Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

28 декабря 2020

ТЕАТРАЛЬНАЯ БУРЯТИЯ: SOS!

Так называемая оптимизация, которая порождает легионы новых чиновников и затрудняет работу всего, просто всего, — угрожает теперь бурятским театрам, жизнь которых с 2021 года станет немыслимой. В редакцию с письмом обратился режиссер Сергей Левицкий. Мы попросили откомментировать его нескольких известных директоров успешных российских театров: Софью Апфельбаум, Михаила Барсегова и Кирилла Крока.

Сергей Левицкий,
главный режиссер Русского драматического театра, Улан-Удэ

В Республике Бурятия местный минкульт в рамках постановления правительства в марте 2020 года зарегистрировал новое учреждение — Централизованная бухгалтерия Министерства культуры РБ, куда уже перешли ряд подведомственных учреждений (сельские ДК, улан-удэнские библиотеки и музеи). До осени 2021 года планируется также перевести туда городские театры (всего 5 театров). Однако руководители театров не согласны с данной инициативой, т. к. прекрасно отдают себе отчет в том, какие риски, связанные со спецификой театрального дела, могут возникнуть в связи с переходом в ЦБ. В связи с этим руководители пяти театров инициировали встречу с министром культуры Дагаевой С. Б. и двумя замами — Емонаковым Н. В. и Будаевым Л. Б., где высказали свои опасения и доводы относительно предстоящей оптимизации. Представители минкульта, к сожалению, не услышали руководителей, сославшись на то, что это вопрос уже решенный и назад дороги нет, т. к. он (минкульт) действует в рамках плана оптимизации финансовых расходов на уровне поручения правительства РФ. То есть вновь созданная ЦБ позволит экономить бюджету Бурятии порядка 4 миллионов рублей ежегодно за счет увольнения всех бухгалтеров в общем количестве 68 человек. Руководители театров на встрече подчеркнули, что не возражают против создания ЦБ как таковой, они против вхождения туда именно театров в силу специфики театральной деятельности. Но минкульт отказался отстаивать интересы подведомственных театральных учреждений. Примечательно следующее: если правительство так озабочено оптимизацией расходов бюджетных учреждений, то отчего в ЦБ минздрава РБ не вошли все городские больницы и поликлиники, а лишь только сельские учреждения? Отчего в ЦБ минобразования РБ не вошли городские школы, техникумы, училища, а только сельские учреждения? Вероятно оттого, что места министров вышеупомянутых министерств занимают бывшие практики как медицины, так и образования, отсюда и понимание неповоротливости ЦБ и возникающей впоследствии массы проблем для организаций, вплоть до парализации работы. В нынешнем руководстве министерства культуры, к несчастью, нет ни одного бывшего практика в сфере искусства. Отчего на очередной сессии Народного Хурала РБ принимается решение о повышении расходов на себя на 7 миллионов рублей? Какая же здесь экономия? Причем сокращать свой штат в НХ РБ не планируют. Какая-то политика двойных стандартов. Руководители театров, не получив поддержки минкульта, решили обратиться к Главе Республики Цыденову А. С. с этой проблемой, однако Глава сам обратился к одному из директоров театров и сообщил то же самое, что и минкульт: решение принято, пути назад нет. Таким образом, поменять ситуацию внутри Бурятии не представляется возможным, поэтому мы надеемся на помощь коллег, на солидаризацию российской театральной общественности, СТД РФ. Не секрет, что все театральные менеджеры, практикующие директора и худруки театров всей страны солидарны с вредностью и пагубностью вхождения театров в ЦБ, поскольку знают, что это грозит подрывом всей деятельности театра. Мы хотим лишь одного — позвольте нам работать, радовать своим искусством жителей Бурятии, а ЦБ для нас — это настоящая удавка на шее, которая парализует работу театров.



Софья Апфельбаум,
директор Российского академического Молодежного театра

Нам, никогда не оказывавшимся в ситуации единой с кем-то бухгалтерии, наверное, невозможно оценить все последствия такого решения. Можно лишь предполагать. При этом сложно сформулировать хоть какие-то преимущества объединенной бухгалтерии. Более профессиональные кадры? Повышение эффективности за счет того, что одни и те же процедуры будут проводиться многократно — такая своего рода стандартизация? Экономия средств? Все это звучит крайне неубедительно. А вот представить себе негативные последствия вполне можно. Например, удлинение по срокам всех процедур: ситуации, когда что-то нужно купить немедленно — день в день, — в театре нередки, и это будет оборачиваться тем, что сотрудники вынуждены будут покупать необходимое на свои деньги, а потом месяцами ждать компенсации своих расходов. Увеличение документооборота: не секрет, что любая бухгалтерская служба является наиболее дотошным и в хорошем смысле въедливым подразделением. Однако свои — театральные — бухгалтера со временем вникают в суть процессов и понимают, зачем делается та или иная покупка, для чего заключается тот или иной договор. В ситуации объединенной бухгалтерии многие платежи потребуют дополнительных объяснений, которые раз за разом вынуждены будут давать сотрудники театра. Конечно, с развитием IT-технологий кажется, что многие процессы могут быть автоматизированы. Но, как показывает опыт, внедрение новых форм требует не только времени, но и очень кропотливой работы, приспособления к театральной специфике. Например, «электронный бюджет» пока не только не облегчил жизнь наших экономистов, но как раз наоборот, в случае же единой бухгалтерии внедрение новых форм может обернуться пусть временным, но серьезным коллапсом для всей отрасли. Примеров таких можно привести массу, но главное, не очень понятно, ради какой цели это делается. Каждый театр подтвердит, что сегодня его бухгалтерская служба работает очень интенсивно, ситуации, что кто-то недогружен, просто нет, за счет чего тут можно оптимизировать человеческие и временные ресурсы — просто непонятно.



Михаил Барсегов,
директор Санкт-Петербургского театра «Мастерская»

Действительно, последствия создания такой ЦБ способны привести театры в состояние, близкое к параличу или анабиозу, выйти из которого будет весьма затруднительно, если вообще возможно. Может, в этом и состоит цель «оптимизации»?









Кирилл Крок,
директор Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова

У театров есть своя специфическая творческая деятельность и специфическая организационно-хозяйственная деятельность. И подменять эту деятельность централизованной бухгалтерией, которая находится неизвестно где, — просто преступно. Мы прекрасно знаем: чиновники — это как раковая опухоль, имеющая тенденцию к размножению. Уволить всех главных бухгалтеров театров Бурятии, а простых бухгалтеров взять в штат ЦБ? Никогда еще никакая централизация в нашей жизни не приводила к улучшению. А театр и так достаточно неповоротлив, консервативен, административно застроен. И когда над этой структурой появляется еще административная надстройка в виде ЦБ — это ужас. Вот я в театре иногда взрываюсь от каких-то административных регламентов. И представляю себе, что бы было, если бы над нами была еще какая-то ЦБ. Как осуществлять оперативную деятельность театра?! Например, сегодня Юрий Николаевич Бутусов попросил у меня для репетиций то-то и то-то. И я понимаю, что это творчество, и я сегодня должен это принять и завтра обеспечить. А если надо мной надстройка ЦБ?.. Это абсолютная катастрофа для театров. И мне обидно: я знаю министра культуры Бурятии Дагаеву, нас знакомили на форуме в Год театра, и она должна или отстаивать интересы подведомственных театров, или не быть министром, если она сливает театры в ЦБ. Надо идти и заниматься другой деятельностью — журналистикой и рекламой, которой она занималась раньше. Г-жа Дагаева, или защищайте театры, или уйдите. Боитесь — не надо занимать место. Потому что то, что мы видим сегодня в Бурятии, — чудовищно. Несколько лет назад объединение произошло в Тюмени. Они плачут кровавыми слезами: за три года штат ЦБ и надстройки над театрами увеличился в 2,5 раза! Чиновники, какие-то юристы, непуганые идиоты, ничего не понимающие в театре. То, что собираются делать в Бурятии, — убийственно для природы театра, для дела театра. Театр — не библиотека и не ДК, у него своя огромная оперативная деятельность, и нельзя эту деятельность засовывать в ЦБ. Это ужасно, это надо ломать нам всем миром.

Комментарии (2)

  1. Елена Гильмулина

    Полностью согласна с практиками театра. Такая мера губительна для театрального дела. Спасибо за поддержку коллег. Надеюсь, что здравый смысл и чувство ответственности руководящих чиновников изменят ошибочное решение.

  2. Владимир Казаченко

    Несколько лет назад, когда я ещё работал в Томске, пдобного рода инициатива тоже возникла и там. К чести тамошнего начальника Департамента по культуре П.Л. Волка. он яростно отбивался от этой никчемной оптимизации и сумел отстоять необходимость самостоятельности бухгалтерии подведомственных учреждений. По моему мнению, плюсов у централизовванной бухгалтерии не так уж и много. Предполагаемая экономия бюджетных средств будеть невелика, а учитывая тот факт, что со временем штат централизованных бухгалтерий начинает увеличиваться, даже такая небольшая экономия через пару лет сойдёт на нет. А вот минусы проявятся сразу же. Это и замедление, растягивание во времени операционных процессов, усложнение коммуникаций, непонимание специфики театра – всё это приводит к выхолащиванию, искажению самой сути творческой деятельности, невозможности реализации режиссёрских задумок, раздуванию и доминированию “конторы”. Разумеется, в ущерб искусству. Качество постановочного обеспечения спектаклей, на мой взгляд, неминуемо пострадает. Владимир Казаченко, директор театра «Сатирикон».

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога