Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

БЕСПОКОЙНАЯ СОВЕСТЬ

В Малом драматическом театре — Театре Европы продолжается сезон-фестиваль национальной драматургии, прозы и поэзии «Мы и Они = Мы». В этот уикенд показали пятый эскиз программы — «Человеческий фактор».

В начале сезона театр предпринял попытку прочитать и осмыслить восемь произведений неизвестных в России авторов. Историко-географические точки театр назвал еще на открытии, но названия и имена открывает постепенно. Эстония, Польша, Венгрия и Казахстан позади, черед Бельгии. Многослойную повесть о «белых воротничках» члена Бельгийской академии французского языка и литературы Франсуа Эмманюэля на малой сцене театра поставил молодой режиссер Алексей Астахов.

Историю о подковерной войне в транснациональной корпорации накануне кризиса Астахов подает в виде моноспектакля. Артист Владимир Селезнев на протяжении двух часов существует на сцене один, в его повествование вклиниваются видеозаписи: другие герои этой детективной истории в исполнении ведущих артистов театра (Петр Семак, Наталья Акимова, Игорь Иванов) с экрана рассказывают свое видение событий.

Музыкально одаренный и невероятно пластичный артист Селезнев проводит своего героя, психолога при отделе кадров, по пути разрушения равновесия. Перед ним стоит задача сократить тысячу сотрудников. Он берется за нее с азартом, людей за этими цифрами он не видит. Граничащую с самодовольством уверенность Симона Селезнев подчеркивает с первых минут: он вольготно двигается по воображаемому кабинету, то и дело обращается к зеркалу, поправляя безупречную прическу, будто символизирующую полный порядок в голове, непоколебимость ценностей, в нее вложенных.

Равновесие рушится, когда выясняется, что инструкции, написанные для учебника по промышленной психологии, скопированы с технологических регламентов, разработанных инженерами нацистской Германии для истребления людей. Когда в текстах докладов руководителей будто проступают фразы из этих материалов. Осознавая ужас происходящего, герой Селезнева начинает меняться, он расстегивает пуговицы на рубашке, портит прическу, говорит быстрее. Его реакции становятся все более открытыми, свободными: из-под немой маски служащего проявляется личность. Тем не менее к финальному монологу, к прозрению он выходит полный спокойствия, глубоко и мужественно переживая как личную драму историю. Всемирную. Общечеловеческую. Новость о том, что он устроился работать с детьми-аутистами в интернат, он сообщает ровно, буднично, спокойно. Это его личное противостояние мировой программе реструктуризации.

«За каждую часть мы ответ­ственности не несем, — заметил художественный руководитель театра Лев Додин до начала показа. — Мы ответим за все в ноябре 2013 года, когда в течение трех дней сыграем подряд все восемь спектаклей на основной сцене, когда будет представлена вся палитра взглядов, когда проявится разность и схожесть тем». Додин выразил надежду, что найдутся сумасшедшие, готовые провести в театре столько времени и углубиться в предложные проблемы.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.