Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

10 сентября 2011

XIII ФЕСТИВАЛЬ «РЯЗАНСКИЕ СМОТРИНЫ»

10 сентября открылся 13-й по счету фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины».

Фестиваль проводится Рязанским театром кукол при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Рязанской области, СТД России Программа государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации, Российского Центра UNIMA.

Этот авторитетный форум кукольников собирают раз в два год (в 2009 он отметил свое двадцатилетие). На площадках фестиваля за прошедшие годы побывали более 50 театров из России, 13 — из ближнего зарубежья, 26 западноевропейских театров, в том числе коллективы из Испании, Швеции, Норвегии, Бразилии, США, Аргентины, Израиля.

В этот раз на «Смотрины» прибыло 13 коллективов.

Из России:

— Архангельский театр кукол со спектаклем «Волшебные сказки попугая»;
— Ивановский театр кукол со спектаклем «Царевич Ваня на волке сером»;
— Кемеровский театр кукол со спектаклем «Повелитель крыс»;
— Театр кукол из г. Кстово со спектаклем «Ваня Датский»;
— Два театра из Санкт-Петербурга — «Hand made» со спектаклем «Потехе — час, или Time for fun» и «Театр, имени Которого нельзя называть » со спектаклем «Фокус»;
— Саратовский театр кукол со спектаклем «Бременские музыканты»;
— Тверской театр кукол со спектаклем «Чао, Феллини»;
— Челябинский театр кукол со спектаклем «Маленький принц Датский»;

Из Беларуси — Гродненский театр кукол со спектаклем «Пиковая дама»;

Из Украины — Харьковский театр кукол со спектаклем «О принцах и принцессах»;

Из Польши — Белостокский театр кукол со спектаклем «Лис»;

Из Дании театр «J.E.G.» (Дания) со спектаклем «Театральный рассказ».

Хозяева фестиваля покажут спектакли «Теремок» и «Мойдодыр».

Спектакли пройдут на 4-5-ти сценических площадках города — театра кукол, театра на Соборной, театра драмы и театра «Переход».

Все коллективы-участники фестиваля традиционно получают дипломы «Рязанских смотрин» и оригинальные памятные знаки. Кроме того, каждый участник фестиваля имеет право учредить и вручить на церемонии закрытия свой приз в любой, им заявленной номинации, — «лучший художник, балетмейстер, осветитель, конструктор-механик, лучшее открытие занавеса и т.д.».

Фестиваль продлится до 14 сентября. О самом интересном на Рязанских смотринах читайте в комментариях.

Комментарии (5)

  1. Анна Константинова

    Своими впечатлениями от первого дня фестиваля поделились гости из подмосковной Коломны Елена Пичугина и Олег Гаврилин (негосударственный театр «Пилигрим»).

    Олег Гаврилин. На открытие фестиваля мы немножко опоздали… Но успели увидеть самое главное: худрука Рязанского театра кукол и президента Российского отделения УНИМА Валерия Николаевича Шадского в скафандре и запуск на орбиту огромной надувной ракеты. В этом году исполнилось 50 лет первому полету человека в космос – поэтому всех гостей приветствовали как «куклонавтов», и фестиваль был объявлен «космическим»!

    Елена Пичугина. Первый спектакль – «Царевич Ваня на волке сером» Ивановского театра кукол показался нам интересным, но спорным. Особенно жаль, что кукольный волк оказался совсем неинтересным, да и видно его было плохо… Зато когда завистливые братья Ивану отрубили его кукольную голову и она «поплыла» в воздухе… Мальчик рядом воскликнул: «Ну, они с ума просто посходили!».

    Гаврилин. На сцене было темновато было, а зал большой – может быть поэтому вязаные забавные куклы-тантамарески выглядели невыигрышно: не была видна их фактура. И плоскость куклы не очень точно держали.

    Пичугина. А рязанский «Теремок» – просто суперспектакль! Он меня больше всего в этот день порадовал: стильный, теплый, яркий, как дымковская игрушечка. Тонкий актерский дуэт, и, самое главное – ни одной фальшивой ноты, ни в голосах, ни в пластике.
    Гаврилин. «Повелитель крыс» из Кемерово поначалу понравился. Такое интригующее решение: артисты в костюмах мусорщиков, груды полиэтилена, красные глаза крыс… Ну, думаем, сейчас начнется такое! Но ближе к середине спектакля темпоритм упал, зал удержать явно не удалось – какой-то смех там послышался в очень драматический момент… А ребята молодые, еще, наверное, незащищенные – они и скисли совсем. И ключевой эпизод (когда игрушечные герои жертвуют собой, падают в пропасть вместе с крысами) пропал!

    Пичугина. Сюжет интересный, на экологическую тему. А вот в исполнении получилось слишком много психологизма, которым нельзя перегружать куклу – становится скованной, неинтересной. Но мы ведь все вышли из психологической театральной школы, и такое случается довольно часто: уходим в скучный «соцреализм». А его, особенно в таких серьезных сюжетах, быть, быть конечно, не должно. Кукольный драматизм нужно искать в чем-то другом.

    А завершением первого дня был «Потехе час» петербургского театра «HandMade», который мы видели в Петербурге, и с огромным удовольствием посмотрели еще раз.

  2. Анна Константинова

    О спектакле Гродненского областного театра кукол «Пиковая дама» – артисты Санкт-Петербургского государственного Театра сказки Эмилия Куликова. Людмила Махова и Антон Витченко (как и «Пилигримы» они приехали не в качестве участников программы, а просто чтобы познакомиться с достижениями коллег-кукольников).

    Эмилия Куликова: Фестиваль – это прекрасная возможность увидеть разные постановки: с разной режиссурой, разным оформлением. И, что мне очень нравится в программе этих «Рязанских смотрин» – так это то, что удалось увидеть сразу несколько хороших спектаклей, сыгранных с той хорошей актерской иронией, к которой и мы в своем творчестве стремимся.
    В этом смысле «Пиковая дама» из Гродно – пик наших фестивальных впечатлений!

    Витченко. Мне хочется добавить из собственных наблюдений: чем более высоко мастерство артиста, тем органичнее для него ироническое исполнение. «Лобовым» способом чаще всего работают не очень профессиональные коллективы.

    Куликова. В «Пиковой» замечательные актерские работы. Оказалось, что играют спектакль драматические артисты, но когда мы его смотрели, то ни разу ничего «такого» не заподозрили! Они не только справляются с куклами, но просто смакуют свою работу!

    Людмила Махова. И водить кукол такой непростой системы получается у них намного чище, чем, зачастую, у многих кукольников.

  3. Анна Константинова

    О своих впечатлениях рассказывает доктор искусствоведения, профессор Софийской театральной академии, театральный критик Дойчина Синигерска (Болгария).

    В последние годы кукольные фестивали производят, преимущественно, такое впечатление, как будто их главная задача или даже требование к участникам – показать какой-нибудь оригинальный поиск выразительных средств. Акцент этого фестиваля, как мне кажется, другой.

    В каждом из увиденных здесь спектаклей был хотя бы один момент, способный затронуть сердце зрителя, взволновать его. И мне это очень нравится: то, что театр кукол возвращается из к своей публике, к желанию найти не только способ самовыражения, но и то, что необходимо сегодняшнему зрителю – к общечеловеческим темам в актуальной современной форме.

    Естественно, к спектаклям программы у меня найдутся какие-то замечания. Например, в «Волшебных сказках попугая» из Архангельска начало показалось мне надуманным, не связанным органично с его «волшебной частью» в которой попугай должен заговорить и сочинять сказочные истории. Но зато сценография и игра с куклами выполнили главную драматургическую задачу и приблизились к волшебству. Особенно мне понравилось явное уважение режиссера к возможностям сценографии и умение их использовать.

    В харьковском спектакле «О принцах и принцессах», как мне кажется, получилось нечто похожее. Но на сценографии здесь явно сделан главный акцент. И она настолько стильная, что как бы «успокаивает» зрительское восприятие, заставляя более внимательно следить за сюжетом (а сюжет интересный: о том, что быть чересчур добрым – не так уж и хорошо).

    Хотя, в интересах стиля кукольные персонажи здесь явно потеряли в выразительности – сценограф выдержал их в одной цветовой тональности с декорациями, а куклам надо бы все-таки выделяться на общем фоне.

    Но был полный зал детей, и, очевидно, им было все хорошо понятно – потому что они очень внимательно смотрели спектакль.

  4. Анна Константинова

    Артисты Санкт-Петербургского кукольного Театра сказки о спектакле «Лис» (Белостокский театр кукол, Польша).

    Эмилия Куликова. Конечно, в этом спектакле мы увидели не тот театр кукол, который привычен нашему пониманию, а некую синтетику, более близкую к драматическому театру. И эстетический язык такого театра не всегда легко понятен для нас.

    Антон Витченко. От этого спектакля двойственные впечатления. Хотя много в нем замечательных моментов – например, когда с героя сдирают его лисью шкуру…

    Куликова. С одной стороны – это жуть. Настоящие черепа животных, потроха в банке… А с другой – здорово придумано и здорово отыграно артистом! К тому же, этот, просто шикарный актер, замечательно говорит по-русски, смело общается со зрителем. Полное ощущение импровизации, которая, конечно, запрограммирована.

  5. Анна Константинова

    Марина Ярилова, художник театра кукол, г. Орнебург.
    О спектакле «Маленький принц датский» (Челябинский областной театр кукол им. В. Вольховского).

    Как для зрителя, для меня каждый спектакль – это, прежде всего, ожидание сильной эмоции. Когда я ее не получаю, то всегда задумываюсь: почему? Это становится и моей собственной проблемой, особенно, когда речь идет о спектакле коллектива, который я люблю. Тем более, на фестивале – здесь сама атмосфера позволяет «надевать на себя» работы коллег. Радоваться их удачам и пытаться понять их проблемы.

    В спектакле Александра Борока масса интересных постановочных находок, ситуация необычная, самобытность авторская… И актеры работают замечательно, грамотно. И эта «готическая» конструкция: то ли сарай, то ли замок, то ли вертеп, то ли космический корабль. Но я почему-то сидела и анализировала: вот это понравилось, и вот это, а вот это работает как-то бестолково…

    В общем, почему-то полного зрительского удовольствия, которое поглощает целиком, в этот раз не получилось. Хотя я люблю этот театр, и все, что они изобретают.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога