Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

28 марта 2017

ЗАПОМНИ! МЕНЯ ЗВАЛИ ЛЁК…

«Меня зовут Лёк».
Пермский театр кукол.
Режиссер Александр Янушкевич, художник Татьяна Нерсесян.

Все мы так или иначе пытаемся разгадать тайну жизни. Жизнь человека. Жизнь мотылька. Законы одни. Рождение — исследование мира — итог (потомство) — смерть. «Меня зовут Лёк» — спектакль-соприкосновение с волшебством жизни. (Александр Янушкевич начинал его еще перед своим уходом из Пермского театра кукол, а заканчивал уже будучи «режиссером со стороны». В каком-то смысле это его спектакль-прощание с Пермью, объяснение в любви и философско-художественное наследство.)

Вселенная спектакля создана художником Татьяной Нерсесян. Это мир, населенный маленькими существами — жуками, бабочками, улитками, которых окружают цветы, листья, плоды. Вот огромный одуванчик с гибким стеблем и теплым огоньком — сердцевиной пушистой шапки. Вот семейство колокольчиков. По ним блуждают огоньки — то включая, то выключая эти «торшеры». Мы оказываемся в волшебном мире, где ощущаем себя маленькими, наравне с другими его обитателями. Танец огоньков запускает историю, оживляет декорацию, делая ее теплой и динамичной. На заднике появляются тени — сначала рука, потом профиль. Тень материализуется в девочку. Потом так же, из тени, возникнет и сам Лёк, поведавший нам историю своей короткой, но насыщенной жизни.

Мотылек по имени Лёк похож на человечка — с носиком, глазками, ручками и ножками. (Крылышки, конечно, тоже имеются.) Он «прямоходячий» и крепко стоит на своих ножках. Планшетные куклы здесь не имеют приспособлений для вождения. Их можно рассматривать, озвучивать, брать в руки, играть с ними и в них. В спектакле это делает одна актриса — Кристина Цуркан. Она и девочка, и Лёк, и рассказчик истории, и все персонажи. Актриса разговаривает с ними (причем, со всеми по-разному), удивляется, восхищается, пугается, сопереживает герою, открывая вместе с ним мир, получая при этом видимое удовольствие.

Здесь нет событий в привычном смысле слова, и все — событие. Все — впервые: и капли дождя (огромные линзы), которые хочется лизнуть и потрогать (играет фактура), и длинные палки, что оказываются птичьими ногами, и писк комара. И ритм существования различных обитателей травы, их внешний вид и характер. Все можно рассматривать, слушать, трогать, удивляться. Здесь день сменяет ночь, весну — лето и осень, и в этой смене есть и чудесная неожиданность, и мудрая закономерность.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Вначале было рождение. И вот уже перед нами мама-мотылек, похожая на сына, такая же носатая и глазастая, только больше. Мотыльки появляются из коконов — белых цилиндров, святящихся изнутри. Актриса берет их в руки, баюкает, и коконы раскрываются, обнаруживая сидящих внутри мотыльков. И вот уже их множество — не перечесть, — висящих гроздьями на ниточках, идущих от крестообразной ваги. Взмах рукой — полетели! Прощай, мама! Здравствуй, мир! А мир встречает недружелюбно — бурей и дождем. Холодный синий свет, ветер гоняет снежную крупу — почти зима. Зато после, как в награду — тишина, просветление и огромные прозрачные капли дождя. Маленькая, побольше и совсем огромная. Круглые, переливающиеся, влажные. Разве не чудо? А дальше новое чудо — мир накрывает ночь. И в полумраке обнаруживается неизвестное существо — голова с рожками, закрученная в спираль раковина и длинная нога. Это же улитка! Она медленно, медитативно двигается по плоскости. На рожках светятся крошечные фонари. За ней появляется другая — поменьше, потом третья. Целый караван. Актриса рассматривает их, играет с рожками, пытается познакомиться. Но загадочные существа не удостаивают ответом и удаляются. Ночь сменяет день. Он приносит новые встречи — теперь уже с многочисленным семейством тараканов, мигрирующих из города в лес. У тараканов коричневые полированные спинки, шесть ножек и холерический темперамент. Они шевелят усами, жалуются на жизнь и уходят строем на поиски земли обетованной. А мир снова меняется. Сцену заливает зеленый свет. Актриса проносит огромные стручки гороха (вот бы рассмотреть- потрогать), катит круглую оранжевую тыкву. Лето! А чудеса не кончаются.

Вот слышится писк комара (музыка!), а вот и он сам — многокрылый, хоботастый, оглашающий мир о своем прибытии. Садится на цветок, заправляется вкусным соком — и снова в полет. Всюду жизнь. Вот сцепились рогами жуки-олени, сверкая красными глазами. «Что это вы делаете?» — удивляется Лёк. — «Деремся!» — и пыхтят дальше. Но красный свет и тревожная музыка сообщают о приближении опасности — на маленьких обитателей травы надвигаются две длинные палки (ноги!). И вот откуда-то сверху уже показалась голова с клювом. Рраз! — и жуки один за другим исчезают в этом огромном клюве. Ноги остановились. Пауза. (Лёк перестает дышать.)Уходят. Пронесло… Пока Лёк (и мы вместе с ним) переживает случившееся, открывается отверстие в домике-тыкве, и оттуда выглядывает червяк — длинный и глазастый. Ему явно хочется пообщаться, пофилософствовать, продемонстрировать свое комфортабельное жилье и заодно источник пищи. «Именно в центре находится истина!» — вещает червяк, напоследок бросает в нас горсть тыквенных семечек и захлопывает дверку. И вовремя. Ведь уже осень. И жук-навозник складывает в ямку припасы на зиму. А Лёк вдруг сообщает о своей свадьбе и приводит невесту — знакомиться. Она похожа на Лёка, но отличается по цвету: у него преобладает голубой, у нее — розовый. Бабочка-принцесса. Они счастливы и собираются сыграть свадьбу в воздухе. Собственно, Лёк прилетел прощаться. Он молчит, но мы понимаем, что скоро у пары появятся дети, которые так же, как когда-то сам Лёк, разлетятся во все стороны и проживут свою коротенькую жизнь. А жизнь Лёка заканчивается. И на прощание он дарит девочке (да и всем нам) подарок — золотистые блестки-пыльцу со своих крыльев.

Наша — человеческая — жизнь длиннее. Но она подчиняется, в сущности, тем же законам. И ее продолжение — в памяти наших детей и друзей, в той золотой пыльце, которую мы оставим. «Запомни! Меня звали Лёк…» — просит герой. В расставании с мотыльком есть грусть, но она светла. Ибо это мудрость природы. Непрерывная смена форм и существ. Вечный круг жизни.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога