Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ТИБУЛ УБИТ, ЦИРК РАССТРЕЛЯН

Могучий переписал «Трёх толстяков»

«Три толстяка» — «Звездные войны» для БДТ: в 2018 году вышло два эпизода, и продолжение следует. В фантастической саге Андрей Могучий соединил театр с новым цирком, включив в действие профессионального канатоходца, гимнастку и каскадеров.

Интерес к новому цирку у художественного руководителя БДТ Андрея Могучего возник очень давно, достаточно вспомнить его «Кракатук» по мотивам «Щелкунчика» в Цирке на Фонтанке в 2004 году. В цирке есть то, что театр не может дать — цирковой артист не играет, а исполняет трюк без театрального «как будто», зачастую без страховки. Канатоходец Максим Кагин в роли Тибула по-настоящему идет по натянутой стропе над зрительным залом БДТ, на высоте второго яруса. Вспомните фильм «Прогулка» о Филиппе Пети, который прошел по проволоке между башнями-близнецами и ни вертолеты, ни полиция не могли его достать, пока он не вернулся на крышу. В сказке «Три толстяка» Юрия Олеши воздушный гимнаст Тибул тоже легко ускользает от погони, воплощая образ абсолютно свободного человека, супергероя. Но в спектакле вопреки сюжету раздается выстрел. Канатоходец падает, и, болтаясь на страховке, безжизненно съезжает обратно к ложе. Тибул убит.

Как может умереть в середине представления один из главных героев, если он нужен дальше по сюжету? Этот неожиданный сценарный ход Андрея Могучего очень точно передает абсурд смерти: она всегда внезапна, нелепа и нелогична. И за Тибулом приходит именно нелепая Смерть, в замотанном фатой цилиндре и черном пальто поверх свадебного платья (Аграфена Петровская). Она же забирает и остальных восставших циркачей. Вы же помните цирковую труппу из сказки Юрия Олеши? Почти никто из них у Могучего не остался в живых. И эти массовые расстрелы на сцене настолько созвучны реальному миру, где то и дело происходят теракты, техногенные катастрофы, пожары, что зрителям невольно вспоминаются последние трагические новости.

Сказка Юрия Олеши, вдохновленная революцией 1917 года, устарела: правительство трех толстяков уже сложно воспринять как угрозу. Андрей Могучий с размахом Джорджа Лукаса придумывает новую историю: три толстяка превращаются в сгусток бессмысленно злой космической энергии Т-3, проникшей на Землю в результате сближения Сатурна с Юпитером. Т-3 собирается переселиться в тело Тутти, мальчика с железным сердцем. В первом эпизоде — «Восстание» — народ бунтует против кровавого режима. В это время к ученому Гаспару Арнери приходит отряд светлой космической энергии «Розовые дамы», противостоящие Т-3. Они отправляют его делать революцию вместе с цирковыми артистами Тибулом, Суок и их труппой. В результате массовых расстрелов только Суок и Гаспар выживают и успевают скрыться. Второй эпизод — «Железное сердце» — охватывает события от восстания до коронации. Гаспар Арнери и Суок ищут путь в царство мертвых, чтобы оживить Тибула.

Андрей Могучий пересказывает «Трех толстяков» в том же ключе, что и «Счастье» по мотивам «Синей птицы» Метерлинка в Александринском театре — современным языком, с иронией. Неслучайно в прологе Отряд юных космических разведчиц «Мотыльки знаний» поет песню из заставки сериала «Твин Пикс», массовые сцены выглядят как блокбастер, и сама постановка состоит из серий — эпизодов. Несмотря на сложную структуру спектакля, зрителям легко следить за развитием сюжета. В прологе каждой части зрителям показывают титры, почти как в «Звездных войнах» объясняющие, что происходит. «Мотыльки знаний» в переходах между сценами поют зонги обо всем, что видят. «Розовые дамы» напоминают героям о забытом прошлом и указывают на смену места действия.

Текст Юрия Олеши Андрей Могучий и Светлана Щагина изменили очень сильно, зато у каждого персонажа своя манера говорить. К примеру, отряд «Розовые дамы» использует только инфинитивы глаголов, а доктор Гаспар Арнери может при необходимости выражать мысли стихами. Многие реплики актеров точно разлетятся на цитаты: «Мы горстка клоунов, которые не могут ничего изменить», «Народу нужны казни, праздник и народные артисты».

