Петербургский театральный журнал
16+

8 декабря 2015

«ЗОЯ» ЗНАЧИТ «ЖИЗНЬ»

В Театре музыкальной комедии чествовали Зою Акимовну Виноградову, народную артистку РСФСР

Зоя Виноградова въехала на сцену любимого театра прямо с экрана. В белом мерседесе кабриолете (взятом напрокат из оперетты «Голливудская дива») с Павлом Григорьевым за рулем она совершила легкий и непринужденный летний вояж по залитой солнцем Адмиралтейской набережной родного Петербурга под звуки вечно юного чардаша из кальмановской «Сильвы». По-свойски элегантно выйдя из тесного авто, она, словно девочка, только ступившая на сцену, призналась в бесконечной любви этому театру, тут же перейдя на органичный ей язык оперетты и продолжив свой выход знаменитым чардашем Каролины и Пеликана «Если кто-нибудь влюблен в кого-нибудь» из «Голландочки» Кальмана, который у нас больше знают по его же «Принцессе цирка» или «Марице», куда номер благополучно перекочевал. Аккомпанировал Зое Акимовне оркестр театра под управлением Андрея Алексеева.

Невероятно, но факт: голос Виноградовой продолжает сохранять силу юности и сегодня, когда его обладательнице — 85! Ее реплика по этому поводу: «Сама не знаю, как так получилось» — звучит отнюдь не как просто слова, она искренне удивляется своему возрасту, богатству прожитых лет, за которые повидала многое, в том числе оттепель, застой, перестройку, развал СССР и прочее. В обожаемом несколькими поколениями черно-белом фильме-оперетте «Мистер Икс» дуэт «Если кто-нибудь влюблен…» исполняла знаменитая Гликерия Богданова-Чеснокова с Григорием Яроном, а юная Зоя играла и пела в нем очаровательную циркачку Мабель. Кажется, что с этой оптимистичной и неунывающей Мабель в сердце Зоя Виноградова так и шла по своей опереточной жизни. Великой опереточной дивы Гликерии Богдановой-Чесноковой, актрисы с едва ли наполовину раскрытым трагикомическим потенциалом, больше нет, как давно нет и многих других представителей той героической эпохи. Но есть в Петербургском театре музкомедии невероятно жизнелюбивая и лучезарная Зоя Виноградова. Она, как мало кто другой сегодня, прочно держит связь с той далекой эпохой, когда оперетта в Ленинграде была, быть может, не менее модной, чем опера.

Фото — В. Постнов.

В Ленинградском театре музыкальной комедии Зоя Акимовна — с 1949 года. И, по ее признанию, за эти годы исполнила столько ролей, что одного вечера будет слишком мало для их перечисления. Номера праздничного концерта, отматывая пленку истории назад, напоминали главной героине вечера, а вместе с ней и нескольким поколениям зрителей в зале о вехах ее биографии. Надо отдать должное анонимным сценаристам, не указанным в программке, которые вспомнили больше малоизвестных современному слушателю ролей, чем набивших оскомину опереточных хитов, хотя и без них не обошлось. Тем самым нам дали понять, как много названий в афише ждет нас в обозримом будущем (если на то будет воля неба и хорошее финансирование). Так, вспомнили мексиканский танец с балетом из советской оперетты 1966 года «Полярная звезда» Вениамина Баснера, где Зоя Виноградова исполняла роль Инки Воронец. В 2015 году роль Виноградовой в роли Инки представила молодая солистка Театра музкомедии Валентина Михайлова. Ее звонкий голос чем-то даже напомнил хрустальное, не теряющее блеска сопрано юбилярши. Черно-белая хроника с записями выступлений Виноградовой стремительно переносила зрителей в прошлый век, организуя волнительные «телемосты». Валентина Михайлова спела с Виталием Головкиным и дуэт Бекки и Тома из «Приключений Тома Сойера» Сергея Баневича. Сама Виноградова в свое время исполняла роль Тома — в ее тембре до сих пор есть что-то от чистого и невинного голоса ребенка. Будто напоенный южнороссийским солнцем голос Елены Забродиной воскресил еще одну партию из огромного репертуара юбилярши — Марфу из «Бабьего бунта» Евгения Птичкина в дуэте Марфы и Стешки (колоритный Александр Круковский). Эта оперетта сегодня благополучно возвращена в репертуар Театра музкомедии благодаря инициативе его директора Юрия Шварцкопфа, азартного и неугомонного коллекционера европейской и советской оперетты. Екатерина Попова с осиной талией пела и Поленьку из «Холопки» Стрельникова, и Чаниту из «Поцелуя Чаниты» Юрия Милютина так, словно стремилась повторить чистое родниковое журчание тембра Зои Виноградовой. Ансамбль Театра музкомедии тем и славен, что в нем молодые равняются на стариков, знающих много секретов жанра, прошедших испытания жизнью, способных делиться своей могучей энергетикой. А старики — на молодых.

Зоя Виноградова в роли Элизы Дулиттл.
Фото — архив театра.

Виноградова для молодого поколения труппы — эталон, по которому действительно можно сверять часы «столетья на дворе». В свои 85 она не просто «хорошо выглядит», но сохраняет ясность, бодрость и скорость мысли. И голос ее звучит так же дивно, как полвека назад в партиях Элизы Дулиттл, Дэзи из «Бала в Савойе» Лео Абрахама. Cегодня гордостью труппы Музкомедии, ее «фирменным знаком» может считаться и Ольга Лозовая — настоящая актриса богатейшего дарования, мечтающая о больших драматических партиях, которых не так много в опереттах. Ольга искрометно выступила в двух номерах — феерически хулиганском дуэте Эржи и Золтана из «Цыганской любви» Легара и куплетах Дэзи из «Бала в Савойе».

Зоя Виноградова не останавливается и сцену покидать не собирается, да и куда без нее труппе и директору театра? Она выходит и в «Мистере Иксе», и в «Севастопольском вальсе» Листова, и в «Женихах» Дунаевского, и много где еще.

Надо отдать должное предусмотрительным организаторам — юбилейный концерт завершился как по часам, что очень нетипично для подобного жанра, обычно переходящего границы здравого смысла. Не в этом ли был еще один намек на неотъемлемую черту характера юбилярши — ее точность, «вежливость королевы»? И не могло быть лучшего номера под занавес, чем ария Цецилии «Проходят годы, уходит боль» из «Королевы чардаша», которую Зоя Акимовна исполнила с боевыми друзьями — Альбертом Панковым и Валерием Матвеевым. «Другой судьбы я не хочу. В этом театре все для меня — родные. Спасибо и моей любимой публике! Приходите на следующий юбилей!» — легко и по-человечески просто, хотя и не без грусти, завершила Зоя Виноградова свой юбилейный выход. Это ли не образец для подражания?

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога