцем публики десятков стран.

Сегодня Александр Фриш, заслуженный артист России, является художественным руководителем московского цирка-ателье «Три апельсина», инициатором и организатором международного фестиваля в Москве «Планета клоунов», выступает с труппой «Снежное шоу».
Читать дальше…

ЕВГЕНИЙ ПИМОНЕНКО

Евгений Пимоненко в 1989 году окончил Киевское государственное училище эстрадно-циркового искусства, учился в Творческой экспериментальной мастерской Валентина Гнеушева при Российском центре циркового искусства по подготовке новых номеров и аттракционов. Результатом работы с Гнеушевым стал номер «Ваш Пьеро» — жонглирование 7 и 9 кольцами в виде жабо на вольностоящей лестнице. В 1993 году Пимоненко стал лауреатом международного конкурса в Париже «Цирк завтрашнего дня», в 2000 году — золотым призером национальной премии «Цирк».
Читать дальше…

ВАЛЕНТИН ГНЕУШЕВ — РЕЖИССЕР ЦИРКА

Валентин Гнеушев — реформатор отечественной цирковой режиссуры. Ученик Гедрюса Мацкявичуса и Сергея Каштеляна, он с каждым артистом создает редкий, запоминающийся образ, выстраивает драматургию его номера и находит необычный реквизит.
Читать дальше…

ГАНДИНИ КОМПАНИ

В 1992 году всемирно известный жонглер Шон Гандини и чемпионка по ритмической гимнастике Кати Ула-Хоккала создали компанию «Гандини», в которой по сегодняшний день ставят эксперименты по слиянию жонглирования и танца. В качестве постановщиков они сотрудничают с композиторами и хореографами, дизайнерами одежды, программистами, звукорежиссерами и художниками. Они провели несколько сезонов, работая с симфоническими оркестрами и выстраивая паттерны жонглирования под классические произведения и специально созданную для них музыку. Среди композиторов, работавших с ними — Филипп Гласс, Том Джонсон и Нимрод Боренстин.
Читать дальше…

ЖЕРОМ ТОМА

Выпускник школы Анни Фрателлини в Париже, Жером Тома — жонглер, постановщик спектаклей, педагог. В 1992 году он создал Мастерскую по исследованию манипуляции объектами — «ARMO», в которой вместе с учениками и последователями изучает свойства предметов. В его спектаклях жонглирование неразрывно соединено с танцем и пантомимой. На мастер-классе он дал несколько комбинаций, и ритм подбрасывания и поимки мяча определялся не счетом, как у Гандини, а музыкальной фразой. На секции «Цирк» Жером Тома рассказал о том, в каких формах существует жонглирование сегодня.
Читать дальше…

СОЦИАЛЬНЫЙ ЦИРК И ЖОНГЛИРОВАНИЕ
Жером Тома очень дружит с Упсала-цирком — единственным цирком для хулиганов, большим социальным проектом для детей. С тех пор, как он приезжал на гастроли на их фестиваль «Летающие дети», цирк успел вступить на новую территорию: сейчас в нем развиваются сразу несколько направлений, связанных с работой с особыми детьми и педагогикой.

В рамках форума художественный руководитель и директор Упсала-цирка Лариса Афанасьева рассказала о том, почему они решили сделать новую группу и как дальше будет развиваться Упсала-цирк. На мастер-классе она провела открытый урок по жонглированию полиэтиленовыми пакетиками для особых детей.
Читать дальше…

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЦИРК ЗАВТРА. Итоги Форума подвела Наташа Табачникова

Цирковых фестивалей довольно много, но они носят довольно традиционный конкурсный характер. Театральный фестивали уже уходят от этого: Чеховский фестиваль отбирает лучшие постановки по всему миру без конкурса и привозит их в Россию. Мне кажется, что настал момент создать подобный фестиваль, посвященный цирку и уличному театру и демонстрирующий все необычные формы современного искусства. Это должен быть праздник, и он может проходить где угодно, даже на улице.
Читать дальше…

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*