Петербургский театральный журнал
16+

24 марта 2012

ВАЛЕРИЙ ФОКИН О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ГИЛЬДИИ

Недавно на российском пространстве вновь возникла Режиссерская Гильдия. Последние годы о ней не было слышно, уехал Анатолий Васильев, умер Роман Козак, и о Гильдии как-то перестало быть слышно. С ее новым Председателем, художественным руководителем Александринского театра, сегодня побеседовала Марина Дмитревская

Валерий Фокин. Довольно долго меня уговаривали заняться этой Гильдией, я отказывался, но сейчас вдруг понял, что необходимы общие усилия — мои и коллег по цеху. Не только потому, что наше режиссерское сообщество разрознено, разобщено, раскидано (профессия одиночная), но потому что выросло новое поколение режиссеров, разговоры о том, что их нет, уже невозможны, и молодым надо создавать условия. Не просто говорить: «Попробуйте в комнате», — молодых надо внедрять в государственные театры. Внедрять очень определенно, потому что если мы и говорим сейчас о кризисе в нашем театре, об очень трудной ситуации, в которой он находится (подчеркиваю — ОЧЕНЬ трудной), — то это и потому, что среди команд, которые руководят театрами и не могут их реанимировать, нет молодых. А у молодых точно есть предложения. Это ситуация вопиющая, и мне показалось, что Гильдия может в этом смысле организовать какое-то движение. Поэтому я решил этим заняться.

Первое, что мы сделали, — сайт . Регистрация на сайте, заполнение анкеты и есть факт вступления (анкета есть на сайте). Режиссер должен к моменту вступления поставить не менее трех спектаклей в профессиональном театре. Вступительный взнос — 3 000 рублей, но для молодых до 30 лет мы сняли это условие, для них — вступление бесплатное.

Один из основных вопросов, которыми мы начали заниматься (и очень сложный вопрос) — спектакль как объект авторского права. Во многих странах ничего с этим не могут сделать, хотя есть подвижки, и, при определенных условиях, режиссерская партитура может быть зафиксирована как авторское произведение. Это важно не с денежной точки зрения, а чтобы защитить режиссеров от вторжения в их спектакль чужих рук — директорских, актерских, начальственных — которые подчас сокращают, искажают, убивают то, что сделал режиссер, даже не сообщив ему. Для молодежи мы хотим организовать некое агентство, которое будет способствовать продвижению молодых режиссеров по театрам, создавать дебютные условия и т. д. Это, по сути, будет биржа.

Марина Дмитревская. Последние годы такой одиночной биржей плодотворно работает Олег Лоевский, который, конечно, взрыхлил российскую почву лабораториями «Молодая режиссура и профессиональный театр». Он знает, что в каком далеком театре и когда нужно, и довольно активно тасует колоду молодых режиссеров.

Фокин. И ради Бога! Чем больше будет таких движений — тем лучше. Но Лоевский занимается немножко другим, у него есть определенные человеческие пристрастия и антипатии, а мы хотим заниматься этим официально. В Совете Гильдии сидят разные режиссеры: и Рыжаков, и Серебренников, и Женовач, и Марчелли — разные. И мы договорились, что будем защищать интересы режиссеров, выходить на местное начальство (ведь по театрам полно конфликтов).

Дмитревская. А юридическая поддержка режиссеров?

Фокин. Обязательно! Мы предложим режиссерам наш вариант договора о юридической поддержке, а так же готовы оказывать необходимые юридические консультации, по любым вопросам. Конечно, цель будущего — стать профсоюзом, но сейчас это невозможно: у нас нет социальных гарантий. Кроме того, мы не можем выходить их СТД, разрушать его.

Дмитревская. Ваш учредитель СТД. Но молодые, и это не секрет (средний возраст члена СТД — пенсионный), не хотят вступать в Союз Театральных Дедков, как они его называют. Они не хотят поддерживать эту организацию в принципе…

Фокин. Да, я знаю, что не хотят вступать.

Дмитревская. Зато они охотно участвуют в объединениях и структурах, с СТД не связанных: лаборатории, Школа театрального лидера, которая (не мне Вам говорить) началась в ЦИМе, и где тоже, как доходят слуха, тренируются творческие группы по сочинению театральных утопий и воплощению их в жизнь.

Фокин. Я уверен, что мы найдем ту свою автономию от СТД, которая будет полезна делу. Вряд ли они будут нам мешать, ведь мы работаем и на репутацию СТД тоже. Гильдия будет пробивать, юридически прорабатывать вопросы авторских прав, ходить в правительство, Минюст и так далее.

Дмитревская. Здесь, конечно, нужна серьезная пропагандистская работа среди креативной части режиссуры. Чтобы Гильдию не составили все те провинциальные сидельцы, имена которых мы, конечно, знаем, но от этого не легче. Которые ходят из Вологды, где загубили театр, в Керчь, где в ближайшее время будет повторен тот же подвиг. А они, во-первых, активны (стоит какому-то директору избавиться он режиссера П., как уже звонит за советом другой директор, к которому режиссер П. настойчиво просится). И вот эти режиссеры, в отличие от поколения Х и Y (молодых) будут требовать поддержки Гильдии и своего трудоустройства.

Фокин. Мы не можем никого отвергать, но тут уж Совет будет решать, кого рекомендовать, кого отвергнуть.

Дмитревская. То есть, творческая составляющая будет учитываться?

Фокин. А как же! Да, я посмотрел уже какие-то старые папки Гильдии с анкетами людей, о которых даже никогда не слышал. Но сейчас регистрация пройдет как бы заново, через сайт. А что касается директоров, многие из которых, согласно этому дурацкому 83-му Закону, достигли единоначалия и стали первыми лицами, — они просто выкидывают режиссеров, разрывают с ними договора, ориентируются только на кассу. Гильдия должна противостоять этому, выходить на региональных начальников и так далее. Мы добились сейчас доработки 83-го Закона, он будет меняться, надеюсь, что станут возможны комбинации, вариативность (два руководителя), но все очень трудно.

Дмитревская. Не только директора, но и многие начальники Комитетов по культуре (не исключая наш город) не имеют представления о возможных вариантах театральной структуры, они пользуются не профессиональным знанием, а советами случайных людей. Вот в Питере: то Р. Фурманов вице-губернатору что-то посоветует, то А. Белинский… А пресса об этом сообщает… Я вижу пока, что и петербургский Комитет не склонен к открытому и профессиональному обсуждению культурной стратегии, программы развития и пр.

Фокин. Я тоже вижу некую обособленность, отгороженность нового руководства Комитета. Меня впрямую это не касается, Александринка — театр федерального подчинения, но то настроение, что витает в городе, оптимизма не прибавляет. Но вообще в общероссийских условиях Гильдия должна отстаивать художественные приоритеты и на уровне директоров (с ними история очень серьезная) и с региональным начальством. Сейчас надо привлечь людей к нашему общему делу. Чтобы мы были вместе. Чтобы мы понимали желания и проблемы друг друга.

В именном указателе:

• 

Комментарии (4)

  1. Николай, режиссер

    3000 руб.? Смешно! Разводилово дедков… И жалкая попытка госконтроля. Посмотрите на совковые партийные формулировки на сайте. А слабо, как в Европе и Америке на агентстких зарабатывать?

  2. Денис Ширко

    Это очень хорошее начинание. Я обязательно буду вступать в эту Гильдию. А вступительный взнос я бы сделал не 3000 рублей, а в 10 раз больше – 30 000. Такая сумма уже подразумевает некую ответственность.

  3. Павел Антонович

    Режиссер режиссеру – друг, товарищ и брат.

  4. Сергей

    Сайт Гильдии работает плохо, ничего не понять!

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

Предыдущие записи блога