Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

УВАЖАЕМЫЙ АКТЕР АКТЕРЫЧ…

Неофициальная премьера в театре сегодня. Официальная — 29 и 30 июля. Постановка Алексея Утеганова с народным артистом России Иваном Краско в главной роли. Этим знаковым для себя спектаклем, решенным в емком жанре трагикомедии, театр закроет 75-й сезон.

…Звучит тревожная музыка, отсылающая к саундтрекам из старых фильмов. Сцена черна. Атмосфера загадочна. В центре водружен большой сундук, заваленный одеялами и пледами. Справа — плотный ряд костюмов на стойке-вешалке и гримировальный столик. Зеркало на нем заклеено двумя полосками бумаги крест-накрест, потому что по сюжету часто бомбят: действие пьесы британского драматурга, писателя и оскароносного сценариста Рональда Харвуда «Костюмер» происходит в одном из городков английской провинции во время Второй мировой войны.

Харвуд написал пьесу о людях театра. Сэр Джон, пожилой актер, его верный костюмер и соратник Норман и его шекспировская труппа, репетирующая и играющая спектакли под бомбежками в 1942 году… Это история о незабвенном служении Театру и о том, что «когда бьют пушки, музы не молчат», оказалась близка Театру им. В. Ф. Комиссаржевской как никакому другому: он открылся в Ленинграде в том же году.

У режиссера Алексея Утеганова своя мотивация и своя военная тема: «Изначально я хотел эту пьесу поставить в дорогом мне городе Мариуполе на Украине, где родился, где сейчас идет война и во время спектаклей слышен грохот артобстрелов… Иногда там спектакли останавливают, буквально как у Харвуда написано, — и у нас в Мариуполе, и в Донецке… И зритель волен выйти, потому что оставаться в зале бывает опасно для жизни.

В Петербурге сегодня обстоятельства „Костюмера“ кажутся условностью, но для меня это абсолютная реальность: все мои друзья и коллеги в Мариуполе сегодня играют спектакли в такой боевой обстановке. Поэтому я хотел максимально приблизить действие пьесы не столько к событиям, сколько к людям. Отталкиваясь от этого, мы пришли к тому, что в нашем спектакле будет много обращений в зал со сцены».

По той же причине сэр Джон, которого играет Иван Краско, пишет книгу — о себе, о театре, о своей жизни в искусстве и добавляет некоторые фразы от себя лично. Происходит почти полное слияние Иван Иваныча (как все в театре любовно-уважительно обращаются к Краско) с персонажем — условным Актер Актерычем. «Мне очень комфортно работать с Лешей, — рассказывает Краско. — Он очень умный режиссер, интересный, свое¬образный человек. И он доверился мне полностью! В спектакле будет много моих слов, которые я предлагаю… Я уцепился за эту работу сразу, как только мой Норман (актер Евгений Иванов) спросил, не хотел бы я сыграть такую роль. Еще бы не хотеть! Это же о самой сути театра и актерской профессии!»

Утеганов во время прогона ведет себя, казалось бы, странно: на сцену почти не смотрит, бродит как привидение в темноте зала, то пританцовывает, то отжимается, то с мечом играет, то голову руками обхватывает — словно мается как зверь в клетке. На самом деле он все прекрасно видит и чутко прислушивается к репликам, как в радиотеатре. «Я хочу довести игру артистов до такого состояния, когда смотреть на них не обязательно, но все равно интересно, — объясняет он. — Мы, конечно, осмысленно застроили действие, но для меня мизансцены — это вторичная вещь. Гораздо важнее удержать внимание, мое и зрителя, интонационно. А если интонация правильная, то и тело не врет».

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*