Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ЖЕНЩИНА ДЛЯ РУССКОГО ЛЕЙТЕНАНТА

Премьерный спектакль Камерного театра Малыщицкого «Глаза дня/Мата Хари» говорит со зрителями о праве на любовь, жизнь  и самоопределение

Уж сколько раз твердили миру: в мужские игры дамам лучше не играть. Особенно если они артистки. Некоторым, конечно, удавалось совмещать. Примером тому «девушка моей мечты» Марика Рекк или еще одна звезда Третьего Рейха — Ольга Чехова… Эти и другие женщины были подвержены страстям, они отдавались любви искренно и нежно, совершали неосмотрительные поступки, за что и поплатились. Взять хотя бы исполнительницу экзотических восточных танцев и «медовую ловушку» (так именуют обольстительных шпионок) голландку Маргарет Гертруду Целле, известную как Мата Хари: ее расстреляли солдаты в Венсенском лесу под Парижем в 1917 году, в разгар Первой мировой войны, за шпионаж в пользу Германии, по приказу французского военного трибунала.

История Маты Хари давно будоражит общество. В стороне не осталась и Елена Гремина, известный российский режиссер, драматург и сценарист, основательница Театра.doc и театрального течения «новая драма». Но написав пьесу «Глаза дня», она осталась верна себе: в поле ее зрения оказалась не только страсть, но и тема противостояния личности и государства. А вот режиссера Петра Шерешевского, взявшегося за постановку этой пьесы в Камерном театре Малыщицкого, больше волнует вечная тема любви и личной свободы/несвободы. Тот, кто влюблен, бесспорно, встречается с богом. Но готов ли человек к этой встрече, что он испытывает в этот момент и сумеет ли пережить его?..

Жанр выбран Петром Шерешевским безупречно. Это кабаре, дающее право на условность места, времени и образа, а главное — дающее возможность говорить в несерьезной форме о серьезном, не сбиваясь на лишнюю патетику. Художник Надежда Лопардина блестяще обыграла камерное пространство театра, создав классический кабаретный антураж: эстрада с красным занавесом в обрамлении огней, старое фортепьяно, черно-белая гамма костюмов героев. Этакая кинематографичная достоверность, добавляющая документальности, которой хочется верить. И еще экзотика и эротика — легким намеком, дающим разыграться воображению.

В спектакле есть и традиционная для Камерного театра Малыщицкого синтетика жанров. Дело не обходится без кукольного, хотя и мимолетного эпизода с тростевой куклой-символом профессии Маты Хари. Короткий кукольный дивертисмент невзначай напоминает о том, что «бог нашей драмой коротает вечность», человек лишь кукла в его руках, особенно в любви, когда изнемогающий рассудок ставит нас в зависимость от предмета страсти.

Уже не в первый раз в роли композитора, создавшего музыкальное оформление спектакля, в этом театре выступил актер Ник Тихонов (в соавторстве с также актером Алексеем Бостоном). Живая музыка является полноправным участником постановки, и, сопровождая действие в режиме он-лайн, она не только иллюстрирует, но и создает образы героев и событий. Очевидно, что для каждого спектакля рождается новая оригинальная партитура: артисты, профессионально владеющие разными инструментами (от скрипки до саксофона), импровизируют на эстраде, демонстрируя недюжинные вокальные данные в зонгах. Особо хочется отметить баланс включения в действие зрителей, с которыми актеры идеально сохраняют дистанцию. Налицо эффект иммерсивного театра, но создают его не высокие технологии, а живая, человеческая игра…

Главные женские роли в спектакле исполняют Надежда Черных (Мата Хари) и Лидия Марковских (Клод Франс). Красивые, молодые, пластичные, органичные, тонко очерчивающие рисунок роли, психологически достоверные. Им не привыкать работать в дуэте, взаимном конфликте в разных спектаклях. Поэтому и отношения их героинь в спектакле «Глаза дня/Мата Хари» воспринимаются как часть вечного диалога «впоискахистины».

Убедителен и точен Алексей Бостон, нежный русский юноша-офицер Алеша: кажется, что при каждом его появлении на сцене где-то вдалеке звенят колокольчики и звучит вальс из голливудского «Доктора Живаго». И этот же актер создает в спектакле образ резкого, демонического Тапера.

Велик диапазон и у Антона Ксенева в роли графа Рудольфа де Шайни: от героя до ничтожества, от палача до жертвы.

Омерзительно страшен олицетворяющий власть и грубую разрушительную силу Ник Тихонов в ролях мужа Маты Хари и капитана французской разведки, уничтожающих героиню, которую ненавидят за яркость, витальность и страстность, с которой она живет.

История Маты Хари здесь лишь повод поговорить о парадоксах любви и свободы, на которые каждый имеет право, но не каждый решается. «Глаза дня» Шерешевского о том, как мы бесконечно и порой безрезультатно ищем свою половинку, а найдя, бездумно растворяемся в любимом человеке, жертвуем собой, собственной уникальностью. О том, как безумна бывает страсть и слепо чувство. О том, как одинок человек, как стремится он к теплу другого человека, словно бабочка к огню. Как готов купить любовь и привязанность по любой цене. Но цена-то одна — жизнь, что дается человеку только раз. И прожить ее надо ослепительно, как солнце. Мата Хари вошла в историю благодаря скандалу и трагическому финалу жизни. А бедная Гретхен Целле, не преуспевшая ни в картах, ни в любви, потому, что не хотела принять правил игры…

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.