Петербургский театральный журнал
16+

1 октября 2018

ВСЕ ДЕНЬГИ МИРА

«£¥€$ (Ложь)»
Интерактивное шоу о деньгах на фестивале «Александринский»
Режиссер Александр Девриндт (Alexander Devriendt)
Продюсер российской версии Федор Елютин

Казалось бы, что увлекательного и будоражащего может быть в биржевых сводках, данных хедж-фондов и венчурных проектов, в цифрах и буквах, непрерывно прыгающих туда-сюда на огромных табло или едущих бесконечной лентой на плазменных экранах? Но сначала кинематограф обнаружил в финансово-экономическом сюжете потенциал триллера (например, «Предел риска») и психологической драмы с сатирическим запалом (например, «Уолл-Стрит», «Игра на понижение»), а затем и театр оценил возможности, сами идущие в руки. Бельгийская театральная компания Ontroerend Goed придумала и поставила шоу про деньги «£¥€$ (Ложь)», за что в прошлом году получила первый приз на Edinburgh Festival Fringe. В этом году «Ложь» привез в Москву и успешно, впрочем, как всегда, реализовал импресарио Федор Елютин. Петербургской публике отвели на знакомство с шоу и самоисследование два дня и четыре спектакля.

Сцена из спектакля.
Фото — Anastasia Blur.

В большом репетиционном зале Новой сцены Александринского театра установили двенадцать игорных столов, сиречь государств, чьи названия производны от имен первых прибывших игроков. Так появляются вымышленные Ириндия, Петроний, Святая Екатерина, Сусандия и так далее. На входе один из крупье распределяет будущих игроков (они же актеры, они же зрители) по группам в соответствии с лишь ему известными установками: дружеской компании или парам не стоит рассчитывать на то, что следующие сто десять минут они проведут вместе. За столом показывают, какое место необходимо занять. Попытки оспаривания пресекаются вежливо, но жестко. После размещения участников старшая крупье созывает в центр зала свою команду и выдает последние инструкции. Затем крупье возвращаются к своим столам и одновременно, в двенадцать голосов, озвучивают правила. Правда, уловить в многоголосице удается далеко не всё. Каждый игрок — это банк, включенный в глобальную (весь зал) и локальную (свой стол) систему. Размер стартового капитала равен сумме, принесенной с собой. Сто рублей равняются одной фишке номиналом в один миллион игровой валюты. Игра идет по нарастающей. Сначала все послушно вкладывают средства в сельское хозяйство. Сколотив капиталец, переходят к следующему раунду — с подачи крупье приобретают акции соседних государств (да-да, сейчас они стоят дешево, но совсем скоро вырастут в цене), облигации, срочные ценные бумаги. Одна из участниц, обладающая, по всей видимости, то ли профильными знаниями, то ли природной сообразительностью, придумывает, как защитить заработанное нелегким трудом от сгорания. Об этом присутствующим сообщает старшая крупье. Механизм же сохраняют в тайне. Чем дальше — тем выше ставки: ускоряется темп, банки объединяются или поглощают друг друга, температура в помещении растет в буквальном смысле, то и дело нервно звенит гонг, старшие крупье по очереди прекрасно поставленными голосами озвучивают рейтинги «государств». Снова открываются торги, и так еще несколько циклов, пока не звучит новость о грядущей катастрофе: финансовый «пузырь» вот-вот лопнет. Выход, разумеется, есть: чтобы экономики не рухнули все разом, необходимы спасательные меры. С этого момента начинается настоящий саспенс, ибо вытащить дают лишь одного. Остальных отправят в небытие.

Общая драматургия шоу строится по привычным театральным законам — с завязкой, кульминацией, развязкой и финалом. А вот индивидуальная драматургия в каждом «государстве» своя и напрямую зависит от личных поведенческих практик, способности коммуницировать с поначалу незнакомыми людьми, персональной выдержки, элементарного здравого смысла и одаренности артистов, исполняющих роли крупье. Этот невидимый сценарий наверняка меняется от показа к показу, но итогов всегда только два: либо ты не проиграл, либо — не выиграл. И вряд ли их можно назвать неожиданными. На своем примере шоу последовательно демонстрирует, как появляются, растут и лопаются «пузыри», как незаметно меняются обстоятельства и подступает момент всеобщего краха. А поскольку тема кризиса нынче близка почти каждому россиянину, то и шоу обретает иные масштабы.

Сцена из спектакля.
Фото — Anastasia Blur.

Степень вовлеченности участников зависит от личного темперамента и азарта, но провести все время лишь в качестве наблюдателя, безмятежно развалившись на стуле, не позволят ни крупье, ни те, с кем свел случай за одним столом. Понимание, что каждый находящийся здесь — часть кровеносной системы глобальной экономики, не требует диплома финансовых академий. Загадочные цифры и буквы, бизнес-стратегии оживают и обретают черты конкретных людей, сидящих на расстоянии вытянутой руки. С задачей объяснить, как функционирует мировая финансово-экономическая система, «Ложь» справляется прекрасно, сохраняя при этом развлекательную функцию. Одновременно она работает на основном и более сложном уровне: через эмоции и чувства участники проживают спрессованный в два часа опыт других, таким образом делая его своим, присваивая. И все деньги мира собрать за такой срок кто-то вряд ли успеет, но чтобы осознать, что импульсивные решения способны превратить даже процветающую экономику в дырку от бублика, этого вполне достаточно.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога