Петербургский театральный журнал
16+

9 апреля 2010

«ТЕНЬ ГОРОДА»

Театр на Литейном. Сценарий Романа Смирнова,
Александра Безрукова, Екатерины Строгановой.
Постановка Р. Смирнова, аранжировка и музыкальное руководство Д. Федорова

«От создателей „Квартирника“…» — гласит надпись на афише-растяжке у входа в театр. Стандартный рекламный ход, призванный, во-первых, напомнить об успехе предыдущей постановки (что, в общем, правомерно — спектакль до сих пор идет с переаншлагами, и в зрительской среде звучит даже словечко «культовый»), во-вторых — привлечь внимание к новому проекту, — несомненно и на редкость уместен. «Тень города» оказался связан с «Квартирником» не только формально (тот же режиссер, музыкальный руководитель, состав исполнителей), но и эстетически — как вторая часть некой театральной дилогии. Жанр — спектакль-концерт, принцип работы с материалом — «мозаика», композиция — свободный монтаж, камерное пространство обнаженной черной сцены, где в глубине поблескивают музыкальные инструменты, а расстояние между актерами и первым рядом можно считать в сантиметрах… темы, приемы, обаятельные персонажи, наконец, общая атмосфера старых добрых ленинградских «квартирников», — все как будто «сквозное», все перекликается, образуя единое смысловое поле…

Однако, перед нами не совсем «клон». Если «Квартирник» упрекали в слабости драматургической линии, то на этот раз все в порядке: есть четкие фабульные линии, есть динамика, эпизоды соединяются не произвольно. Глядя в программку, где авторами названы, кажется, несколько десятков «петербуржцев и гостей нашего города» (от Достоевского до Виктора Цоя) несколько теряешься — но напрасно. Вообще, по мастерству вторая часть, безусловно, убедительнее первой. Актеры играют с завидной самоотдачей, демонстрируя такой вокал и пластику, что любо-дорого глядеть. Но… в случаях с «продолжениями» это «но», к сожалению, неизбежно.

На мой скромный взгляд, в «Тени…» не хватает главного — Города. Его место занимает «набор открыток», вроде тех, какие продают туристам на Невском… Есть все, даже шуточки над москвичами (по-моему, лишь про «Зенит» ничего не прозвучало — а какой простор для импровизаций!), но появился при этом привкус какой-то тиражированности. И финальная «Пачка сигарет», в отличие от «Александра Исаевича…», звучит, на мой личный взгляд, совсем не так искренне, как задумывалось…

Комментарии (2)

  1. Левеншус

    (познавательная увертюра)

    Царь Петр был солдат
    Бравурен и усат
    Под группу «Ноль»
    Плясал кадриль
    Под «Настю» —
    Краковяк

    (презрительно-гордый эпиграф)
    Москва
    Се моветон
    У них же деньги есть!
    Вульгарным комплиментом
    Не купишь нашу честь

    (увлекательное развитие сюжета)
    Вот страшный грубый мент
    А вот и антипод
    Поверьте мне
    В конце концов
    Один из них споет

    (хмельная и горькая завязка)
    Не пора ли Мармеладову
    Затянуть свою балладу
    Да похлеще, позабористей
    Растиражить свои горести

    (неожиданно подкравшаяся развязка)
    Вот город Петербург
    А вот и Ленинград
    И чья-то тень за мной следит
    И нет пути назад

    (патриотически напряженное ожидание конца)
    Если у спектакля видишь три финала
    Если анекдот лет двадцать как не брился
    Если шепчет Цой тебе куплет на ушко
    Значит любишь ты плеск Грибоканала,
    Значит помнишь как стреляет
    Петра и Павла пушка.

    (резюме спектакля)
    Наш ты парень — мировой!
    Иди-ка к нам в охапку!

    …Петр, Эрмитаж, мосты,
    Достоевский и «Кресты»,
    Цой, Бутусов, Чиграков,
    Двор-колодец, Мойки ров…

    Водка, балалайка, Путин,
    И меховая шапка!

  2. Татьяна Джурова

    Комментарий – пять с плюсом!

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога