Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

12 декабря 2016

В НОЧНУЮ СМЕНУ

VII Фестиваль экспериментальных театральных форм «Ночь в театре»

Театр «Наш дом» живет и работает в Озерске, небольшом закрытом городе в Челябинской области. «Закрытость» обусловлена опасным производством системы предприятий Росатома. О судьбе театра в таком сложном городе директор «Нашего дома» Владимир Кулик говорит без трагических интонаций, дельно и серьезно: «Специфика не просто малого, но еще и закрытого города в первую очередь заключается в ограниченности зрительской аудитории. В Озерске зарегистрировано 80 тысяч жителей, фактически проживает тысяч на 10 меньше. И только 20% из них действительно ходят в театр. И это еще очень хороший результат, скорее плюс, чем минус. По статистике, театральные зрители обычно составляют лишь 5–8% городского населения. У нас город высокого культурного уровня, в большинстве своем интеллигентный, на театре воспитанный».

И, веря в своего зрителя, развивая и обогащая его впечатлениями, театр без устали придумывает самые разные проекты, не ограничиваясь только показом репертуарных спектаклей. Одна из удачных идей, на сутки «открывающих» закрытый город, — фестиваль «Ночь в театре». Конечно, открывается Озерск только в фигуральном смысле — КПП никто не отменяет, но через него в этот день, то есть в эту «Ночь…», проходят десятки актеров из других городов.

Бессонная фестивальная ночь проходит так. С позднего вечера и до глубокой ночи во всевозможных пространствах, уголках и закоулках театрального здания параллельно играются камерные спектакли. Публика, для начала собирающаяся в Большом зале на открытии и представлении съехавшихся в Озерск коллективов, распределяется по разным площадкам (Малый зал, фойе, трюм, карман, мастерская, лестница, мансарда), сообразуясь с собственным вкусом или отдавшись на волю случая. Каждый зритель «Ночи…» может увидеть несколько частей программы: общие для всех представления на большой сцене (в начале «Театральный вечер», в середине «Театральная полночь» и в финале гала-концерт «Театральный рассвет»), а также спектакли в первой и второй части марафона: по одному часовому или по два 30-минутных. Такую оригинальную форму фестиваля придумали шесть лет назад Владимир Кулик и завлит театра Юлия Клепикова, и с тех пор ежегодно обкатывают, совершенствуя и обновляя.

Седьмая «Ночь в театре» вышла за региональные границы, и теперь к завсегдатаям фестиваля — коллективам из Челябинска и области, а также из соседней Свердловской области и Екатеринбурга — присоединились театры и театральные группы из Казани и Перми, а из Москвы прибыл писатель и журналист Артур Соломонов, чтобы представить свою книгу «Театральная история». В нетривиальной презентации книги московского гостя, открывавшей первую часть программы в фойе, принял творческое участие первый заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман: он выступил с чтением глав из романа Соломонова.

Гальего в подвале, Ельцин на чердаке

Среди участников седьмой «Ночи в театре» были завсегдатаи озерского фестиваля, а были и театры совершенно новые, возникшие всего несколько месяцев назад. Один из них — пермский камерный Театр К. Т. О. (аббревиатура расшифровывается как «кино-театральное объединение»), заявивший о себе в феврале этого года фильмом «Сириус». В Озерск К. Т. О. привез психологическую монодраму (так обозначен жанр в программке) «Черное на белом» по автобиографическому роману, который его автор, испанец Рубен Давид Гонсалес Гальего, чье детство прошло в советских домах для инвалидов (диагноз «ДЦП» был поставлен в кремлевской больнице, матери — дочери видного функционера испанской компартии — сказали, что ребенок умер), написал на русском языке.

