Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

11 июля 2015

ХИППИ ПРОТИВ МАФИИ

«Зимняя сказка». У. Шекспир.
Краснодарское творческое объединение «Премьера». Краснодарский молодежный театр.
Режиссер Даниил Безносов, художник Михаил Кукушкин.

Пока Краснодарская драма тщетно ищет себе «главного» и не находит, Краснодарский молодежный театр под финал сезона переманил из «Тильзит-Театра» Даниила Безносова.

Даниил Безносов выпустил в Краснодарском молодежном театре «Зимнюю сказку», спектакль, два действия которого не похожи друг на друга, как любимый и нелюбимый ребенок.

Из всех шекспировских ревнивцев герой «Зимней сказки» Леонт, скажем так, наиболее немотивирован. В гости к королю Сицилии Леонту приезжает друг детства король Богемии. Поликсен, и вдруг гостеприимный правитель начинает подозревать между старым другом и молодой женой любовную связь, мало сказать подозревать, он тут же учиняет расправу: жену отправляет в темницу, а сбежавших своего «верного» слугу Камилло и предупрежденного им Поликсена осыпает проклятьями. Подданные в замешательстве. Правитель их в один миг превратился в сумасшедшего тирана. Современным языком можно добавить, что резкая перемена в самодержце ведет за собой смену элит на маленькой Сицилии.

Иному режиссеру эта история пригодилась бы для разговора о событиях государственного масштаба, но не Даниилу Безносову. Первый акт, вся история незапланированного сумасшествия короля Леонта, решена формально, холодно, потому что режиссеру интереснее не про властей предержащих, а про людей: пастухов, мелких воришек, влюбленных юношей — про всю неказистую человеческую жизнь, идущую параллельно дворцовым переворотам. Всего этого достаточно во втором акте, который при всей своей визуальной эклектичности разработан в подробностях и с большей фантазией — режиссерской и актерской.

Сцена из спектакля.
Фото — М. Богдан.

Площадка только открывшегося после ремонта Краснодарского молодежного театра разделена на два зеркальных зрительных зала, которые отделяются от сцены и друг от друга небольшими канавками с водой. Прямоугольное пространство для игры, таким образом, обрамлено с двух сторон зрителями. И актер появляется в спектакле, входя в те же двери, в какие проходила в зал публика. Так уж случилось, что в этом театральном пространстве нет кулис и всего один вход. Но постановке «Зимней сказки» это совсем не мешает, наоборот — диктует близкий Шекспиру тип театральности.

На полу играет одетый в детский морской костюмчик мальчик Мамилий (Евгений Парафилов), болезненностью, одеянием и предстоящей скорой кончиной он напоминает убиенного царевича Алексея. Но царствующая его семья — совсем не русские монархи, а сицилийская мафия. Король Сицилии Леонт (Анатолий Дробязко) визуально — безупречный мафиозный дон, крестный отец, в строгом черном костюме-футляре. И его подчиненные, включая правую руку — Камилло, так же безукоризненно похожи на героев киноэпопей о сицилийской мафии.

Сценография спектакля лаконична и функциональна. Черное фортепиано да длинный красный стол как разделительная линия между двумя зрительными рядами.

Единственное, чему мешает такое сценографическое решение, так это углядеть, в какой миг сидящие на одном конце стола Гермиона (Анастасия Радул) и Поликсен (Алексей Алексеев) вызывают подозрение у Леонта, в какую долю секунды закрадывается мысль, которая с такой реактивной скоростью захватит сознание героя. Однако будет не вполне справедливо утверждать, что лишь длинный красный стол мешает нам увидеть завязку истории. Резкого изменения в Леонте не сыграно ни королем, ни его свитой.

Особенно важны здесь реакция и все дальнейшее поведение перебежчика Камилло, который вместе с Паулиной, завладевшей волей Леонта, — основные двигатели интриги в пьесе. Они, кажется, управляют королями и судьбой их отпрысков, как хотят. Виктор Плужников будто не учитывает, что его герой — правая рука босса мафии, сбежавший в самый неподходящий момент. На место серого кардинала сицилийского королевства заступает Паулина. Ее играет актриса Наталья Денисова, одной своей внешностью уже отправляющая нас на Сицилию, где знойные и темпераментные женщины могут легко заткнуть за пояс любого босса мафии. Но, к сожалению, свою героиню актриса исполняет с той чистой эмоцией, с какой существуют актрисы латиноамериканских сериалов. Паулина здесь словно бы и не устраивает на протяжении нескольких лет триумфальное возвращение якобы умершей царицы Гермионы во дворец, словно бы и не просчитывает ситуацию на несколько ходов вперед. Нет, актриса воздевает руки к небу на полном серьезе, заклинает и стенает с оперным размахом. Ей, как, впрочем, и остальным, в этом «мафиозном» акте не хватает остранения, собственно игры в мафию.

Сцена из спектакля.
Фото — М. Богдан.

Вестники Аполлона, например, похожи на двух киллеров из «Криминального чтива». Внешнее сходство есть, а вот подходящий их внешности и шекспировскому тексту способ существования не найден.

Богемия стилистически — некий постмодернистский сплав: хиппи, индейцы, балканские селяне. Все это мерещится в одежде как царствующих, так и простых богемцев.

Король Богемии Поликсен имеет зеркальную Леонту сцену гнева, но она сыграна гораздо убедительнее и режиссерски выстроена точно. У нас на глазах мягкотелый Поликсен, уязвленный сыновним недоверием, превращается в гневающегося короля. Формальная сцена королевского гнева из первого акта находит свое живое отражение во втором.

В большинстве спектаклей по шекспировской пьесе «Сон в летнюю ночь» линия репетирующих ремесленников оказывается интересней, чем сказочная и королевская. В «Зимней сказке» Краснодарской «Молодежки» интереснее всего деревенщина с их незатейливым праздником, пастухи отец и сын, приютившие принцессу Утрату, обаятельный вор Автолик с его переодеваниями и другими номерами и даже добряк Поликсен, король Богемии, который в сравнении с Леонтом представляется сельским простаком. Тут режиссерская и актерская фантазия работает в унисон. Простаки, которые, тем не менее, своего не упустят, добряки и пройдохи, одетые в заплаты, интересуют режиссера много больше, чем стилистические игры и история одного мафиозного государства. Кажется, Даниил Безносов про маленького человека знает что-то такое, перед чем меркнут все дела государственной важности.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога