Петербургский театральный журнал
16+

12 ноября 2015

ВОРОНЕЖ — ГОРОД КУРАЖА

В Воронеже завершился первый Детский театральный фестиваль «МАРШАК»

Выражение «Воронеж — город куража!» считается здесь неофициальным девизом. Придуман он не так давно: лет пять назад, когда особенно актуальной стала тема брендинга территорий. Увлечение искусством граффити прошло, а девиз остался: красуется себе на фасаде ночного клуба аккурат на центральном проспекте — проспекте Революции.

Видимо, так оно и есть: затеять фестиваль в разгар кризиса — на это требуется немало смелости, даже мужества. Однако быть смелым Михаилу Бычкову не впервой: он уже несколько лет подряд проводит на территории родного города Международный фестиваль искусств, а теперь организовал театральный форум для детей, посвященный уже не Андрею Платонову — другому уроженцу Воронежа, Самуилу Маршаку (в ближайших планах — молодежный фестиваль поэтического искусства «Мандельштамфест»).

Программа получилась насыщенной и довольно пестрой: за те девять дней, что шел форум, можно было посмотреть двадцать пять спектаклей и посетить семь мастер-классов, которые проводили Евгений Ибрагимов, Сергей Казарновский, Полина Стружкова, Константин Хабенский. Охватить все не представлялось возможным. Приходилось выбирать. Я выбрала спектакли.

Правда, на «МАРШАКЕ» практически не было премьер. Большинство постановок знакомы по другим фестивалям. «Русалочка» Романа Феодори шла в рамках недавнего «Реального театра». «Леля и Минька» Рузанны Мовсесян — лауреаты «Арлекина». «Чук и Гек» Полины Стружковой — участник самарской «Золотой репки», призер межрегионального фестиваля для детей и подростков «Сибирский кот» «Одиссей» Алексея Лелявского и «Когда я снова стану маленьким» Евгения Ибрагимова — выдвигались на «Золотую Маску», последний ее и получил. Получила «Золотую Маску» и «Золушка» Марфы Горвиц, и т.д, и т.п.

«Отпусти поводья и лети».
Фото — архив фестиваля.

Об этих спектаклях писали много и подробно, в том числе в блоге и на страницах «Петербургского театрального журнала».

Но были на «МАРШАКЕ» неизвестные и достойные работы. В основном, для самых маленьких. Например, сказка «Отпусти поводья и лети» Сергея Балыкова казахского театра кукол «Алакай». История про маленького мальчика, который сумел победить страх и тем самым спасти целый аул. Поставлена она в национальных костюмах, на казахском, как кажется в начале, языке. Затем актеры мешают русский и казахский, плавно переходя на русский. Смена языка сопровождается сменой уровня доверия: от аутентичной легенды не остается и следа, речь уже, скорее, о вещах общечеловеческих.

Кукольный спектакль «Козочка Злата» Александры Луняковой и небольшого московского театра «Рыба Кива» — рассказ о бедной семье скорняка, живущего в небольшом селении Еврейское местечко, который вынужден продать любимую Козочку, чтобы достойно отпраздновать Хануку.

Камерная история эта разыгрывается силами четырех человек. Трое из них водят кукол и параллельно занимаются сменой освещения, организуют театр теней (Елена Шамис, Александра Скворцова, Наталья Хенкина), один (Михаил Стародубцев) отвечает за музыкальное сопровождение. Иногда действие прерывается, и артисты исполняют еврейские песни: сначала на оригинальном языке, затем — на русском.

«Козочка Злата».
Фото — архив фестиваля.

Это почти домашний театр, теплый, душевный, уютный. Видно, с какой любовью и трепетом относятся артисты к своим героям, как аккуратно организуют пространство — сплошь рукотворное. Здесь нет никаких искусственных материалов — все натуральное: дерево, кожа, холст, вата, из тканей — хлопок и лен. Если рисунки, то выполненные в приглушенных красках. Даже свет здесь немножко тусклый, мерцающий, имитирующий пламя свечи, которую зажигают в начале истории и гасят в конце.

Еще один спектакль и еще одна камерная аутентичная история. На этот раз — с уклоном в русское устное народное творчество: «Сказки бабушки Корольковой» Валентина Козловского в Воронежском театре кукол «Шут» имени В. А. Вольховского. На фоне занавеса из мешковины, чуть покосившегося плетня две актрисы в рубахах и сарафанах (Лариса Борисова и Светлана Свиридова) рассказывают истории «Горошина», «Почему петух нарядный» и «Сума, дай ума» воронежской сказительницы Анны Корольковой. Достав два расписных короба огромных размеров, они извлекают оттуда небольших набивных куколок, избушки, разную домашнюю живность: коров, кур, петуха. При этом почти каждое их действие сопровождается нехитрым, но достаточным для удержания детского внимания (спектакль предназначен детям от 4 лет) фокусом. Говоря о горошине, которую нашли дед с бабкой и которая затем выросла выше дома и спасла их от голода, одна из рассказчиц накрывает домик стариков платком с изображением цветущего гороха. И тут же чистая перемена — перед зрителями другой платок с другим рисунком: на белом фоне кружевом вьются зеленые ростки, а на них — вызревшие стручки. Убирают и этот платок, а под ним не избушка вовсе — мешки с урожаем.

«Сказки бабушки Корольковой».
Фото — архив фестиваля.

В целом же фестиваль оставляет довольно смутное впечатление. Нет единого сюжета. В афише «МАРШАКА» были представлены балет, вокально-музыкальные выступления, кукольные и драматические постановки; непрофессиональные спектакли, в которых заняты дети и подростки (это отдельная часть программы). Что касается возрастного охвата, то и здесь диапазон довольно широк: от двух до тринадцати плюс. Разным получился и уровень работ. Без некоторых из них можно было вполне обойтись. Спектакль «Плывет, плывет кораблик по имени Маршак», показанный в последний день смотра, явно включен в программу благодаря названию, к которому, кстати сказать, содержание имеет отношение весьма условное. Детям дважды читают стихотворение «Вот какой рассеянный» — без музыки и под музыку, причем второй раз не слышно решительно ничего: аккомпанемент начисто заглушает голоса артистов; а после антракта — рассказывают историю про «картину, корзину, картонку».

Впрочем, если отборщики фестиваля ставили целью показать детский театр во всем его — возрастном, стилевом, жанровом и вкусовом — многообразии, то они ее достигли. На все сто.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога