Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

13 февраля 2013

ПЕРМСКАЯ «СЦЕНА-МОЛОТ» БЕЗ БОЯКОВА

В последнем сезоне в пермском Театре-Театре и примыкающей к нему «Сцене-Молот» произошли радикальные изменения. Сменился директор: на эту должность заступил режиссер Владимир Гурфинкель. Переехав в Москву, оставил за собой пост худрука Борис Мильграм. Ушел с поста главрежа Владимир Золотарь. Отказался от «Сцены-Молот» Эдуард Бояков, ушел и ее главный режиссер Дамир Салимзянов. Как развиваться дальше «пермской падчерице» Э. Боякова, которая часто донашивала одежды «Практики»?

Для формирования дальнейшей стратегии и был приглашен Олег Лоевский, который предложил свое главное средство лечения от всего: проведение лаборатории. Как бы ни относиться к этому средству, могу лишь подтвердить: если театр не проводит лаборатории — это либо столичный, либо абсолютно благополучный, то есть мертвый, театр.

Кураторами пермской лаборатории стали известный продюсер и директор многих театральных фестивалей Олег Кленин и Арсений Сергеев, куратор арт-проектов и выставок современного искусства. На этой лаборатории Сергеев учил молодых пермских художников быть сценографами, а главное, презентовать свои идеи, в чем и преуспел.

Эскиз спектакля «Духов день» Артемия Малахова.
Фото — А. Гущин.

Олег Лоевский выбрал трех женщин-драматургов, которые, по его мнению, определяют нечто важное в сегодняшней драматургии. Это Анна Батурина с двумя пьесами — «Фронтовичка» и «Кафе Шарур», Ярослава Пулинович с пьесами «Жанна» и «Как я стал» и Дорота Масловская с пьесой «У нас все хорошо». По пьесам «Кафе Шарур» и «Как я стал» были проведены читки, остальные были представлены эскизами спектаклей. Кроме того, в первый день был показан еще эскиз танцевального спектакля «Духов день», предъявленный режиссером Артемием Малаховым, выпускником РАТИ-ГИТИС (мастерская С. Проханова). Исполнила эскиз балетная группа Театра-Театра.

Наталья Макарова в эскизе Дмитрия Туркова по пьесе «Фронтовичка» Анны Батуриной.
Фото — А. Гущин.

Пьесы из предложенного Лоевским списка хорошо знакомы российскому театральному сообществу, но, собранные вместе, они дали некий срез если не времени, то хотя бы драматургии. Анна Батурина, лауреат литературной премии «Дебют» и конкурсов современной драматургии, своей пьесой «Фронтовичка» ворвалась в мужское пространство пьес о войне. Нет возможности подробно говорить о пьесе, но здесь проявился совершенно новый взгляд на войну с позиций сегодняшнего знания о послевоенном будущем девушек-фронтовичек, которым удалось выжить в этой бойне. Их остались единицы, они стары, напичканы советскими штампами и никогда уже не раскроют всей правды о своей жизни. Наверное, надо было появиться такой Анне Батуриной, которая решилась эту правду сказать.

Эскиз спектакля сделал Дмитрий Турков, студент 3 курса училища им. Щукина (мастерская С. Яшина). Вместе с художником Ярославом Субботиным он попытался освоить двухъярусное пространство огромного репзала, в котором первые военные сцены были придуманы во вполне условном, чуть ироническом театральном стиле, без быта и неприличного сейчас натурализма. Дмитрий сумел осторожно поиграть со штампами, накопленными советским театром, сделать неплохой разбор и поработать с артистами.

Слишком взрослыми для первых сцен оказались и героиня (Марию Небылицу сыграла талантливая актриса Наталья Макарова), и герой Матвей Кравчук (Ярослав Колчанов). Но Макарова такими точными и легкими мазками очертила характер дерзкой, отчаянной фронтовички, что очень быстро все простилось.

Эскиз Полины Неведомской по пьесе «Жанна» Ярославы Пулинович.
Фото — А. Гущин.

«Жанну» — одну из последних пьес Ярославы Пулинович — поставила Полина Неведомская, выпускница СПбГАТИ (мастерская Г. Козлова). И Батурина, и Пулинович не боятся обращаться к низовым жанрам — мелодраме, городскому романсу, не боятся «душераздирающих» поворотов сюжета. При первом чтении «Фронтовички» мне это казалось дурным вкусом, потом знатоки послевоенной барачной жизни объяснили, что поножовщина была обычным делом: пырнуть в живот при ссоре было в порядке вещей.

Точно так же и при чтении «Жанны». Только разочаровал было счастливый конец, как вдруг — последний телефонный звонок героини, собравшейся отнять новорожденного у неприкаянных родителей, после которого показалось, что это слишком кардинально. Когда молодые зрители после просмотра говорили, что все потрясающе правдиво, как в жизни, невольно подумалось: «Какой же жизнью они живут?» Неведомская придумала остроумный ход с музыкой из индийского кино. Она отлично поработала с артистами. Елена Старостина в роли Жанны сумела избежать злости, надрыва, обличительных интонаций. Молодой герой Андрей в исполнении Дмитрия Захарова, у которого есть счастливый дар простодушного обаяния, тоже избежал прямолинейных решений. Словом, если бы этот эскиз превратился в полноценный спектакль, зрительский успех ему был бы обеспечен.

Семена Серзина по пьесе «У нас все хорошо» Дороты Масловской.
Фото — А. Гущин.

Пьеса Дороты Масловской «У нас все хорошо» оказалась самой сложной для исполнения. Семен Серзин, выпускник СПбГАТИ (мастерская В. Фильштинского) в лабораториях участвует не впервые, но артисты не имели опыта работы над таким текстом, наполненным языковыми и смысловыми ребусами, парадоксами, абсурдом. Игра с Временем в пьесе абсолютно лишена линейного сюжета. Здесь каждый из героев живет в своем времени и никак не корреспондирует с другими. Здесь монологи, которые не переходят даже в мнимый диалог, здесь польские реалии и мифы, о которых мы только догадываемся. Это не значит, что пьеса не может быть поставлена не про Польшу, — просто присвоить этот материал слишком сложно. Не всем это и удалось. Зато абсолютно удалось Евгении Барашковой в роли Галины. Не знаю, каким образом, но она смогла передать смятение перед жизнью, которой как бы и нет, которая уходит, как песок сквозь пальцы, заставляя плакать и жаловаться, шутить и издеваться над собой и всеми. Замечательная работа! Не знаю, что из предложенных эскизов останется в театре, и какое направление выберет «Сцена-Молот», но хотелось бы, чтобы на ней был представлен не такой узкий сегмент современной драматургии, как это было в прежние сезоны.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (1)

  1. [...] Дмитрия Туркова. Оба спектакля — выходцы из лаборатории молодой режиссуры, и идут они в один вечер, друг [...]

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога