Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ГАМЛЕТ: ДА ЗДРАВСТВУЮТ ПОДРОСТКИ!

В прошлом «Гамлете» Бутусова датского принца сыграл «мент», в этот раз — женщина. И весь спектакль получился перевёртышем: мужчины-женщины, реальность-бредни, правда-ложь. А надо бороться, выйти из порочного круга, но как?

Около 10 лет назад Юрий Бутусов поставил «Гамлета» в МХТ им. Чехова, где главную роль сыграл Михаил Трухин — старший лейтенант Волков из «Убойной силы». Не все одобряли выбор режиссёра, но Бутусов умеет менять актёрскую сущность. Так и вышло в театре Ленсовета.

Истерично-взрывного Полония исполняет Олег Фёдоров, вызывающего отвращение Клавдия — Сергей Перегудов. Привычные амплуа актёров переворачиваются вверх дном, обнажая другие характеры. Даже роли второго плана — Розенкранц (Всеволод Цурило) и Гильденстерн (Сергей Волков) — обретают новое дыхание и претендуют на более заметное место в сюжете.

В случае с Лаурой менять не пришлось, только раскрыть. В ней течёт грузинская, корейская и русская кровь, поэтому пространство для раскрытия актёрских и человеческих способностей практически безгранично. Её охрипший голос, как будто надорвавшийся от сильного крика, произносит с болью: «Вы думаете, что на мне легче играть, чем на флейте?»

Несмотря на вступительный телефонный разговор двух «гопников», которые обсуждают, как умер Гамлет, спектакль Юрия Бутусова получился наименее провокационный в сравнении с остальными его работами. Хотя в глаза бросается ряд особенностей и главное — то, что Гамлета сыграла женщина. Лаура Пицхелаури, известная по роли леди Макбет, показала нам Гамлета не как борца, а как противостоящего всему подростка. Хрупкая и с огромным мечом в руках она бросает вызов Клавдию, матери, обществу, но как с ними бороться не представляет.

Все диалоги очень знакомы, но звучат как-то по-новому, а всё потому, что персонажи говорят строками из современного перевода Андрея Чернова. «Твержу себе во сне и на яву: ты можешь это сделать, ну так сделай». Гамлета, как малое дитя, убаюкивают на руках, а после спорят о том, что для него лучше и как ему помочь. За него пытаются всё решить, но он не может принять это решение.

Чёрно-белое пространство сцены заполнено всего несколькими предметами мебели, но зато десятками, если не сотней пустых бутылок. Со звоном и грохотом герои переносят их то на стол, то в арьерсцену. И этот звук один из немногих в спектакле. Музыка появляется лишь на стыковках сюжета, когда сцена погружается в кроваво-красный свет, как при сигнале «эвакуация». А потом всё возвращается в чёрно-белый режим и никого не спасают.

Историю принца режиссёр решил оставить недописанной: Гамлет появится на сцене, приготовившись фехтовать и будет, как ребёнок, просить играть, то есть сражаться. И ему не смогут запретить, но к чему приведёт это сражение мы так и не узнаем.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.