Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

16 июня 2010

«ВЕСЕЛАЯ КОЗА» № 15

«Единственный в мире фестиваль театральных капустников проходит в нашем городе», — так не без хвастовства написано о «козе» в «Нижегородской книге рекордов и достижений». И действительно, с 1993 года, фестиваль этот собирает в Нижнем Новгороде актеров со всей России (на его географической карте более 100 городов-участников). Вот и ныне, все три праздничных дня шел юбилейный, пятнадцатый фестиваль: 12-13-го июня в Доме актера — предварительный показ программ, 14-го в помещении Нижегородского ТЮЗа — гала-концерт. За свою историю «коза» повидала всякое…

Были годы, когда фестиваль шел «на широкую ногу», с приемом гостей из 40-50 городов одновременно, с шумным костюмированным проходом по главной улице, с путешествием на теплоходе, с особым внимаем высокого начальства (бывало, и Сергей Кириенко выходил на сцену шутить), с большим количеством призов и премий. Нынешний фестиваль оказался самым скромным (21 город, три приза, три небольшие премии и одна — главная, но тоже небольшая). Быть может, оттого, что трагически ушла из жизни Галина Сорокина — организатор и мотор фестиваля, быть может, оттого, что «виноват» кризис, а, быть может, и оттого, что сказалось очевидное в последние годы «затухание» самого капустнического движения в наших театрах…

Конечно, осталась радость от встречи актеров из разных городов, проявились и новые таланты, радовала (минимальная, в течение 2-3 дней) возможность получить новые знания по профессии (мастер-классы). Но при этом фестиваль продемонстрировал и свои традиционно уязвимые стороны. От года к году никак не увеличивается число коллективов (актеров), представляющих на суд жюри и публики именно «капустники». Как известно, этот тонкий и трепетный сугубо театральный жанр, практически не допускает повтора (как сказанная второй раз шутка уже не стреляет), а тем более не терпит переноса на большую сцену со смешанной и не всегда театральной аудиторией. Вот и получается, что гала-концерт сознательно составляется преимущественно из крепко сделанных, хорошо отработанных «номеров», которые выглядят гораздо эффектнее «капустников», и простому зрителю часто совсем непонятны предпочтения жюри.

Это противоречие существовало с самого начала, однако фестиваль уютно «рулит» по накатанной годами программе, и менять никто ничего не собирается. «Капустнический мэтр», член жюри и бессменный ведущий гала-концертов Вадим Жук выступает «един в двух лицах». С одной стороны (надо отдать ему должное) ратует за чистоту «капустного» жанра, объясняет актерам просчеты и удачи, определяет точность суждений жюри. С другой стороны, теми же цепкими глазами он «оценяет» выигрышность того или иного «номера» для гала-концерта, а зрителям так и говорит с очаровательной откровенностью: «Мы отдаем себе отчет, что это не капустник, но мы жадные: номер-то хорош и как его было не взять в концерт?!»

Но и капустники, естественно, бывают разные. И на этот раз первый «капустный» день начался совсем грустно. По сцене бродили вымученные «душа прожектора», Кулиса, две колонки, разговаривая исключительно стихами в таком духе:

Афиша здесь висит не зря:
Сегодня же — «Веселая коза»…
Скучный капустник — это испытание!

В нижегородском доме Актера зал небольшой, всего на 200 мест, и зритель только свой — театральный. Как вздрагивал и радовался он любой маленькой удаче! Но бывали и большие: нижегородский театр «Комедия» показал своего «Медведя» — замечательное актерское «дуракавалянье» под лубок (артист Дмитрий Ерин получил специальный приз за роль медведя), а актеры из далекого города Озерска — свое «дуракавалянье» — на тему картины Кукрыниксов «Конец» (действие в происходит в ставке Гитлера!). Порадовали и минчане «всерьез» разыгравшие тему актерского осеннего призыва с непременными рассуждениями: «Кто в театре не служил, тот не мужик!».

Но самая большая удача фестиваля — капустник Нижегородского ТЮЗа. Того самого, что так нашумел в прошлом и текущем году своими протестными акциями и даже актерской голодовкой исключительно по творческим мотивам. Нет, разумеется, капустник этих тем не касался, ребята опять радели о главном — об искусстве. На сцене открылся… театральный магазин, где продавалось все, что «необходимо» актеру: походки, держатель перспективы, предлагаемые обстоятельства, штампы, маски, сверхзадача, говоры…

Эта замечательная придумка позволила актерам неожиданно и очень смешно моментально обыгрывать и озвучивать все эти воображаемые «предметы». Молодые актеры Максим Новиков и Артем Демке (главные зачинщики всего действа) с такой внутренней свободой отдавались игре и показали такое виртуозное владение импровизационной манерой, что покорили не только искушенного театрального зрителя, но и сумели все это перенести на родную сцену во время гала-концерта. От них не отстали и актрисы театра — Ольга Пыжова, Наталья Макарова и заслуженная артистка России Елена Фирстова.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога