Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

21 мая 2012

ВСЕ ЭТО ПОХОЖЕ НА МИРАЖ

Выставка «Красавицы русского театра. Красота без Рhotoshop».
Государственный музей театрального и музыкального искусства

Уже издалека слышна легкая фортепианная мелодия… Взгляд вошедшего в зал посетителя в первую же секунду сталкивается со взором Анны Павловой — проникновенным, тонким, отвлеченно-чувственным. На импровизированной «сцене» (выставку оформлял театральный художник Эмиль Капелюш) вместо задника красуется внушительных размеров фотопортрет. Фрагмент выхватывает лишь самую яркую и выразительную деталь лица — глаза одной из величайших русских балерин XX века. По бокам, в зеркальных поверхностях, отражаются лица и других известнейших актрис и певиц — Веры Холодной, Елизаветы Тиме, Лины Кавальери… Всего на экспозиции представлено семнадцать фотопортретов русских театральных красавиц.

Фотография на рубеже XIX- XX веков была еще, конечно, искусством новым, экзотическим, загадочным. В России только начинали открываться первые фотоателье. Процесс съемки был делом долгим и изнурительным, но от этого не менее притягательным — каждая женщина, безусловно, мечтала о том, чтобы ее образ был увековечен на фотоснимке. Первые фотоаппараты с тряпичными мехами и замысловатым нагромождением оптических линз, представленные на выставке — несомненно, одна из наиболее ярких примет эпохи.

Конечно, красота Серебряного века была иной, нежели сегодняшняя глянцевая, выхолощенная и осязаемая. Женщины, предстающие перед посетителями выставки на фотопортретах, олицетворяют собой красоту, в первую очередь, душевную, духовную, идущую изнутри и, увы, навсегда канувшую в прошлое. Сейчас столь вдохновенных, одухотворенных взглядов, аристократичных черт лица, точеных фигур попросту не встретишь. В не меньшей степени поражает и мастерство фотохудожников — их снимки абсолютно лишены статики. Кажется, будто балерины лишь на считанное мгновение, совершив глубокий вдох, замерли в своих грациозных, изящных па… за которыми уже предугадывается следующее движение.

Фото — из архива музея

Героини выставки, помимо прочего, считались и законодательницами моды, им было присуще особое чувство стиля. Как сценические костюмы, так и повседневные одежды актрис чрезвычайно изящны и элегантны. Роскошные серьги в стиле модерн, окаймленные сутажем, изысканные жемчужные нити, невесомые муслиновые и крепдешиновые платья с драпировками, меховые палантины, кошельки, увитые растительными орнаментами, лакированные шкатулки и коробочки — все это можно увидеть не только на представленных снимках, но и вживую. Все экспонаты подлинные — из запасников Императорских театров. Есть и несколько предметов гардероба, принадлежащих самим актрисам — к примеру, роскошный веер Анны Павловой из черепахи и страусиных перьев, миниатюрные хрупкие туфельки, в которых выступала Мария Петипа, кокетливая шляпка Елизаветы Тиме…

Изысканные украшения и наряды, пластичные, «музыкальные» портреты, доносящиеся из проигрывателя классические композиции, сменяющие одна другую, мерцание серебристых бликов, приглушенный свет… Все это похоже на мираж, причудливое видение. Обаяние и шарм ушедшей эпохи будто окутывают посетителя…

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога