Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ?

21 и 22 февраля в Театре имени Ленсовета состоялись премьерные показы спектакля по пьесе современного французского драматурга Дидье Карона, лауреата премии «Мольер» и руководителя популярного парижского театра Michel. Режиссёр постановки — обладатель «Золотой маски» Владимир Петров, а роли исполнили заслуженный артист России Артур Ваха и народный артист России Семён Стругачёв.

Пьеса совсем свежая, была написана в 2017 году, но её сюжет развивается в Женеве эпохи падения Берлинской стены. В гримёрке знаменитого дирижёра Миллера (Артур Ваха) после концерта без приглашения появляется странный гость по фамилии Динкель (Семён Стругачёв). Изображая восторженного поклонника, сперва он просит автограф маэстро и ведёт себя до смешного навязчиво, но очень скоро зрители понимают, что смотрят вовсе не комедию: угрожая револьвером, Динкель берёт дирижёра в заложники. Кульминацией повествования становится открытие причины этого поступка — нацистское прошлое Миллера.

Текст Карона не претендует на оригинальность и исследует вечные темы свободы выбора, осознания ответственности и расплаты за содеянное, рефлексируя над тем, как переживает последствия Второй Мировой конкретный человек и общество в целом. Можно ли простить убийцу, даже если он спустил курок не по собственной воле? И может ли убийца простить сам себя? Виноваты ли те, кто в 1939-1945 оказался по ту сторону баррикад, и должны ли они отвечать за свои поступки? Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но Карон предлагает нам один из возможных взглядов на ситуацию, рассказывая историю двух конкретных сильных характером людей, чьи судьбы оказались навсегда связаны волей случая. Предмет исследования автора пьесы — зло, которое не всегда смотрит нам прямо в глаза, а зачастую приходит под маской возмездия.

Одноактный спектакль длится непривычно долго, почти два часа, но благодаря великолепной актёрской игре это время пролетает незаметно: Стругачёв и Ваха умело держат зрителя в напряжении. По словам Владимира Петрова, «пьеса дает возможность актерам прожить широчайший спектр человеческих чувств: от величия до полного падения, от превосходства до раскаяния, пройти путь от торжества до краха». Вместе с тем и жанр спектакля меняется: от комедии к детективу и от детектива — к почти экзистенциальной драме.

Подобные сюжеты можно часто встретить не только в театре, но также в литературе и кино (например, у Себастьена Жапризо в «Лете смерти» и у Доминика Молля в «Гарри — друг, который желает Вам добра»; что примечательно, оба тоже французы), но именно жанровое разнообразие и психологизм вкупе с тонко продуманными и прекрасно сыгранными диалогами делают спектакль достойным внимания.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.