«Три толстяка» для Могучего словно альбом «the best of…» для музыкантов: он объединяет лучшее, что было найдено во времена «Формального театра». Это касается и постановочной команды, и актеров, и режиссерских находок. Пространство спектакля, например, оформлено бессменным соавтором Могучего Александром Шишкиным. Кажется, в «Трех толстяках» использованы все возможности машинерии сцены БДТ: разнообразные площадки постоянно опускаются и поднимаются, мгновенно меняя место действия. Здесь все преувеличено, как в цирке, все становится реквизитом для трюка. Если мы видим доску в лаборатории доктора Арнери — то она занимает весь портал сцены, и актер передвигается по ней подобно пауку, взмывая вверх. Если мы попадаем в цирк — то видим огромное шапито чуть ли не в натуральную величину, если оказываемся во дворце Тутти — то бесконечной длины лестницы становятся площадкой гимнастических упражнений охраны, а огромный торт служит укрытием для персонажей (Гаспар Арнери сидит в нем буквально как вишенка).

На роль Арнери Андрей Могучий пригласил Александра Рониса. Если вы помните спектакль «PRO Турандот» театра «Приют комедианта», где он играл Калафа, то можете представить, как режиссер в новой постановке использует приемы комедии дель арте. Ронис создает гомерически смешной образ неуверенного в себе гения, клоуна-ученого, и даже волосы у него торчат то ли как у Эйнштейна, то ли как у клоуна Славы Полунина.

Отсылки к Полунину, открывшему жанр лирической клоунады, в спектакле, кстати, тоже есть. Один из персонажей цирковой труппы буквально цитирует первую сцену «Снежного шоу». Клоун Генрих (Виктор Бугаков) выходит с петлей на шее, потом вешается. И закуривает, покачиваясь на веревке. А во время акробатического номера Суок звучит музыка из «Снежного шоу» (композитор — Роман Дубинников).

Объединение драматических и цирковых артистов в одном пространстве напоминает о «Кракатуке» по мотивам «Щелкунчика». Труппа БДТ даже освоила несколько цирковых трюков, поставленных наследницей легендарной цирковой династии Александрой Польди и Алексеем Савельевым. Например, Медведь Мигель во время номера «случайно отгрызает» голову зрителя (актер Дмитрий Смирнов выглядывает из костюма и словно кладет свою же голову себе на руки, но выглядит все очень натуралистично). А руководитель балагана, безногий дядюшка Аугусто (Дмитрий Воробьев) фантастическим образом обретает ноги, услышав, сколько Первый чиновник собирается заплатить за выступление Суок на празднике.

Словно со страниц книги Сорокина «День опричника» сошли чиновники, воплощающие волю разрушительной энергии Т-3 (Андрей Могучий ставил «Дисморфоманию» Сорокина). Первого чиновника играет народная артистка России Ируте Венгалите: она выходит в черном кителе, с длинной косой до пояса, черных круглых очках и сверкающей перчатке на правой руке и воплощает собой проницательного, умного и жестокого диктатора. Её свита — министр войны капитан Бонавентура (заслуженный артист России Анатолий Петров) и министр развлечений Раздватрис (народный артист России Валерий Дегтярь), а также пресс-секретарь Матильда (Варвара Павлова), — тоже злодеи, причем эти образы воплощенны комическом ключе.

Главные герои, подростки Суок, Тибул и Тутти, исследуя фантасмагорический, клоунский мир, взрослеют, как это делала Митиль в «Счастье», поэтому манера игры артистов отличается от гротеска, в котором существуют другие персонажи. Тутти играет актер Геннадий Блинов, а роли Суок и Тибула делятся между драматическими и цирковыми артистами. Рыжеволосую Суок, напоминающую о Маше в «Кракатуке», исполняют актриса Ольга Ванькова и гимнастка Софья Потапенко, роль Тибула — актер Виктор Княжев и канатоходец Максим Кагин.

Ключевая сцена второго эпизода «Железное сердце» схожа с самой сильной сценой из «Счастья» по «Синей птице» Метерлинка в Александринском театре, где Митиль умоляет Царицу Ночи вернуть ей брата — и взрослеет, столкнувшись со смертью. На сцене возникает два уровня, обозначая подземное царство. Доктор Арнери как Орфей пытается уговорить Смерть вернуть к жизни Тибула, и они вместе спорят о том, что такое «любить больше жизни». В очень смешном диалоге со Смертью, тоже разлученной с возлюбленным, возникает подлинное, настоящее чувство, которое и может вытащить героев из царства мертвых. Такое возможно только в сказке, но это чувство необходимо и в реальной жизни, которая бывает страшнее любой выдумки.

Что будет с героями дальше, мы сможем узнать в третьем эпизоде, премьера которого запланирована на конец 2018 года.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.