Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

22 сентября 2017

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПОЗДРАВЛЕНИЮ, НАПИСАННОМУ К 75-ЛЕТИЮ Э. С. КОЧЕРГИНА, ПОТОМУ ЧТО СЕГОДНЯ ЕМУ 80!

Видите ли, время так бежит…

Пять лет назад я написала почти все, что хотела бы сказать в день рождения одному из самых важных людей в моей жизни — Эдуарду Степановичу Кочергину. Не поленитесь, прочтите тут.

Э. Кочергин и Р. Габриадзе. 1990 г. Фото М. Дмитревской

Э. Кочергин и Р. Габриадзе. 1990 г. Фото М. Дмитревской

Это было как будто позавчера, еще ничего существенного не успело произойти, а вот уже сегодня Кочергину 80… И он по-прежнему великий. И он по-прежнему мой крестный. Но видимся мы все реже…

Всю жизнь я повторяла, что Эдуард Степанович во многом «поставил» мне зрение: “Посмотрите на эту линию фонарей по Смоленке: ни одной правильной вертикали!.. Посмотрите, как натыканы люки по проезжей части. Ездить невозможно. Потому что дороги в России строят не для того, чтобы ездить, а чтобы враг не прошел. Это китчёво. Это падёж скота…«.

Э. Кочергин и Ю. Норштейн. 2007 г. Фото М. Дмитревской

Э. Кочергин и Ю. Норштейн. 2007 г. Фото М. Дмитревской

Я уж не говорю, что он во многом поставил мне мировоззрение, раз и навсегда внушив, что в этой стране никого и ничего нельзя бояться, и что у нас нет другой цели в жизни, кроме как сохранение культуры (это он повторял то, что сказал ему Н. П. Акимов, позвавший молодого сценографа преподавать). Теперь в минуту жизни трудную я вспоминаю эти заветы — и как-то становится легче. Тем более, собственную жизнь Эдуард Степанович так великолепно сыграл, несмотря на то, что ему (по выражению. С. М. Бархина) в детстве-юности «пришла негодная карта»: репрессированные родители, детприемники и т. д.

М. Азизян, С. Бархин, Э. Кочергин. 2017 г.  Фото М. Дмитревской

М. Азизян, С. Бархин, Э. Кочергин. 2017 г. Фото М. Дмитревской

Теперь Кочергин поставил зрение многим и многим, издав книжку о композиции и цвете, о своих профессиональных категориях (он всегда говорил, что должен переводить литературный и режиссерский текст в свои профессиональные категории). Думаю, эта книжка должна стать учебником и для критиков, клянущихся формальной школой, но плохо различающих холодные и теплые тона, диагональную и вертикальную композиции.

В этом году он вместе с Олегом Головко набрал новый курс. Он пишет, его ставят, он ездит. Радостно, что 80 он встречает выставкой, юбилейными празднованиями…

Слева направо: А. Алексеева-Кочергина, А. Михайлова, Н. Дмитриевская, М. Дмитревская, Э. Кочергин. Кажется, 2008 г. Фото из архива М. Дмитревской

Слева направо: А. Алексеева-Кочергина, А. Михайлова, Н. Дмитриевская, М. Дмитревская, Э. Кочергин. Кажется, 2008 г.
Фото из архива М. Дмитревской

Глядя на множество скопившихся за годы нашего общения фотографий, я поняла, что периодически пыталась познакомить и подружить Кочергина с кем-то. Однажды я свела его с Резо Габриадзе и потерпела сокрушительный провал: вода и камень, лед и пламень не могли сойтись по определению. Потом я знакомила Эдуарда Степановича с его читателем-почитателем Юрием Борисовичем Норштейном, и на фотографии они сидят после премии "Триумф«…Недавно засняла из с Сергеем Михайловичем Бархиным и Мариной Цолаковной Азизян, кажется, впервые «схватив» их в одном кадре. Вот компания!

Ну, и случались рождественские ночи в прекрасном кочергинском доме… Главная на этом коллективном фото, конечно, искусствовед Алла Александровна Михайлова, с которой Э. С. крепко дружил…

С днем рождения, в общем, дорогой Эдуард Степанович, маткой Броней рожденный, крестами крещенный, ангелом-пустые руки благословленный, бронзовым Гогой примеченный, кучей званий отмеченный, в общем — судьбою меченый.

Мы по-прежнему рады жить с Вами в одну историческую эпоху.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*