Петербургский театральный журнал
16+

5 декабря 2016

ШОУ ПО РЕЦЕПТУ

«Вернувшиеся». По мотивам пьесы «Привидения» Г. Ибсена
Проект компании YBW (Москва, Россия) в рамках фестиваля NET.
Режиссеры Виктор Карина (Journey Lab) и Миа Занетти (Journey Lab).

Спектакли-«бродилки» сегодня популярны, и вот уже русский вариант иммерсивного шоу известной американской компании Journey Lab можно увидеть сегодня в Москве. Полгода режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти вместе с большой командой актеров обустраивали и обживали старинный особняк в Дашковом переулке, чтобы погрузить участников (уже не зрителей) в мир «Привидений» Ибсена. Больше всего интересовало, чего же там будет больше — театра или аттракциона, искусства или коммерции. Меньше всего я рассчитывала на какое-то тайное, личное переживание — и, как выяснилось, была неправа.

Начало оказалось явно нетеатральным: спустившись в подвал, попадаешь в шумную нарядную компанию веселых людей, выпивающих в полутемном баре. Тебе вручают картонку с номером — надо ждать, когда его выкликнут, и ты попадешь внутрь. На шоу четыре сеанса — но, как я поняла, нужны они лишь затем, чтобы собрать очередную партию посетителей для инструктажа: всем надеть и ни в коем случае не снимать маски, разговаривать строго запрещается, а если кто-то покинет дом семьи Алвинг, то обратно его уже не пустят. Зато в остальном делайте что хотите.

Особняк на самом деле огромный (или таким кажется). Комнат и переходов, задрапированных алым бархатом, там несметное количество, и сразу же впечатляет подлинность обстановки: обои, зеркала, тяжелая мебель. Все можно потрогать: например, в шкафу фру Алвинг мы с какой-то девушкой обнаружили роскошные платья, достали их и только что не примерили. Тарелки, бокалы, ванна и даже кружевные панталоны на служанках — все это как бы оттуда, из Норвегии восьмидесятых годов аж позапрошлого века. Не страшно (хотя таинственные звуки и пантомимы молодых слуг в стиле садо-мазо, возможно, и рассчитаны на это), но любопытно. Так и хочется заглянуть куда-нибудь еще.

Сцена из спектакля.
Фото — архив фестиваля.

На втором этаже, где гостиная, библиотека, обеденный зал и личные комнаты хозяев, разыгрываются сцены строго по Ибсену. Их немного: я насчитала пять, и когда они стали повторяться, а все помещения были уже изучены, то ушла. Из ключевых — обед фру Алвинг с пастором Мандерсом и сыном, когда они сидят за столом под огромным портретом хозяина дома, им приносят настоящую еду, они разговаривают ни о чем, но в воздухе висит такое напряжение, что кажется, будто сейчас что-то взорвется. Так и происходит: гаснет свет, из буфета вылезает какой-то странный человек, а за стол подсаживается сам покойник, красавец и соблазнитель служанок. (Кстати говоря, пьесу перед посещением шоу лучше все-таки перечитать.) Потом еще объяснение пастора и фру Алвинг — ее плач по несбывшейся любви, разговор матери и сына, когда она узнает о его болезни, и финал, где раскрываются все тайны и здравомыслящая Регина, служанка и дочь хозяина, покидает дом навсегда. Сцены разыграны актерами хорошо, но главное, наверное, в том, что ты можешь встать совсем близко и даже присесть рядом на диван во время их диалога. Нужно ли мне это в театре, я не знаю, но в ибсеновскую среду «Вернувшиеся» и правда погружают. Причем не как в музее, а весело и энергично.

Можешь и просто уйти во время кульминационной сцены — ведь рядом, буквально в каждом помещении, все время происходит что-то интересное. Вот мастерская Освальда-художника. Там разворачивается настоящий хэппенинг: на полу, среди красок и холстов, актер из мокрой глины сооружает у себя на голове подобие страшной звериной маски, к нему подползает Регина, но, увидев ее, он разражается таким душераздирающим криком, что кто-то действительно в страхе покидает комнату. Или молельня: скамьи, крест, раскрытая Библия. Музыка — она везде разная и звучит все время. Оскар и Регина молятся. Но их притягивает друг к другу как магнитом, и вот пара уже слилась в объятии на той же самой скамье. Человек десять за этим неотрывно наблюдают. Тема соблазна и греха — главная, это, конечно, очень по Ибсену, но сегодня выглядит неким анахронизмом. Почему и преступление покойного Алвинга не ужасает, а трагедия пастора Мандерса и вовсе остается за кадром.

Сцена из спектакля.
Фото — архив фестиваля.

Опишу самый интересный для меня момент представления. В комнате для служанок, где зачем-то стояла детская кроватка, мы оказались втроем вместе с актрисой — худой, изможденной, с распущенными волосами и блуждающими глазами, словно сошедшей с картин Мунка. Она подошла к девушке в маске рядом со мной и жестом попросила ее погладить выступающий под платьем живот. Та осторожно погладила. Потом актриса вынула из-под юбки скомканный кусок ткани и бережно, словно ребенка, передала его девушке. Та стала его нежно баюкать и вернула обратно, и так они передавали этого воображаемого ребенка из рук в руки с какой-то необычайной осторожностью и любовью. Протяни она этот сверток мне — я поступила бы так же, иначе было невозможно. И вот тут точно возникло некое неожиданное качество ибсеновского театра.

Американцы — технологичная нация, и новое театральное блюдо приготовлено тщательно и строго по рецепту. Оно включает несколько удовольствий сразу. Во-первых, для тех, кто уже давно живет в виртуальном пространстве и привык менять картинку одним кликом, важно осязать подлинную реальность: именно поэтому участники шоу все как один трогают мебель, гладят портьеры, а женщины норовят надеть хотя бы на миг бусы или кольцо фру Алвинг. Во-вторых, представление дает возможность выбора (пусть иллюзорного): хочешь — бегай по пятам за Освальдом или пастором, хочешь — вообще сиди, развалясь в уютном кресле, что-нибудь рядом с тобой произойдет в любом случае. И, наконец, авторы предлагают возможность некоего эротического переживания, упакованного, впрочем, весьма изысканно, это вам не танец в стрип-клубе. Все освящено культурой — все-таки Ибсен. Нет сомнений в том, что будущее, и прежде всего коммерческое, у таких проектов есть. Как и в том, что собственно театру — при всем его нынешнем многообразии — они точно не конкуренты.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

Предыдущие записи блога