Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

«ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА» ПРИШЁЛ СРАЗУ В ДВА ПЕТЕРБУРГСКИХ ТЕАТРА

Самую модную пьесу сезона одновременно поставили в Театре на Литейном и  «Приюте комедианта»

«Человек из Подольска» широко шагает по стране. Получивший в этом году за пьесу «Золотую маску» драматург Дмитрий Данилов, кажется, сам слегка удивлен такому ажиотажу — «Человека из Подольска» ставят чуть ли не в каждом городе. Только в Москве сегодня идут три ее сценических варианта. Петербург, как обычно, долго раскачивался, но зато теперь сразу в двух театрах состоялись премьеры. Так что Театр «На Литейном» и «Приют комедианта» могут вступит в здоровую конкуренцию за зрительское внимание к истории «полицейских-интеллектуалов», так поразившей профессионалов.

Да и как тут не поразиться? Во времена, когда о полиции говорят в основном или плохо, или никак, вдруг появляется пьеса, где полицейские — носители всего «разумного, доброго, вечного». И если бы Данилов рассказал о таком видении работы полиции на полном серьезе, в духе «социалистического реализма», — это был бы фальшивый бред. А вот стилистика абсурда в данном контексте очень даже бы подошла. Драматург это понял и удачно встал на грань между реальностью и абсурдом, иногда делая шаг то в одну, то в другую сторону. Но всегда возвращаясь на середину.

Этим пьеса, видимо, и привлекает театры, — возможностью «шагов в сторону». В Театре «На Литейном», например, «шагнули» в сторону переплетенной с реальностью фантастики, в «Приюте комедианта» — в сторону психологической эксцентрики. В результате получились два спектакля, которые вроде бы об одном, но подход к этому «одному» разный. И конечно, когда обычного человека без всяких причин забирают в полицию — это реальность, а вот когда там ему начинают объяснять прописные истины из серии «знай и люби свой город» — это уже фантастика. Его убеждают, что и в Подольске всё прекрасно и замечательно, не хуже, чем в Амстердаме, и призывают развивать мозг, интеллект, патриотизм и вообще всё, что можно развивать.

Унылый, серый «человек из Подольска» удивлен, ждет подвоха и развиваться абсолютно не хочет. И полицейским, которые настаивают, чтобы их называли «господа», так как «товарищей» ликвидировали в 1993-м, приходится идти на всяческие хитрости — знакомые, правда, и «гражданам милиционерам»: когда один — злой, а другой — добрый. Вернее — нежная. Одна из полицейских — женщина.

Есть в пьесе еще и «человек из Мытищ», всё действие проводящий в «обезьяннике». С ним как раз некоторая нестыковка — он уже вроде бы всё знает и об истории Мытищ, и песни поет патриотические, но из «клетки» его почему-то не выпускают. В «Приюте комедианта» он так там и просидит.

В Театре «На Литейном» ему повезет больше — актер Максим Зауторов продемонстрирует абсолютно профессиональный брейк-данс, а в финале сам предстанет в полицейской форме. То есть его перевоспитали до нужной кондиции — интеллектуала и патриота.

Правда, режиссер Андрей Сидельников явно не верит в то, что это возможно сделать без помощи различных приборов. Поэтому в Театре «На Литейном» на человека из Подольска периодически надевают какой-то космонавтский шлем, вырубают свет, врубают космические звуки и таким образом внушают герою нужные мысли. С человеком из Мытищ тоже периодически проводят какие-то светозвуковые манипуляции. Но всё — не криминально.

Хотя поначалу зритель, конечно, ждет, что полиция предстанет такой, какой ее любят преподносить в СМИ, — начнет пытать и издеваться. Ничего подобного. Если не считать издевательством танец с выкриками «ай, ле-лэ», который заставляют танцевать человека из Подольска для развития мозга. Но все эти «ай, ле-лэ», кажется, так и не смогут развить в герое главного, чего добиваются господа полицейские, — интереса к жизни. Среднестатистический обыватель, вяло недовольный всем вокруг, каким его играет Виталий Гудков, в финале, кажется, все-таки задумается о том, что так жить нельзя. И даже, может, посмотрит на родной Подольск по-другому. Ну или его вернут обратно в полицию — для дальнейшей «воспитательной работы». А там, глядишь, он и сам наденет полицейскую форму. По крайней мере в глазах главного героя какая-то искра появится.

А вот человек из Подольска, каким его видит режиссер Михаил Бычков, поставивший пьесу в «Приюте комедианта», так ничего и не понял. Как ошалел в самом начале, так ошалевшим и покинул отдел полиции. Благо играющий его Дмитрий Лысенков — виртуоз эксцентрики. Звезда Александринки, недавно вырвавшийся в свободный полет, Лысенков, наверное, пока не привык к таким масштабам, как в «Приюте комедианта». Где до размаха императорского театра далеко и поэтому приходится приспосабливаться и к другому сценическому существованию, и к другому зрителю.

Так что ошалевший персонаж ему должен быть близок. И Лысенков ярко демонстрирует все грани непонимания происходящего, ужаса и нежелания услышать то, что пытаются объяснить полицейские. Поэтому в «Приюте комедианта» в зале чаще звучит смех. Зато «На Литейном» четче «звучит» идея.

И в целом это — отлично. Когда зритель может сравнить, найти близкий ему стиль и подход и сделать свои выводы.

Кстати, в один из провинциальных театров на «Человека из Подольска» привели целый взвод полицейских — вот она, та самая воспитательная работа, своего рода развивающий танец «ай, ле-лэ» — и они были просто в восторге от образов своих коллег. Может, теперь будут стараться соответствовать.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.