Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

21 марта 2018

СЕКС, ЧЕХОВ, РОК-Н-РОЛЛ

«Каштанка». А. П. Чехов.
Псковский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Режиссер Юлия Пересильд, художник Александр Стройло.

Для успешной актрисы Юлии Пересильд «Каштанка» в Псковском театре имени Пушкина стала режиссерским дебютом. Так что поставленная в короткие сроки по хрестоматийному рассказу Чехова история о девушке, пришедшей в шоу-бизнес, получившей шанс стать звездой, но добровольно вернувшейся к обычной жизни, — абсолютный кот в мешке. Тем более что родом Юлия Пересильд из Пскова, отсюда она уехала делать карьеру актрисы, потому и пристрастное отношение местной публики к ее режиссерскому дебюту легко было предсказать: не всегда возвращение на родину бывает триумфальным.

Пушкинский фестиваль, в рамках которого состоялась премьера, недавно сделал поворот от чисто пушкинской тематики к более широкой, к современному осмыслению классики и выяснению границ ее интерпретаций. Дмитрий Месхиев не случайно строго вопрошал перед началом спектакля: «Все помнят рассказ Чехова?» А местные корни режиссера — дополнительная причина внимания и легкого ажиотажа, повод прочитать историю про отношения с малой родиной.

Привязка к местности в «Каштанке» действительно есть — занавес с граффити «посткультурный слой» на бетонном заборе. Оказывается, стена эта списана с натуры — таковая находится неподалеку от театра. Узнавая об этом постфактум, быстро перематываешь в голове пленку назад — но нет, кулер локаль, кажется, только этим в палитре и ограничен.

На взгляд зрителя неместного, это вполне универсальная история, которая к конкретному Пскову отношение имеет косвенное. Да и не настолько история русская, как уверяла режиссер: примеров, когда отказываются от сладкого запаха успеха ради родного запаха столярного клея, лака и стружек, зафиксировано искусством сколько угодно. Важнее, что это история взросления, исподволь отсылающая к канону романа воспитания, — и удача спектакля именно в узнаваемой точности деталей и ступеней этого процесса взросления.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Кокшаров.

Детали действительно точны до фотореализма с самого начала: троица уличных музыкантов, работающих с шапкой на «аске» в зале, будто случайно зашла сюда с местного бродвея. Каштанка, как зритель может сразу же догадаться путем несложных умозаключений, — рыжеволосая девушка из этой троицы, в прикиде не то хипповском, не то панковском (Ксения Тишкова). Первые аккорды гитары сильно напоминают всенепременный дворовый хит «Все идет по плану»… Нет, звучит все же не Летов, хотя лучше бы Летов, но во всем остальном этот бессловесный пролог аутентичен.

Дальше все без сокращений, по хрестоматийному чеховскому тексту, в который уместно лишь один раз вклинивается «В Москву, в Москву!..» Видно, что спектакль вырос из этюдов, то приближающихся к тексту рассказа до иллюстративности, то удаляющихся до самостоятельности кабаретного номера. При этом естественным образом, по мере погружения героини в недра шоу-бизнеса, кабаре в колорите начинает преобладать. Подобравший Каштанку Жорж — лощеный томно-жесткий сибаритствующий продюсер, похоже, не чурающийся кокаина (Андрей Ярославцев); Гусь Иван Иваныч — типичный усатый рокер образца 70-х (Максим Плеханов); Свинья Хавронья Ивановна — затянутая в кожу доминатрис. Кабаре, варьете, цирк.

Интереснее всего то, насколько далеко отклоняется в мизансценах действие. Например, опьяневшая от еды, по тексту, Каштанка на сцене лихо замахивает стакан, налитый ласковым продюсером.

Сон захмелевшей Каштанки на новом месте решен как акробатически-эротический номер threesome, как называется этот раздел на сайтах для взрослых. Эротический — это мягко сказано, больше уместно софт-порно: «Он вытаскивал ее за задние лапы из-под верстака и выделывал с нею такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах. Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, то есть сильно дергал ее за хвост, отчего она визжала и лаяла, давал ей нюхать табаку…» Шпагат, мостик, поддержки, прогибы — не по-детски выразительный пластический этюд втроем.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Кокшаров.

Всей сценографии — минимум: стол, используемый для пластических упражнений; большая катушка для кабеля, обклеенная как афишная тумба и превращающаяся в итоге в сцену для сольного номера Каштанки; ударная установка.

Чем ближе к финальному концерту, тем выше становится уровень звука, а когда Каштанка в белом пышном платье на этой катушке поет, залита светом не то что сцена — прожектора бьют прямо в зал. Понятно, что уровень звука в роке — эстетическая категория, а рок-спектакль и хотелось сделать максимально громким, но мне, допустим, это было немного ту мач — я от звуковой стены и света почти впадаю в ступор. Мне показалось, что такая заданная планка громкости еще и не слишком правильно сориентировала артистов: хоть это и варьете с цирком, но можно было играть чуть меньшим кеглем, не восемнадцатым, а хотя бы четырнадцатым, и не только полужирным, а иногда курсивом.

Держится спектакль на Ксении Тишковой — она почти безошибочно умудряется соблюсти баланс между человеческим и животным в своей героине, не скатываясь ни в тюзовскую умильность, ни в пародию, за час с небольшим, как в таймлапсе, показав непростую траекторию взросления Каштанки будто свою собственную. На нее все и нанизано, и даже смерть Гуся, которая могла бы стать одним из пуантов, дается впроброс. Его под крики: «Крылья, крылья» — утаскивают со сцены за ноги; отряд не заметил потери бойца.

Очевидно, и для Юлии Пересильд эта постановка стала историей личной — хотя, в отличие от героини, она сцену ради мирной жизни не оставила. Что и к лучшему, если судить по более чем благосклонной реакции зала. И по еще более сокрушительно-восторженной — через два дня, после «Грозыгрозы» Театра Наций, где она выходила в роли Катерины.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога