Петербургский театральный журнал
16+

23 января 2018

ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ И СНОВА ЗИМА…

«История года». По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена.
«Антикварный цирк» на сцене ЦИМа.
Режиссер Елена Польди, хореограф Татьяна Чижикова, художник Елизавета Дзуцева.

Любите ли вы цирк? Любите ли вы его так, как любят его дети и ненавидят взрослые? А за что, собственно, вы его ненавидите? И когда разлюбили? Тогда, когда испугались клоуна в рыжем парике с раскрашенным лицом? Или когда поняли, куда деваются списанные по старости тигры? Или когда догадались, что распиленные женщины — это всего лишь оптический эффект? Не знаю, как вы, но я хорошо помню тот горький момент: осознав, что Игорь Кио никакой не волшебник, а всего-навсего «иллюзионист» (слово-то какое противное!), я навсегда зареклась ходить в цирк. И держалась, между прочим, довольно долго — до тех пор, пока не попала на представление Цирка «Элуаз» на Чеховском фестивале.

Давнее представление Даниэле Финци Паски — одно из самых пронзительных театральных впечатлений в моей жизни. Тот «Дождь» десятилетней давности заново заставил поверить в чудеса и в безграничные возможности человеческого тела (и еще более безграничные возможности души), в красоту и бесстрашие, в то, что можно понимать друг друга без слов или — что куда сложнее — при их помощи. В этом «новом цирке» было много театра, кино, музыки — чего угодно, кроме самого цирка. Вернее, там был настоящий цирк, а не поддельный, к которому мы так привыкли за долгий двадцатый век, с его пошлыми клоунами, виртуозами-акробатами, бездушными фокусниками и дрессированными животными.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Тогда, в 2007-м, казалось, что только такой устаревший и бессмысленный цирк в наших широтах и водится. Но очень скоро выяснилось, что это не так. В Питере Лариса Афанасьева уже начала строить свою «Упсалу», а в Москве наследница известной цирковой династии Елена Польди, тогда еще режиссер никулинского цирка на Цветном бульваре, — ставить диковинные уличные шоу. Слух об этих шоу быстро разнесся по столице, и вскоре без узнаваемых беленых лиц, полосатых футболок и мелодичной музыки не обходился ни один уличный праздник.

Польди не копировала западные образцы и даже компанию свою назвала по старинке — «Антикварным цирком». К работе привлекала учеников, коллег, единомышленников: состав зависел от формата и масштаба представления, в нем могли с легкостью оказаться и джазовая певица, и артист с дрессированным терьером, и первоклассная гимнастка — наследница династии Тата Польди. Сезон в парке Горького она открывала на катке под музыку Рене Обри в костюмах а-ля Магритт, а летом делала уличную историю в ярких цветных костюмах, с высоченными фигурами, или однажды на «Ночь музеев» устроила настоящее кабаре на «Винзаводе». Артисты менялись, но постановочная группа оставалась неизменной: сценограф Елизавета Дзуцева, ученица Дмитрия Крымова, и художник по костюмам Евгения Панфилова.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Когда Польди предложили оставить улицу ради театра, они продолжили работать втроем. А для постановки «Истории года» к ним присоединилась еще и хореограф Татьяна Чижикова, много экспериментирующая с новыми способами выразительности. Кстати, чего-чего, а выразительности Польди не занимать: она чрезвычайно креативна во всем, что касается визуального ряда. Впрочем, ее постановки — как уличные, так и театральные («Антикварный цирк» не первый год в зимние каникулы резидентствует в Центре им. Вс. Мейерхольда) — хороши не только своей эффектной формой, в них всегда есть и содержание, для обычного цирка вроде как факультативное. «Лев с седой бородой» был оммажем Тонино Гуэрре, Федерико Феллини и всему итальянскому неореализму с его вечным печальным вопросительным знаком в финале; «Мандариновый ангел» — старому доброму цирку, с которым режиссера связывают крепкие семейные узы.

Нынешняя «История года» — более камерная и более масштабная одновременно. В основе — довольно-таки мрачная сказка с моралью, как это часто бывает у Андерсена (на сей раз речь о неизбежности течения времени и преходящести всего сущего). Польди не делает ее ни веселее, ни оптимистичнее, не превращает в цирк ни в прямом, ни в переносном смысле. Она ставит спектакль о смене времен года, но говорит о суете и обыденности, волшебстве и мечте. В ее спектакле много полета (в том числе чисто циркового — актеры-акробаты то и дело взмывают в небо), но хватает в нем и вполне земного юмора (гимнастка ловко балансирует между метрономами с колосками, эквилибрист жонглирует яблоками, воробьи — он и она, черный и красная, Алексей Сторожук и Елена Шляковская-Сторожук — то и дело собачатся вполне по-человечески).

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Отдельных комплиментов заслуживает музыкальное оформление «Истории года». Польди всегда трепетно относилась к звуковому ряду своих постановок, ни при каких обстоятельствах не жертвуя качеством и не соглашаясь на компромиссы, которые столь часты и в массовых уличных празднествах, и в рядовых театральных спектаклях. На сей раз к струнному квартету под руководством Анастасии Чаплинской она «добавила» шамана Айдара Унатова, который своим горловым пением и игрой на разнообразных инструментах то создает напряжение, а то его нивелирует, прямо на ходу, в режиме тотальной импровизации меняя настроение артистов и зрителей (как и полагается настоящему шаману).

В результате спектакль не превращается в набор простых и сложных трюков, и зрителям уже не так уж и важно, чтобы юноша на моноцикле забросил чайную ложку в горку из четырех чашек (хотя, конечно, цирк по определению про результат, и здесь он тоже играет свою роль, потому что пока ложка не окажется в чашке, спектакль не закончится). Мечта оказывается важнее способности идеально выполнить задание, а сказка — созвучна жизни. Год проходит, зиму сменяют весна, потом лето, осень и снова зима, а на дворе все та же неопределенность. Но рано или поздно весна обязательно наступит, и это самое главное, чему нас учит старый новый цирк Елены Польди.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога