Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

3 октября 2013

ВСМОТРЕТЬСЯ ДРУГ В ДРУГА

Второй Дальневосточный театральный форум в Южно-Сахалинске.

Уже во второй раз Сахалинский Международный театральный центр им. А. П. Чехова (Чехов-центр) предложил театрам Дальнего Востока собраться вместе для обсуждения общих театральных проблем. А проблем действительно много. И связаны они, прежде всего, с изолированностью театров этого огромного региона от общероссийских театральных процессов.

Театры Дальнего Востока довольно редко бывают на российских фестивалях, хотя присутствие их всегда оказывается замеченным. Два года назад Чехов-центр (Южно-Сахалинск) попытался собрать театры региона на фестивале «Сахалинская рампа», в прошлом году прошел Первый театральный форум, а в последнюю декаду нынешнего сентября он состоялся во второй раз. Время было выбрано замечательное — театры еще не открыли сезон, на Сахалине царило настоящее бабье лето, в программу форума вошло много мероприятий, полезных всем театрам Дальнего Востока. Но представляли регион только художественный руководитель Приморского краевого драматического театра молодежи Виктор Галкин и заведующая литературной частью Камчатского театра драмы и комедии Ольга Водясова. Они выступили с интересными докладами о своих театрах на конференции, посвященной истории и теории театра. Остальные дальневосточные театры по разным причинам приехать на форум не смогли и поэтому прислали видеоролики. К сожалению, ничего кроме обычного театрального пафоса в этом видео не содержалось. А так хотелось вживую поговорить с коллегами, услышать о том, что их волнует. Обменяться хотя бы записями спектаклей. Выступления на форуме и конференции были посвящены сегодняшним театральным проблемам. Главный режиссер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» Алексей Крикливый очень содержательно говорил о репертуарной политике. О продвижении «театрального продукта» рассказывала Юлия Большакова, доцент кафедры продюсерства и менеджмента РАТИ. В рамках форума прошла научно-практическая конференция, посвященная истории дальневосточных театров, современному театру Южной Кореи, детским театрам Саппоро (Япония). Артисты Чехов-центра устроили читки двух пьес молодого южнокорейского драматурга Син Ен Сана. Из Японии со спектаклем «Утиная охота» по пьесе Вампилова приехал театр «Ангелус».

Содержательным центром форума стала лаборатория молодой режиссуры и современной драматургии под руководством Олега Лоевского — «Дети и эти» (о первой лаборатории мы писали год назад). Ее целью стало создание эскизов детских спектаклей. После одной из первых лабораторий появился обаятельный, отлично сочиненный Данилой Безносовым спектакль «Свет-луна», с успехом показанный на самарском фестивале «Золотая репка». Но проблема создания детского спектакля стоит перед театром по-прежнему остро. С одной стороны, юные зрители «съедают» все, а с другой — чем их «кормить», чтобы не отравить «театральным продуктом»?

В лаборатории участвовали три режиссера. Дмитрий Турков (студент Театрального института им. Бориса Щукина, мастерская С. Яшина) показал эскиз по пьесе А. Богачевой «Чемоданное настроение». Александр Агеев, артист Чехов-центра (тоже студент-щукинец, и тоже мастерской Яшина), представил «Клочки по закоулочкам» Григория Остера. А Георгий Цнобиладзе (СПГбГАТИ, мастерская Л. Додина) сделал эскиз по пьесе М. Бартенева «Про Ивана-дурака». Дмитрий Турков сочинил довольно изящную форму для странной, настроенческой пьесы Богачевой, которую сыграли в фойе театра. Содержание в этой пьесе весьма размыто, поэтому точная форма и отличная актерская техника и должны были стать ее смыслом. Но достичь этого, увы, не удалось. Агеев придумал эскиз спектакля для малой сцены, в нем много хорошей актерской фантазии, и, скорее всего, он перерастет в настоящий спектакль. Хотя это все-таки «домашняя радость», и, конечно, для малой сцены. А вот Цнобиладзе за три дня провернул просто невероятную работу, освоив большую сцену и втянув в игру пространство зрительного зала и верхний, рабочий, ярус театра. Эскиз обещает многое. В нем игровая стихия, которую прекрасно чувствуют и в которой просто купаются молодые артисты театра, неожиданно и органично поддерживается видеосъемками, где сегодняшние южносахалинские улицы, городские и лесные пейзажи становятся местом и временем театральных событий. Сказка и современность перекликаются остроумно и очень тактично. Иван-дурак в футболке с надписью «СССР» (Сергей Авдиенко) был честен настолько, что практичные современные дети искренне сочувствовали ему и давали дельные советы, которых он иногда даже не понимал. Два замечательных разбойника (Роман Татарчук и Владимир Байдалов) прыгали с верхнего яруса на сцену, ныряли в люки, заводя своей театральной энергией весь зал и партнеров по сцене. После эскиза все поздравляли всех, как бывает, когда творческий успех несомненен…

Роман Татарчук и Сергей Авдиенко в  спектакле «Прекрасное далеко».
Фото — архив театра.

А ночью Роман Татарчук умер. Это так страшно и невероятно, что поверить до сих пор невозможно. Рома, любимец всего театра, добрый, невероятно открытый, талантливый и мгновенно отзывающийся на все талантливое… Он умер от сердечной недостаточности, на 30-м году жизни. В прошлом году члены жюри «Новосибирского транзита» единогласно проголосовали за то, чтобы присудить «Надежду сцены» (кажется, так называлась номинация) молодой сахалинской команде «Прекрасного далека», в котором Рома тонко и иронично сыграл Серегу. И вот Ромы не стало. Он очень мощно занят в репертуаре, замены ему нет. Да и не в этом же дело! Не стало чудесного парня, у которого вся жизнь была впереди. И это непоправимо…

На следующий день артисты театра уехали на гастроли по Сахалину. Они должны успеть вернуться, чтобы проводить Романа Татарчука. А потом… жить и работать дальше.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога