Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

8 декабря 2014

С ЮБИЛЕЕМ, ЛЮБИМАЯ АЛИСА БРУНОВНА!

Алисе Фрейндлих сегодня 80.

Согласитесь: когда видишь Алису Бруновну Фрейндлих — буквально останавливается дыхание. Одно ее появление — уже событие.

Недавно на закрытии фестиваля Э.-Э. Шмитта в Молодежном театре автору показали отрывок из «Оскара и Розовой дамы». Пока шел фрагмент, я смотрела не столько на экран (все равно ползли мурашки — так Оскар и Фрейндлих обращались к Богу…), сколько на писателя. Свидетельствую: он замер, и веки его напряглись-покраснели. И когда вышла маленькая, худенькая, грациозная Алиса Бруновна и в изящном, продуманном, цитатном по отношению к роли Оскара слове-поклоне приветствовала Шмитта, — он стоял с букетом, как тот самый медведь, которого только и не хватало на роскошном празднике с подарками-самоварами-шалями-кроссовками-ансамблями-балалайками, который устроил Шмитту театр… Он понимал, что встретился с великой актрисой. Он сказал это. Он метался, не зная, куда положить диск с записью спектакля. «Театр накрапал тут запись для вас…», — легко говорила Алиса Бруновна, вертя в руке конвертик и в то же время искренне благодаря драматурга словами Оскара…

Я думаю, что уже давно Алиса Фрейндлих существует вне зависимости от своих ролей — как некий артефакт. Она — явление петербургской культуры, как, скажем, дворец Петра в Летнем саду, она — живая часть пространства. Благодаря ей, кажется, Петербург сохраняет строгий, стройный вид, а в душе каждого зрителя точно хранится что-то заветное: не «Таня», так «Сталкер», не «Мой бедный Марат», так «Варшавская мелодия»…

…не «Служебный роман», так «Дульсинея Тобосская» или «Укрощение строптивой»…

… не «Пигмалион», так «Люди и страсти»

… «Трехгрошовая опера», «Лето одного года», «Двенадцатая ночь», «Оскар и Розовая дама»… Самое трудное для человека и актера — совпасть со временем. Еще труднее — удержаться в разных временах, не утратить возможность диалога и тем обрести судьбу. Бывает по-разному — от Бога, от дара. Как у кого.

Алису Фрейндлих высветили 1960-е. Время было замечательное, мода диктовала «носить духовность», а не «лицо» — и бесплотная, излучающая, легкая как воздух, Алиса вобрала в себя это время.

Тут не важна была внешность (лишь с годами Фрейндлих действительно стала красивой и строгой — в классическом понимании), а только — определенная грация, взмах рук и сияние глаз. Татьяна Доронина олицетворяла на сцене БДТ женское роскошество, Алиса Фрейндлих, полная ей противоположность, владела душами и сама была душой. Излучала, позволяла дышать, перетекала тонкой струйкой интонации из роли в роль… Долго говорили: некрасива. Не снимали в кино. Целым событием было ее кинопоявление в фильме «Похождения зубного врача» по сценарию А. Володина.

И так же, как в другом его сценарии, «Происшествие, которого никто не заметил», однажды дурнушка проснулась красавицей. Начались 70-е, и в спектакле «Дульсинея Тобосская» (тоже Володин!) из замарашки она становилась дамой. Потом 80-е подарили ей всероссийскую славу такого же «превращения» от любви в фильме «Служебный роман»…

Петербург — мужской город. Женщине неуютно в его «регулярных» пределах. Здесь она всегда прежде — Актриса, а уж потом — женщина. Нужно было обладать стойкостью Марьи Гавриловны Савиной, чтобы «держать» петербургский театр столько лет. Нужно было иметь божий дар Веры Федоровны Комиссаржевской, чтобы завоевать нервной вибрацией души чопорных петербуржцев… Но так много десятилетий быть здесь первой актрисой удалось только Алисе Бруновне Фрейндлих.

Сегодня она, «первая леди» петербургской сцены, идеал 60-х и мастерица «нулевых», плетет свои сценические кружева, умеет взять зал легким, почти ироническим, но властным движением. Тень Савиной кланяется ее умению держать сценическую форму.

Я видела, как она репетирует. Как доходчиво объясняет режиссеру (не он ей, а она ему), что нужно сделать в той или этой сцене с точки зрения профессии. Фрейндлих помнит секреты дела, знает, как в прежние годы «вишню сушили, мариновали и возами отправляли…». Как-то молодой режиссер назначил ей репетицию на 10 утра. «Миленький, в 10 утра играют только котята, и то на солнышке», — объяснила Алиса Бруновна. Она искренне внимательна к партнерам: тихие замечания, тактичные пожелания по действию, непременные маленькие подарочки к случаю — это тоже из того «вишневого сада»…

«Посмотрите, какая она стала, как ей возраст идет! — говорила как-то Наталья Тенякова в интервью „ПТЖ“. — Она вышла на сцену — и у меня мурашки, у меня все внутри зашлось, как от чего-то божественного!» Фрейндлих действительно идет возраст, тем более что она лишена его. Рискованные эксперименты с выходами на сцену театра Ленсовета в отрывках из прежних ролей показали это.

Когда-то Театр имени Ленсовета праздновал 30-летие спектакля «Малыш и Карлсон». На сцене сменяли друг друга Малыши и Карлсоны, разные поколения зрителей ждали «своего» Малыша (или Малыша своих детей), и все вместе ждали, конечно, когда же выйдет первый Малыш — Фрейндлих. И вот, в свои тогда 65, в коротких шортах, гольфах и тапочках, народная артистка рванула через сцену! Рванула так, что рисковала сбить стоящего в кулисе телеоператора, и чтобы не врезаться в него… врезалась в портал, сломав палец на ноге. Впрочем, она обнаружила это только утром, вдохновение вечера и запах родных кулис, очевидно, имели наркотически-обезболивающий эффект.

Потом, чуть позже, на юбилее И. Владимирова она вышла в финале с зонгом из спектакля «Люди и страсти» — и время поразительным образом опять замерло между концом 1970-х и концом 1990-х…

Так же замирало оно на «Оскаре и Розовой даме», когда Фрейндлих разговаривала с тенями прошлого… Оно вообще склонно замирать при ее появлении и шептать из-за кулис: «Меня нет…»

В «Аркадии» Тома Стоппарда, где она играла ироническую, умнейшую леди Крум, ее героиня протестовала против перепланировки регулярного парка в хаотический пейзаж с эрмитажами и отшельниками. «Если я заказываю фонтан, имеется в виду, что в нем должна быть вода. Каких отшельников вы можете мне предложить?» — обращается она к архитектору Ноуксу. Сегодня эти слова как никогда актуальны и в отношении самого БДТ, и в отношении театра вообще, но я не об этом. Глядя на Фрейндлих, беседуя с нею, да просто видя ее, начинаешь ощущать достоинство регулярного парка. Действительно, если нет реальных отшельников, не стоит разрушать фонтан, провоцировать хаос. Только пусть в фонтане будет вода.

Дорогая, любимая Алиса Бруновна, с днем рождения!

В именном указателе:

• 

Комментарии (8)

  1. Надежда Таршис

    Много лет, из интервью в интервью Алиса Фрейндлих повторяла своё мудрое и сокрушительное: “Кувшин наполовину пуст!” И вот её работа в “Алисе”, где этот мотив артистически воплощён, именно что парадоксально плещет через край, развертывается так драматически богато. “Жизнь”, “судьба” и “театр” сомкнулись. Парабола, достойная великого художника.

  2. Мария Брусовани

    Браво, Алиса Бруновна! Спасибо, Марина Дмитревская!

  3. Григорий Гольдман

    Гениальная Алиса Бруновна! Браво! Браво! Браво!!!

  4. Галина Брандт

    Да, как замечательно, что, несмотря на все рыхлости бытия, существуют такие константы-вертикали!

  5. Елена Тарасенко

    Изящная и умная, любимая актриса! Спасибо, Марина Дмитревская!

  6. Елена Вольгуст

    Редкие минуты, когда все хорошо: прекрасная Алиса, достойнейший ее таланта текст, видео, которое можно пересматривать бесконечно. Из серии – остановись мгновенье…

  7. Olga Vysotskaya

    спасибо, прекрасный текст о прекрасной актрисе.

  8. Макс Гринберг

    Я обожаю Вас Алиса Бруновна!!! Все три поколения актёров Фрейндлих -
    гордость Петербурга.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога