Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

«ГАМЛЕТ» В ТЕАТРЕ им. ЛЕНСОВЕТА: ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Своим первым спектаклем, поставленным в новом качестве — худрука Театра Ленсовета, Юрий Бутусов просто обязан был поразить театральную общественность. А он обратился к Шекспиру и его «Гамлету» — что ж тут поразительного? Но это только на первый взгляд. Премьера вышла громкой, о ней уже говорит весь театральный Петербург.

Другой Шекспир

Бутусов уже ставил «Гамлета» лет десять назад в МХТ им. Чехова. И играла там тройка выходцев из того же Театра Ленсовета — Трухин, Хабенский, Пореченков, которые благодаря ленсоветовским спектаклям Бутусова в свое время и обрели славу. Тогда всех поначалу смутил Трухин, широкой публике известный в основном по сериально-ментовским ролям, в роли принца датского. Как оказалось, в выборе актера Бутусов не ошибся — Трухин в роли Гамлета был вполне органичен. Просто его Гамлет был парнем из соседнего двора, где выросли и Клавдий — Хабенский, и Полоний — Пореченков. Такое вот разудалое трио, участники которого вдруг стали врагами. Абсурд жизни, реализованный в абсурдистском, сложносочиненном спектакле, имевшем огромный успех.

К сожалению, он уже не идет — после гибели игравшей Гертруду Марины Голуб его убрали из репертуара. Но память о той громкой постановке еще жива. Поэтому логично было предположить, что и новую постановку Бутусов выдержит в том же духе. Но ничего подобного не случилось — ленсоветовский «Гамлет» имеет мало общего со своим мхатовским «родственником». Ну если только опять выбор актера на главную роль удивил. Вернее, актрисы — Гамлета в новом спектакле играет… женщина — Лаура Пицхелаури, возникшая практически из полной безвестности и очень быстро ставшая примой театра, который начал строить Юрий Бутусов. Она уже сыграла-станцевала здесь леди Макбет, теперь пришла очередь Гамлета.

Лаура Бернар-Демидова

Но надо заметить, что женщина в этой роли — не ноу-хау Бутусова. Гамлета играли и Сара Бернар, и Алла Демидова. У них были свои причины на это. У Бутусова пригласить на мужскую роль женщину — свои. «Женщины гораздо больше знают о жизни», — так объясняет свой выбор режиссер. И кто скажет, что он не прав?

Хотя Гамлет в исполнении Пицхелаури — это даже и не женщина, а символ, некое существо без пола и возраста. Да и на мудреца, всё знающего о жизни, этот «символ» мало похож. Это скорее подросток, попавший в дурную компанию. Поэтому и знаменитый монолог «Быть или не быть?» звучит из уст Лауры совсем не хрестоматийно. «Быть или не быть? Ну и вопрос…» Действительно, не слишком ли глобально?

Для нашего времени — слишком. Сегодня вообще немодно задаваться глобальными вопросами, да и Шекспира читать немодно, поэтому перед началом спектакля транслируется телефонный разговор, в котором один «братан» интересуется у другого, знает ли тот, как умер Гамлет. Второй удивлен — тусил всю ночь, какой тут Гамлет? Эта интрига для тех, кто не задается глобальными вопросами и не читает Шекспира.

Кстати, перевод пьесы Бутусов взял тоже не хрестоматийный, а сделанный в начале этого века Андреем Черновым. Поэтому текст звучит легко и современно. Кажется, в новом спектакле режиссер вообще постарался уйти от всяческих излишеств, иногда ему присущих. В ленсоветовском «Гамлете» мало музыки, почти нет танцев, ничего не падает и не катится, не гремит и не льется, не идет снег или дождь. Это совсем другой Бутусов, у которого всё четко и жестко. В том числе и благодаря художнику Владимиру Фиреру, создавшему черно-белое пространство и черно-белые костюмы, которые лишь изредка вспыхивают какими-то яркими красками. Если сравнивать с живописью, то это — графика. И лишь «стеклотара», которую переставляют герои, деля действие на части, нарушает эту графичность.

«Я один, всё тонет в фарисействе…»

И вот в этом графическом пространстве надо сыграть историю, которую знают, хотя бы приблизительно, даже те, кто Шекспира не читал. Поэтому на актерское мастерство — вся надежда.

И надо отдать должное Бутусову — как у него заиграли актеры, как сломали все свои, кажется, прилипшие навсегда амплуа! Сергей Перегудов играет в «Гамлете», наверное, свою лучшую роль — Клавдия, Александр Новиков в ролях Актера и Могильщика демонстрирует яркое трагикомическое дарование по полной программе, Всеволод Цурило и Сергей Волков — Розенкранц и Гильденстерн, скованные до паралича ужасом и готовностью продать и предать, — выходят за рамки персонажей второго плана. И хотя Бутусов, когда вставал у руля театра, обещал вывести на уровень Хабенского и Ко молодых актеров, кажется, и среднее поколение благодаря его появлению уже обрело второе дыхание.

И вот в окружении сыгранной на высочайшем уровне подлости мучается маленькое существо по имени Гамлет. Гнется, но не ломается. Погибает Гамлет у Шекспира, погибает Гамлет у Бутусова в постановке МХТ, но остается жив в его новом спектакле в Театре Ленсовета. Выходит в финале с огромным деревянным мечом, как будто ребенок с игрушкой, и говорит: «Я буду фехтовать, буду, буду…».

Кажется, Юрий Бутусов в этом образе увидел и себя. И пока ему говорят, что публику надо развлекать, «делать кассу», он упорно твердит, что будет заставлять зрителя думать. Редкое желание в наши дни…

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.