Петербургский театральный журнал
16+

11 апреля 2016

СЛУЧИЛОСЬ

«Корабль Экзюпери».
Театр «Особняк».
Режиссер и художник Яна Тумина.

Уже народ переболел обязательной нежностью к «Маленькому принцу», прочел «взрослого» Экзюпери, уже он перестал быть именем нарицательным. Уже детские театры пережили шок от каприза наследников: снять все версии «Принца», где есть шаг в сторону от исходных авторских картинок; уже наследники поступились этим своим императивом…

Яна Тумина разворачивает в уникальном пространстве «Особняка» свою — особняковую — пустыню. Назвать сцену театра маленькой не получится. Здесь, как правило, разверзаются миры, даже если играют двое. У постановки есть подзаголовок: «биография за пределами жизни — поток коннотаций в рамках часа».

А. Олейник и Д.  Поднозов в сцене из спектакля.
Фото — С. Киянов.

Итак, Дмитрий Поднозов — летчик и автор, обессилевший летчик в своей, уже навечно ему принадлежащей, пустыне. Этот мир населен его фантазией — возможно, предсмертными галлюцинациями (где есть место и пишущей машинке); он еще и может расширяться до космоса. Эти образы живут уже своей жизнью. Моцарта сменяет французский шансон. Маленькая парижанка, она же Лис, она же Роза — Алиса Олейник. Ее ломкая пластика завораживает мгновенно, так же как узнаваемо насыщенная сдержанность Дмитрия Поднозова.

Яна Тумина свой опыт «АХЕ» и кукольного театра свела здесь к легкости перышка, к тонкости невидимых, пронизывающих сцену нитей. Технология не скрыта (целая команда помогала режиссеру обеспечить анимацию «объектов») и не мешает артистическому воздействию. Спектакль без слов. Лишь однажды мы слышим из уст Экзюпери классический этюд из «Маленького принца» о том, как он нарисовал слона в удаве, а взрослые увидели в этом только шляпу. Конечно, тут ключ и к спектаклю в целом. Он одухотворен, изящен, горестен без слащавости. Галлюцинации гибнущего человека лишены жирных мелодраматических акцентов. Артисты играют на грани живого плана и фантазийного, в вибрации этих переходов — суть новой премьеры «Особняка», чему способствует, к слову сказать, весь славный особый путь этого театра.

В именном указателе:

• 
• 
• 

Комментарии (1)

  1. Алексей Пасуев

    Первое впечатление – ерунда какая-то! “Маленький принц” Экзюпери полностью расформатирован – на уровне текста, фабулы, характеров, драматургии – и переведён в плоскость свободных ассоциаций, потока сознания, монтажа аттракционов, лишь косвенно связанных с этим произведением, автором, страной, эпохой. К тому же, спектакль создан на стыке драматического, пластического театра, театра художника, театра иллюзий. Парадокс, но при всём при этом, он в какой-то момент вновь возвращает нас к литературному первоисточнику – заставляет задуматься о нем – чего не сделала бы более традиционная постановка (в печёнках у нас у всех уже сидит этот “Маленький принц”, признайтесь!). Забавно также, что несколько месяцев назад сама Яна Тумина и создала эту самую “более традиционную” трактовку “Маленького принца” – в театре “У Нарвских ворот” – http://ptj.spb.ru/blog/pro-detstvo-po-vzroslomu/

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога