Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невское время. 14.08.2015
СМИ:

КАРНАВАЛ СТРАСТЕЙ, или ПРАВДА, КОТОРОЙ МОЖНО ВЕРИТЬ

Режиссер Василий Сенин нашел в блистательной комедии Огюста Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» повод задуматься о предательстве, которое так легко разрушает человеческие связи.

Ученик Петра Фоменко, Василий Сенин с классикой на короткой ноге: он ставил и Чехова, и Островского, и Гоцци, и Шекспира, и Булгакова… Причем Сенин успевает творить за Уралом и в средней полосе, в Эстонии и в Болгарии. «Ныне живущих» петербургских спектаклей у режиссера не так много, но «На всякого мудреца довольно простоты» и «Заповедник» пользуются неизменным успехом публики Театра им. Ленсовета, да и спектаклю «Кто боится Вирджинии Вульф» в «Приюте комедианта» было грех жаловаться на зрительский интерес. Но постановка по пьесе Олби недавно приказала долго жить, и, словно на замену, в афише «Приюта» появился новый хит от Сенина — «Женитьба Фигаро» по бессмертной комедии Бомарше. Однако тем, кто надеется увидеть здесь аналог костюмной постановки Валентина Плучека в московском Театре Сатиры, где блистали Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер, Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Зиновий Высоковский, Нина Корниенко, стоит сразу студить пыл мечтаний.

Сенин всегда находит собственные сценографические решения и уже давно в своих постановках лишает классических персонажей временной принадлежности, а соответственно и возможности следовать моде определенной эпохи (в новом спектакле костюмы, в которых смешаны времена и нравы, созданы Ириной Арлачевой). К счастью, вневременное существование знакомых героев не лишает их необходимости решать проблемы, известные человечеству испокон века. И главной проблемой одной из самых известных в мире комедий «по Сенину» становится… предательство в любви. Тут есть над чем посмеяться и задуматься, а ярко созданные актерами образы этому только способствуют.

А предают тут все. Предают легко, не задумываясь. Граф Альмавива (современный донельзя Александр Ронис), гольфист и самый глупый циник из циников предает свою жену, напропалую флиртуя с Сюзанной и Фаншеттой. Изнеженная и манерная графиня Розина (выверенная до жеста роль Елены Калининой) предает мужа с любвеобильным пажом Керубино (глуповатому герою Вячеслава Коробицына явно все равно, кого любить). Марселина (самоуверенная и вороватая простушка в исполнении Татьяны Полонской) давно предала свою любовь к Бартоло (Сергей Алимпиев рисует его брезгливым мизантропом) и пытается склонить к любовному предательству их общего сына Фигаро. Сам же нервный интеллектуал Фигаро (Владимир Крылов), насмотревшись на то, как бесчестно живут на этом свете другие, бесконечно притворяющиеся и обманывающие, безумно боится предательства Сюзанны. Хотя она, благодаря Анне Арефьевой, меньше всего на предательницу похожа — деловита и рассудочна, несмотря на молодость. Но максималисту Фигаро не до анализа, у него на уме лишь одна заповедь, которую он как заклинание озвучивает возлюбленной: «У меня есть одна правда без подвоха — моя любовь»…

Минималистичное оформление (три легко перемещаемых в пространстве сцены разновеликих светлых короба да экран со сменяющей цвета подсветкой на заднике) кажется примитивным лишь поначалу. Короба эти «играют», то гардеробную, где развешаны реальные костюмы (оттуда Марселина и будет без зазрения совести заимствовать, укладывая в авоську, различные детали своего наряда невесты), то двери, в которые герои стремглав вбегают и выбегают, то (в последнем действии) опрокинутые плашмя они становятся условным садовым лабиринтом, где происходит запланированный дамами розыгрыш неверного графа. Розыгрыш этот становится мучительным испытанием для непосвященного Фигаро и невероятным весельем, трансформирующимся чуть ли не в венецианский карнавал, для осведомленных участников процесса соблазнения графа его собственной женой.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.