Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

6 мая 2015

ИСПОЛНИЛОСЬ 6 МЕСЯЦЕВ? ГОТОВ ИДТИ В ТЕАТР

«Я делаю мир» и «Сказки из маминой сумки».
Театр «Домик Фанни Белл».
Внеконкурсная программа фестиваля «Арлекин».

С какого возраста ребенок может ходить в театр?

Судя по афишам питерских театров для детей — с 3–4 лет.

Более юных в театр водят редко, и только те родители, которые не боятся скопления микробов. Для них, готовых начать знакомство своего ребенка с театром еще с младенчества, спектаклей в Петербурге как будто и нет.

Если же окинуть взглядом весь русский театральный ландшафт, то первая известная мне попытка сделать спектакль для детей от 2 лет была в 2008 году в Саратовском ТЮЗе. Екатерина Гороховская поставила «Росток», пластическую зарисовку на 50 минут, где Земля, Вода, Огонь и Воздух выращивают из семечка цветок. Спектакль заканчивался всеобщим рисованием.

Впоследствии Саратовский ТЮЗ в течение трех лет сотрудничал с немецким Театром молодого поколения и выпустил совместный русско-немецкий спектакль «…и над нами светят звезды», тоже 2+.

Эксперименты же в области театра для младенцев от 6 месяцев начались недавно. Одним из первых был «Театр на ладошке» Ольги и Юрия Устюговых с четырьмя спектаклями о временах года в Московском театре кукол на Бауманской.

Затем московский театр «Домик Фанни Белл» стал развивать программу «Бэби-сцена».

В Красноярском театре кукол Анна Иванова-Брашинская поставила «Мой волшебный носок» (его можно было увидеть в бэби-программе «Арлекина»).

«Я делаю мир».
Фото — архив театра «Домик Фанни Белл».

Летом же 2014 года на эту новую территорию вступил Институт театра (совместный проект Центра имени Вс. Мейерхольда, Школы театрального лидера и фестиваля «Золотая Маска») с долгосрочной программой по развитию бэби-театра в России.

По результатам первой лаборатории было выпущено 9 спектаклей — копродукций с самыми разными детскими театрами. По условиям лаборатории постановки длятся не более 30–40 минут, границы между игровой зоной и зрительным залом нет и задействованы все каналы восприятия ребенка (подробнее — см. «Театр: baby version» на «Maskbook»).

На фестиваль «Арлекин» приехали три спектакля, поставленные совместно с московским театром «Домик Фанни Белл». Показывали их на новой площадке «Karlsson haus», специально оборудованной для камерных спектаклей на 20–30 человек.

Мне удалось посмотреть только два из трех: «Я делаю мир» и «Сказки из маминой сумки». Надеюсь, те, кто видел «Гусеницу», смогут меня дополнить.

Все три спектакля объединяет одно: в числе их авторов — выпускницы художника и режиссера Дмитрия Крымова. Как оказалось, воспринятый у мастера принцип, когда актер на сцене не столько играет, сколько управляет фактурами и цветами, отлично работает и в бэби-театре.

Сотворение мира

«Я делаю мир». Для детей от 1,5 до 4 лет.
Режиссер Александра Ловянникова, художник Михаил Кукушкин.

Главная цель маленького ребенка — изучение окружающих его предметов всеми органами чувств. Какого цвета, какой формы, как звучат, как пахнут, какие на вкус? Как они двигаются и как называются? Все в спектакле подчинено таким вот исследовательским порывам маленьких зрителей. Они активно участвуют в спектакле, ползая рядом и хватая реквизит.

Сюжет спектакля — сотворение мира из бумаги. Вот огромные белые куски ватмана превращаются в заснеженные айсберги Антарктиды, они сменяются горами, лесами, а затем появляются деревни, город. И вот уже актеры вместе со зрителями едут к морю отдыхать в палатках.

Дети учатся складывать из бумаги птиц, подзорные трубы, палатки и устанавливают их на игровом поле.

А родители вспоминают о том, как надолго можно занять ребенка обычным куском бумаги, и учатся простым и в то же время изобретательным решениям: сложил пополам листок — вот и птица, перевернул — палатка, скомкал — и вот уже готова зима и игра в снежки.

Самое важное в этой камерной истории — место действия: соразмерный детям голубой шатер, создающий ощущение уюта. Ведь каждый ребенок любит строить себе укрытия в детской и сидеть там на подушках, как в этом спектакле.

В любой момент зрители могут уйти по делам и вернуться, проползти из одного конца зала в другой, забрать с собой какой-нибудь бумажный кусочек спектакля.

Человек играющий

«Сказки из маминой сумки». Для детей от 3 до 7 лет.
Бэби-театр в 1 д.
Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова.

Несмотря на маркировку 3+, на спектакле были и полуторагодовалые дети. Смотрели, не отвлекаясь.

Здесь сюжет построен на том, как вещи из маминой сумки превращаются в живых существ и начинают жить обычной жизнью.

Трио расчесок — ежики: мама, папа и сын; раскрытый и перевернутый макбук — их домик; перчатки и носочки — их шапочки; линейка с прищепками — елочка; бусы — елочные игрушки; шелковые платки — трава, река, цветы…

«Сказки их маминой сумки».
Фото — архив театра «Домик Фанни Белл».

Папа работает, мама гуляет с ребенком, они празднуют Новый год, а потом отправляются в долгожданное путешествие с палатками. Там, в палатке, снятся Ежику дальние страны, и среди них — Париж (Эйфелева башня — брелок со связки ключей). Но пора возвращаться, и все предметы оживают в конце спектакля уже не благодаря пяти актрисам, а благодаря детям, осаждающим невысокий столик, на котором все это показывали.

И снова в спектакле спрятан мастер-класс для мам: как с помощью содержимого своей сумки придумывать сказки детям.

Перевоплощение привычных вещей в живые — одна из древнейших сказочных и игровых традиций. Йохан Хейзинга говорил, что культура рождается из игры и обладает ее игровыми формами. Так что бэби-театр в таком раннем возрасте нужен именно для развития этого ценного умения — играть, без которого не обойтись и мамам и папам.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*