Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Семейный капитал. № 10. 12.11.2015 г.
СМИ:

РАЙ НА УЛИЦЕ РУБИНШТЕЙНА

В детском музыкальном театре «Зазеркалье» состоялась премьера оперы «Иоланта» на музыку Петра Ильича Чайковского.

Помнится, в голливудском хите 90-х «Красотка» герой Ричарда Гира объяснял простушке Джулии Робертс: «Когда люди первый раз слушают оперу, она им сразу нравится, и тогда они всю жизнь будут любить ее. А если нет — они потом смогут научиться ценить ее, но опера никогда не станет частью их души». И надо сказать, для того чтобы научить кого-то любить оперу, лирическая «Иоланта» подходит необычайно: история о слепой девушке, прозревшей благодаря любви, затрагивает именно душу…

Начинающие зрители могут спросить, что кроме сюжета нужно оценивать в опере? Естественно, сама музыка Чайковского и ее исполнение оркестром под руководством Павла Бубельникова в оценках не нуждаются: театр «Зазеркалье» давно славится глубоким профессиональным прочтением классических музыкальных произведений. Но оценить премьеру за оригинальные режиссерское и сценографическое решения, а также уровень исполнителей просто необходимо.

Мир, в котором существует героиня оперы «Иоланта» режиссера Александра Петрова и художника Елены Орловой, ослепительно белоснежен. И в этом скрыт не столько намек на чистоту души героини или на отсутствие в ее жизни цвета, сколько на искусственность условий ее существования. Король Рене, чтобы уберечь свою дочь от переживаний, окружил ее стерильностью средневековой сказки, нарушит которую вторжение герцога Роберта и графа Водемона. «По Петрову», два рыцаря скорее напоминают гольфистов, наездников или туристов конца XIX века (времени создания оперы «Иоланта»), одетых в бриджи, кепи и модного спортивного покроя куртки. В отличие от отца Иоланты, тоже появляющегося в этом райском уголке извне — во всей красе цветного костюма, они не станут примерять на себя принятые здесь белые одежды, которые так и хочется приравнять к медицинским халатам. И именно это «цветовое вторжение» разбивает в «Зазеркалье» одноактную оперу на два действия, кардинально меняя ход всей истории…

Ольга Шуршина, исполняющая партию Иоланты, создает героиню не только своим сопрано, отмеченным несчетным количеством дипломов различных вокальных конкурсов. Шуршина смотрит сквозь прочих героев невидящим взглядом, движется то привычно уверенно на заведомо знакомой территории, то, попадая в затруднительные условия, становится необычайно робка в движениях и интонациях.

Тенор Роман Арндт (Водемон), напротив, порывист в своих намерениях и действиях: образ искреннего однолюба и романтика, предчувствующего явление «светлого ангела», ему удался тоже на славу.

Впрочем, выделять кого-то из исполнителей трудно: налицо единый ансамбль спектакля. Триумф музыки Чайковского и чувства, способного победить несчастье, на подмостках «Зазеркалья» состоялся вновь.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.