Актер и режиссер К. Т. О. Рамис Заббаров играл свой моноспектакль в трюме — подвале под поворотным кругом большой сцены Озерской драмы. Все пространство для игры — крошечный пятачок с креслом, в котором умещается скрюченное тело. «Если у тебя нет рук или ног, ты — герой или покойник… Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть». У Рамиса Заббарова руки и ноги как раз длиннее обычных (кажется, такой тип фигуры называется «теловычитание»). И владеет он ими весьма виртуозно, что продемонстрировал пластический номер, с которым актер вышел в финальном гала-концерте фестиваля. Но в спектакле Заббаров заковывал свое длинное тело в неподвижность, из всех выразительных средств оставляя только голос. В голосе — боль, отчаяние, но и вызов судьбе, жизнь вопреки, путь человека, превратившего свое беспомощное тело в «сорок пять килограммов оптимизма» (заголовок газетной статьи о Гальего). Из большого романа-автобиографии оставлено только несколько фрагментов, связанных с детством и путешествием героя в Америку. Может быть, поэтому получасовой спектакль (уместнее сказать, набросок или заявка на спектакль) оставляет ощущение неполноты: и история не рассказана в должной мере, и характер не проявлен. Не проявлен в том числе и из-за того, что актеру Рамису Заббарову явно недостает режиссерского взгляда со стороны, саморежиссуры не всегда бывает достаточно. Но все же это было открытие новой актерской индивидуальности и нового театра.

Театральная платформа «В Центре» при екатеринбургском Ельцин Центре даже моложе пермского коллектива: арт-директор Наталья Санникова и драматург Ярослава Пулинович объявили о ее создании минувшим летом, первые проекты стартовали осенью. Премьера спектакля «Карусель» по пьесе Валерия Шергина, написанной по заказу Ельцин Центра (режиссер Александр Кудряшов), была сыграна в ноябре. В Озерске «Карусель» показали в пространстве мастерской (театральный чердак «Нашего дома»).

«Карусель».
Фото — А. Абросимов.

Этот спектакль-променад (путешествие в наше недавнее прошлое, «лихие девяностые») очень привязан к музейной экспозиции Ельцин Центра: главный герой (его играет замечательный Александр Фукалов) вспоминает про встречу с первой любовью в том самом троллейбусе, на котором, если верить создателям экспозиции, когда-то ездил секретарь московского горкома Борис Ельцин; стоит в очереди у тщательно воссозданного советского магазина с пустыми витринами; тусуется у почти реальных баррикад Белого дома, а во сне разговаривает с Борисом Николаевичем в перевезенном в Екатеринбург из столицы кремлевском кабинете первого российского президента… Понятно, как много добавляют все эти «артефакты» незатейливой, но при этом по-своему обаятельной пьесе Шергина. Музейную экспозицию спектакль в Озерск, конечно, не вывез, рассчитывать можно было только на актерский ансамбль. Он не подвел, заразительности и мастерства оказалось вполне достаточно для эмоционального совпадения сцены и переполненного зрительного зала, ностальгировавшего, вспоминавшего и сравнивавшего дни минувший и нынешний вместе с героями. А бенефисный выход Елены Стражниковой в роли Б. Н. Ельцина (!) вообще вызвал бурю восторга публики. Есть ощущение, что «В Центре» собралась театральная команда, способная на многое.

Про мою маму и про меня

Камерный «Театр. Акт» (в его составе двое — Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, актеры и сами себе режиссеры) приехал в Озерск из Казани и сыграл монопьесу Екатерины Васильевой «Однажды мы все будем счастливы»" в Малом зале «Нашего дома». Самое обычное, традиционное пространство (не мансарда, не карман…). Но вход для публики был устроен необычный: мы вступали прямо на игровую площадку и осторожно передвигались по деревянным щитам, как бы по мосткам, ведущим из глубины сцены к зрительским рядам. Таким же путем появилась позже актриса — неуверенным шагом, робко ступая на доски. Молодая женщина в скромном плащике, в руках — старый чемодан. И, не выпуская этот чемодан, только иногда перекладывая свою ношу из одной руки в другую, не сходя с места, актриса целый час говорила, рассказывала, вела свою героиню от откровения к откровению. Горестный монолог был тяжел для слушателей, слишком уж неприглядные подробности своей жизни и отношений с матерью обнародовала героиня. Но цель рассказа была ясна с самого начала: это покаяние.

«Однажды все мы будем счастливы».
Фото — А. Хаснулин.

