Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

НОС, ДА НЕ ТОТ

Театр «Кукольный формат» показал премьеру — санитарно-гигиеническую оперетку «Бактерикус и Микробус», всячески поддержанную комитетом по культуре.

Детям от трех лет, а также их родителям спектакль Анны Викторовой может представиться дальним родственником сразу двух классических произведений: сказки норвежского писателя Турбьерна Эгнера «Кариус и Бактус», где два маленьких тролля поселялись во рту ребенка и портили ему зубы, и «Мойдодыра» Корнея нашего Чуковского, не подозревавшего о связи чистоты и музыкально-сценического жанра. Театр «Кукольный формат», тоже с удовольствием вспоминая эти книжки, сочинил все же свою «мыльную оперу» — историю для зрителей XXI века, которым битва потребна только широкоформатной — во весь рот да со спецэффектами.

И поскольку все гениальное (или только почти гениальное) всегда не просто современно, но в высшей степени актуально, так случилось и здесь. Когда постановка задумывалась, никто не знал, что нынешние осенние каникулы совпадут с таким гриппом, и вот — пожалуйста. Зрители совершенно не удивляются появлению в зале трех человек в белых халатах, честно отвечают на вопросы вроде: «Сколько раз в день ты моешь руки?» — и охотно принимают в подарок бумажную салфеточку для своевременного высмаркивания.

Когда врачи заканчивают свое дело — убеждаются, что заразы в зале нет, раздвигается занавес, и взорам притихшей публики предстают существа, похожие на пришельцев: разноцветные, невероятных форм, с диким количеством глаз-ног-пальцев (у кого пальцы есть, разумеется). Это ПЛОХИЕ Бактерикус, Микробус, Кариус, Среднеуховоспалениус, Конъюнктивитус и Насморкус-Простудус. Не хватает только какой-нибудь предводительницы этой банды Ангины, ну да авторы хорошо знают, что маленькие дети иногда пугаются в театре, и не стали опасность усугублять.

ПЛОХИЕ нападают на Зубы, Нос, Ухо и Глаз, как бы отделившиеся от своего хозяина — кукольного мальчика Сережи, который все время ест конфеты под одеялом и совсем не умывается. И зрелище этой гадской осады, доложу я вам, — настоящая помесь хоррора с гиньолем. Дети замирают, взрослых от подлинного ужаса спасает остроумие авторов спектакля и кукол.

Поскольку реальные ПЛОХИЕ, как все знают, вообще-то подмикроскопны, то замечательно удающаяся «Кукольному формату» игра масштабом персонажей здесь становится едва ли не главной. К будто реальным бактериям-микробам добавляются фантастические изображения болезней, и все они — чрезвычайно пластичные, пронырливые, снабженные иной раз огромным количеством того, что в описании наших слизистых называется «ресничками», да еще и с раздувающимися тельцами… бррр! — пристают к просто громадным, от «пола» до «колосников» сцены «Кукольного формата», вышеперечисленным Частям Головы.

Придумано и сделано великолепно, а что неприятно и страшно — так ведь именно на такой эффект спектакль и рассчитан. Малолетки просто обязаны задрожать и осознать: надо, надо умываться по утрам и вечерам, надо чистить зубы, нос, ушки… Тем более что есть союзники в борьбе за здоровье — ХОРОШИЕ: Гребешок, Зубная щетка, Пипетка, Ухочистка, Носовой платок и Мыло. Эти персонажи даны в собственном, так сказать, обличье ради безошибочной идентификации, однако ж в увеличенном размере — не только в соответствии с установленной спектаклем пропорцией участников битвы, но ради подсознательного ощущения важности наших ежедневных помощников.

Конечно же, мальчик Сережа тоже все понимает исключительно правильно и перевоспитывается к концу спектакля ровно через 55 минут. Но только зрители младше тридцати лет не заметят второй игры, в которую сыграл театр этой постановкой. Дело в том, что все выходные арии, дуэты и прочие куплеты распеваются персонажами под музыку шлягеров прошлого века.

Известный литератор Николай Голь, написавший тексты, бодро рифмует: зубы — любо; ох, выстрелю дуплетом — будем мы в дупле том; мы пришли сюда не зря — раз ноздря и два ноздря, укладываясь в размер от «Цыганочки» и «Яблочка» до песен из старых кинофильмов. «Каким ты был, таким ты и остался» — это про Кариуса, «Нет, не любил он» — про Сережу, который не уважает правила чистоты, «Не кочегары мы, не плотники» — про микробы вообще, а «У советской власти сила велика» — просто гимн Мыла, Пипетки, Ухочистки со товарищи. И я надеюсь, что никому не придет в голову осудить этот столь привычный нам чисто кавээнный прием: он рождает необходимую метафору Большого Недуга, который в исторической перспективе будет побежден благодаря перевоспитанию масс. Впрочем, как положено в искусстве, сия трактовка далеко не единственная.

И завершается вся эта шутка маршем «Все чище, и чище, и чище становится с нами любой», в котором услышат свое и гигиенисты, и воспитатели, и правые, и левые, и — главное — любители театра «Кукольный формат».

Где служат если и не врачи, то, как теперь выяснилось, специалисты и по ухо-горло-носу тоже.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.