Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ВЗРОСЛАЯ СКАЗКА ДЛЯ ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ

ТЮЗ им. А.А. Брянцева решился на радикальный эксперимент: предложил своей зрительской аудитории затрагивающую совсем не детские проблемы пьесу Уильяма Шекспира «Зимняя сказка».

Трудно предугадать, как отреагировал бы Шекспир на многочисленные театральные формы, в которых нынче являются миру придуманные им триллер с участием несчастного принца датского, детектив с любящим родственником шотландского короля в главной роли или экшен кровавых перебранок итальянских кланов. Ибо, как говаривал один литературный герой-чемпион на фоне кубков: «Посуды много, а выпить не за что»…

Словно соревнуясь друг с другом, режиссеры всех рангов постоянно усугубляют и без того трагичные условия бытия шкспировских персонажей, угождая молоху современного театра, вожделеющему нынче искусственно-сгущенной экзистенции. На этом фоне абсолютно непонятным кажется, отчего «Зимняя сказка» остается вне поля зрения отечественных постановщиков. Ведь истории более жуткой, чем поведал Шекспир в «Зимней сказке», в классической драматургии и не найти: паталогически ревнивый муж отвергает жену, упекая ее за решетку, и отрекается от младенца, которого без пропитания оставляют в пустынной местности.

Несмотря на happy end, обеспеченный чудесным воссоединением странной семейки (феминистки давно должны были уже охаять Шекспира за эту историю), сюжет, в котором пышным цветом расцветают праведники и молчалины, ужасен и без усугублений. И до поры за него в Петербурге брались исключительно зарубежные, залетные режиссеры. Например, британец Деклан Доннеллан, в 1997 году создавший спектакль «Зимняя сказка» в МДТ. Или испанка Магуи Мира, в 2009 году сотворившая одноименную постановку на сцене Молодежного театра на Фонтанке (основой его была сценическая версия пьесы, написанная Хосе Санчисом Синистеррой).

Теперь же «Зимняя сказка» вплотную подобралась к юным зрителям: в мае 2018 постановку шекспировского морока на сцене ТЮЗа осуществил небезызвестный столичный режиссер Уланбек Баялиев в союзе с художниками Юлианом Табаковым (сценография) и Майей Шавдатуашвили (свет), а также композитором Фаустасом Латенасом. И к сведению всех сомневающихся в уместности столь «взрослого» сюжета в театре «детской радости», осуществил ее неслабо.

В спектакле есть всё необходимое для того, чтобы подросток понял, что такое Театр и кто такой Шекспир, и абсолютно не понял, в каком времени развиваются события. Минимум декораций и максимум костюмов. Здесь правит не нудная достоверность, а продуманная в нескольких планах, выверенная гипертрофированная театральность, отлично сочетающаяся с насмешкой актеров над своей игрой (да и над всей историей, лишающейся вследствие этого средневековой жути).

В качестве обязательного признака Театра тут — комическая и трагическая маски (Анастасия Казакова и Олег Сенченко), а по сути — миманс, предвосхищающий или «комментирующий» все происходящее на сцене. Убеждает в наличии Духа и Совести умудренный возрастом, положением и режиссером Камилло, он же — Валерий Дьяченко, вполне соответствующий определению «наблюдатель от театра и вообще».

Притягивает взоры Горделивость, одетая в заимствованные из будущего (по отношению к эпохе автора) белые лосины и строгие мундиры. Олицетворяют ее Леонт, сицилийский король, захлебывающийся бредом ревности, и его антипод, сдержанный король Богемии Поликсен, роли которых исполняют Александр Иванов и Владимир Чернышов. Оклеветанное Достоинство является в виде супруги Леонта Гермионы, которую Анна Дюкова заставляет белоснежной лебедушкой плыть по подмосткам, попутно вынуждая зрителя верить в безгрешность всех королев на свете.

Носитель Чувства Долга Антигон будет подан Виталием Кононовым как простак и служака (на таких земля держится вообще-то). Его жену — Даму-праведницу Паулину, необходимую для обличения порока, в стиле театра времен французского классицизма потрясающе (и с удовольствием, присущим этой актрисе в игре) выводит Анна Лебедь. Лишенное «избирательного голоса», почти безмолвное трио придворных дам, неспособных существовать поодиночке, обреченно влачит свои роброны по сцене, а играющие этих дворянок Оксана Глушкова, Мария Хрущева и Ксения Мусатенко в нужный момент запросто становятся пастушками в пресловутой пустынной местности, в целом изображая Народ. В качестве Жертвенных Агнцев в ходе взрослых разборок выступают дети заигравшегося в ревности Леонта. Это «не жилец» Мамилий (чудесный Илья Божедомов, награждающий своего юного героя сначала идиотической радостью, а затем неземной скорбью, доводящей его до смерти) и брошенная на съедение диким зверям, но выжившая-таки и выросшая до красотки-инженю Утрата (воздушная Анна Слынько). Спасший ее старый пастух в исполнении Николая Иванова — почти Библейский Старец, «отрехтованный» наличием недоумка-сына, великолепно сыгранного Артемием Веселовым…

Венцом режиссерских придумок (честно подкрепленных шекспировским словом) является Медведь, для которого трудно найти иное знаковое определение, нежели Рок. Без этого животного, изображенного Кузьмой Стомаченко с невероятной отдачей, театральность тюзовской «Зимней сказки» утратила бы немало. В целом же, кроме одного вставного, явно выпадающего из общей смысловой и колористической канвы спектакля, зато объяснимого с точки зрения общественных трендов эпизода с заезжим Шутом (это также Олег Сенченко), постановка смотрится почти на едином дыхании. И главное наслаждение происходит от актерских работ прекрасной, но далеко не всегда реализующей свои возможности тюзовской труппы, последней удачей которой доселе были «Маленькие трагедии» в постановке Руслана Кудашова. Вечная театральная аксиома: от режиссера зависит многое, если не все. В «Зимней сказке» за каждой отточенной до мелочей ролью, за калейдоскопической сменой сложенных из этих ролей мизансцен постоянно чувствуется рука Баялиева, твердая режиссерская рука, которой так часто не хватает этому театру.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.