Сколько бы ни утверждала Маша, что мать ее никогда не любила, что мать всегда была к ней несправедлива, груба, что она обижала и била ее, никогда не защищала и вообще испортила ей всю жизнь, зритель сразу понимает (эту боль явственно дает почувствовать Мигранова): самоосуждение героини уже случилось. Все обвинения матери — привычка, сохранившаяся с несчастливого детства, а сейчас уже матери нет в живых, и реальное одиночество героини очевидно, как и внутренняя связь с единственным родным человеком, которая только сейчас ею осознана.

Мир пьесы — исключительно женский. Маша, ее мама, подружки в школе, бабки у подъезда… Нет мужчин. Текст кажется слезливым, изобилует мелодраматическими и не очень правдоподобными деталями (Маша явно сгущает краски). При этом действие статично: приговор себе героиня уже вынесла. Нельзя сказать, что актрисе удалось полностью преодолеть недостатки жалостливой истории. Но в то же время Мигранова сильно сыграла мучительную историю потерянной и все-таки возродившейся души, начало ее пути к свету.

Вид снизу

Конечно, кроме гостей Озерского театра хотелось увидеть и самих хозяев! Нельзя было пропустить эскиз по мотивам повести А. Куприна «Яма». Премьера ожидается еще через несколько месяцев, над спектаклем работает молодой режиссер Никита Золин. Это его первая работа с классикой, до сих пор он ставил современную драматургию: «Убийца» А. Молчанова, «Терроризм» Пресняковых, «Лейтенант с острова Инишмор» МакДонаха. «Яма» была показана в театральном трюме, под поворотным кругом. Тесное помещение, зажатое между бетонными стенами, над головой — механизмы. Перекрытия превратились в своеобразную «рамку кадра», сквозь которую мы смотрели откровенный фильм про жизнь падших женщин. Действительно, «упали» они на самое дно жизни, ниже почти некуда. Хотя бетонные ступени ведут еще куда-то вниз и за угол, где мыслится общий зал публичного дома, куда являются мужчины в поисках платных утех. Оттуда выходит устрашающая помощница хозяйки заведения, немка Эмма Эдуардовна (Ирина Костерина создала образ чуть ли не надсмотрщицы-садистки). На маленьком пятачке — общая спальня проституток, где они ютятся на виду друг у друга и у зрителей. Маются, томятся, прыгают на неприбранных кроватях от скуки. Даже разыгрывают издевательские сценки, изображая странные запросы своих клиентов.

«Яма».
Фото — Н. Капитова.

В железной клетке, отдельно от всех, живет яркая, строптивая отчаявшаяся Женька (темпераментная работа Кристины Прислоновой), скрывающая от всех, что она заразилась: эта клетка еще более усиливает ассоциацию с затхлой тюремной камерой, куда заперли этих женщин. За Женей напряженно следит любящая ее Манька (Манька Маленькая у Куприна) — худая девушка-подросток, с болезненной остротой сыгранная Аллой Зориной. Добрая, простая, глуповатая Любка надеется вырваться из дома терпимости, сбегает со студентом — но понятно, что ее ждет унижение, разочарование и возвращение с позором (Виктория Кривдина точно играет это жалкое незлобивое создание). До поры таинственной и холодной делает свою героиню, красавицу Тамару, явившуюся в бордель из монастыря, Анна Зотеева.

В эскизе заняты только актрисы — у Золина тоже получился исключительно женский мир! И, надо сказать, это сильный ход. Чувствовалось некоторое напряжение публики, зрители-мужчины как-то съеживались и нервно смеялись. Им было не по себе. Такой женский взгляд на противоположный пол оказался неприятным, жестким, разоблачительным. Женщины-героини были в белье, полураздеты перед нами, но и не появлявшиеся на игровой площадке мужчины были разоблачены, «раздеты» до подноготной этим суровым взглядом.

Конечно, спектакль «Яма» вряд ли будет идти в трюме. Но есть надежда, что актрисы «зацепят» те ощущения, что возникли в эскизном существовании, и перенесут в готовые роли. У молодого режиссера и актрис «Нашего дома» получилась работа с современным нервом, с сегодняшним чувством театра, и это очень радует, несмотря на тяжесть темы.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога