Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

3 февраля 2017

ЖИЗНЬ КАК ОБЫКНОВЕННАЯ СКАЗКА

«Обыкновенное чудо». Е. Шварц.
Камерный театр Малыщицкого.
Сценическая редакция и постановка Петра Шерешевского, художник Надежда Лопардина.

Кто бы мог подумать, что действие пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», которое многие помнят и знают по фильму Марка Захарова, можно перенести в больничную палату? В Камерном театре Малыщицкого сделали это.

Местом действия, сосредоточенного вокруг кровати, на которой практически весь спектакль будет лежать Хозяйка, в постановке Петра Шерешевского стала больница. По углам сцены скудные бытовые приметы больничной жизни — раковина, батарея. Совсем не сказочная реальность: стерильное белое пространство, дежурный свет. Но! Лежащее на полу огромное больничное окно с видимыми за стеклом живописными картинками домов, мостов и каналов стало дверью в другой, волшебный, мир, а может быть, в мир прошлых встреч и прошлой счастливой жизни, где Хозяйка была здорова.

Благодаря фантазии и любви Хозяина (Андрей Шимко) к Хозяйке (Иланна Некрасова) из окна приходят короли и принцессы, придворные дамы и нагловатые министры-администраторы. Из этой волшебной двери в другой, разноцветный и счастливый, мир, как из шляпы фокусника, появляются очаровательные персонажи. В этом мире Король (Ник Тихонов) ходит в высоких резиновых сапогах и защитной куртке и больше похож на добродушного неуклюжего рыбака, с интонациями Евгения Леонова из того самого фильма печалится о своей дочке — прекрасной Принцессе (Юлия Шишова).

Сцена из спектакля.
Фото — Н. Казаков.

В спектакле Шерешевского сказка = жизнь. А жизнь = сказка. Жизнь как сказка. Любовь как чудо. Такой незатейливый пасьянс. Все так просто и так понятно. Мир сказочный и реальный смешались и проникли друг в друга. Но ощущение беспокойства, несмотря на кажущуюся безоблачность, шутливость происходящего, не покидает весь спектакль, потому как прекрасная Хозяйка больна. А невозможность предотвратить неизбежное прорывается в интонациях и случайных тревожных репликах: «Когда?»

Но вдруг, благодаря сказке, или любви, или чуду, или еще чему-то неясному, что позволяет двоим, взявшись за руки, взлететь над городом подобно героям шагаловских картин, у них появляется возможность прожить свою любовь вновь. История юных влюбленных — Медведя и Принцессы, за которой наблюдают Хозяин и Хозяйка, становится словно бы их историей, происходившей когда-то раньше, много лет назад. Титры, возникающие во время спектакля и комментирующие биографические моменты жизни героев, подтверждают эти догадки: выясняется, что кто-то из героев учился в Мухе, а кто-то гулял по Фонтанке (все титры увидеть не удалось из-за особенностей рассадки зрителей). Впрочем, и без титров история, рассказанная актерами Театра Малыщицкого, была ясна и понятна. Очаровательная девушка с копной кудрявых волос, в нелепом наряде, бьющая в тамтам в вагоне электрички, для кого-то — в прошлом Медведя (Алексей Бостон), а ныне застенчивого парня в наушниках и с рюкзаком за плечами — становится Принцессой. Эти двое влюбленных чем-то похожи и на Хозяйку и ее любимого Хозяина, и на всех тех, кто ради любви готов забыть о грозных предостережениях и хоть раз ощутить вкус губ любимой, совершать чудеса и бороться с препятствиями, которые устраивает жизнь. Спектакль Шерешевского — это гимн любви вопреки всему, гимн обыкновенному чуду жизни, в которой, несмотря на годы, строгая и слегка экзальтированная придворная дама Эмилия (Светлана Балыхина), напоминающая учительницу средней школы, готова вечно ждать влюбленного в нее печального Эмиля (Олег Попков), работающего где-то в больничной столовой.

А. Ксенев (Министр-администратор), И. Некрасова (Хозяйка).
Фото — Н. Казаков.

Хозяин-волшебник, не способный победить болезнь своей любимой жены, раскрашивает ее последние минуты, преображает действительность, где в финале все волшебные персонажи оказываются медсестрами и соседями из ближайших палат. И все вместе — короли и министры, придворные дамы и нагловатый министр-администратор (Антон Ксенев) в спортивном костюме, поразительно похожий своими замашками на местного братка с Лиговки характерными для подобных лиц повадками, интонациями, отношением к окружающему миру, — играют в карты, рассказывают байки и верят в лучшее. А режиссер Петр Шерешевский вновь сочиняет историю про нас и нашу жизнь, в которой обыкновенное чудо любви побеждает смерть и превращает мир в сказку.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога