Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

29 мая 2015

РЯЖЕНЫЕ СУЖЕНЫЕ

«Женитьба». Н. Гоголь.
«Мирнинский театр», Республика Саха (Якутия), г. Мирный.
Режиссер Александр Свечников, художник Андрей Волков.

Подлетая к городу Мирному, пассажиры отчаянно крутят головами, пытаясь что-то разглядеть в иллюминаторы. Самолет заходит на посадку, и становится видна огромная воронка карьера «Мир». Добычу алмазоносной руды открытым способом здесь прекратили в 2001 году, но карьер остался самой главной достопримечательностью небольшого города с населением в 30 000 человек.

В Мирном все подчинено распорядку работы промышленных предприятий. Жизнь машин и техники в жгучие морозы зимой и в жару летом — повод для неустанной заботы жителей. О самих мирнинцах заботятся, как и положено, учреждения здравоохранения и… театр, которому приходится очень стараться, чтобы привлечь зрителя. Нужно конкурировать не только с погодой, дачей, ленью и удобным телевидением, но и вступать в незримый бой с кино на одной и той же площадке. «Мирнинский театр» находится в здании бывшего кинотеатра «Якутск», ныне превращенного в концертно-развлекательный комплекс. На время спектакля выставляются зрительские ряды — складные стульчики с подушками. Камерность противопоставлена комфорту кинотеатра. За театральными рядами пустует глубина кинозала с мягкими креслами.

Театр молодой — существует всего семь лет, в нынешнем составе только два сезона. Многие актеры по совместительству монтировщики, завпосты или администраторы. Все делается своими силами, и даже директор — актер и играет в нескольких спектаклях. В «Женитьбе» он Яичница. В репертуар е пока 13 названий, включая четыре премьеры нынешнего сезона. Одна из них — «Женитьба» Гоголя.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Свечников.

Пять рядов зрителей уместили на авансцене, укрупнили актерский план. Сценография (Андрей Волков) условно делит высоту сцены на два мира: балкон — территория Агафьи Тихоновны — не уютный, в оборочках и рюшах, а возвышенно-приподнятый. Не случайно Жевакин хочет пристроить свой портрет в военном мундире на стеночку у этого балкона. Чувствуется что-то имперское в этом месте. Внизу, на сцене — мир Подколесина, по-холостяцки лишенный любых, в том числе и бытовых, подробностей. Кувшин с водой для умываний легко унести, а зубы чистят чуть ли не ваксой, определенно чем-то черным.

Подколесин (Тарас Сторчак), упитанный и лысоватый, спит на опрокинутом шкафу, накрывшись шинелью. Его слуга Степан (Сергей Сидоров), который сильно всклокочен и слегка пьян, выходит в сопровождении Вдовушки (Надежда Скоробогатова), вносящей в спектакль мистическую составляющую. Появляясь время от времени, это безмолвное существо в черном отсчитывает часы, иногда уточняя до минуты, иногда обобщая до времени суток. Она носит небольшую доску, на которой мелом написано время — «5:54». В «6:00» оглушительно ударит колокол, и Подколесин подскочит. День сокрушительных событий начался. Подколесин, обаятельный и озорной холостяк, занят розыгрышами. Пугает сваху Феклу (Анастасия Ефремова), манерную особу, растягивающую фразы. Они со Степаном обсыплют ее перьями, замотают в шинель, поставят на стул, как трофей, захваченный в плен. А хитрец Кочкарев (Сергей Мельников), который почему-то решился перенять лавры свахи, рисует на ее востроносом личике усы, придавая ей сходство — нет, не с крысой, как у Гоголя, а с безобидной мышью.

Подколесин живет в свое удовольствие и не собирается жениться. Так, развлекается.

Все его поступки проистекают не от нерешительности или мнительности, а просто потому что события развиваются быстро — в 24 часа. Кочкарев в этом тандеме — рассудительный завистник, и от былой удали только кудрявая голова, которую он вскидывает, возмущаясь приятелем. Беззаботная жизнь Подколесина для него как кость в горле, и желание женить друга отчасти изуверское. Он посылает Ивана Кузьмича к дьяволу, и на Подколесина тут же нападают неудачливые женихи. Этим ходом режиссер оправдывает и возвращение Подколесина к Агафье, и его нежелание делать предложение. Вырвавшись от разбойников, оставшись в нижнем белье, с расцарапанным лицом он предстает перед Агафьей в нелицеприятном виде и конфузится. От этого и диалог не клеится, и предложение сделать неловко. Дальше — больше. Пережив эмоциональную и физическую встряску, Подколесин слегка сходит с ума. Попытка представить, какова будет супружеская жизнь, и страх отказаться от прежней формируют две личности в одном человеке. Он то резко вскидывается, отчаянно бросая слова в зал, поверх зрительских голов, то мягко присаживается на край стула — сомневаясь. Пугающе выглядит раздвоение личности в жизнелюбивом герое.

В спектакле много придумано, он пестрит, как новогодняя елка, блестками режиссерских и актерских находок. Каждый эпизод может претендовать на главенство, но часто остается в стадии разработки. Для второстепенных персонажей создан целый каскад этюдов. Степан говорит, стараясь вдыхать воздух, а не выдыхать, чтоб хозяин чего не почувствовал, а Дуняшка (Анна Черданцева) поддается на заигрывания Жевакина и цепляет себе цветок в волосы, изображая этакую Кармен. Фекла фехтует палкой колбасы, а рассказывая про женихов, тычет исключительно в продукты питания: то в рыбу, то в хлеб.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Свечников.

Наиболее последовательной и разработанной в режиссерском плане стала роль Агафьи Тихоновны (Елена Кисленкова). Режиссер разоблачает ее нехитрые претензии. Но для начала — возвышает над всеми в буквальном смысле. В одной из сцен Агафья выносит, как скипетр и державу, кочан капусты и скалку. Она хочет царствовать. Невеста собирает женихов, но оказывается окруженной какими-то вурдалаками, да так, что не сбежать. Тут уж ей впору в окно прыгать. Тем более что женихи, кроме Подколесина и Старикова, все сплошь ряженые. Яичница, Анучкин, Жевакин — вышли из других авторов. Яичница (Сергей Шаманаев) в мягком светлом цилиндре, тонком тулупе и вязаном шарфе — из Диккенса, Жевакин (Владимир Заманков) с накладными ярко-рыжими усами — из Островского, Анучкин (Сергей Тишков) с нарисованными усами и балетными ногами — из Чехова. Но они явно банда, проходимцы, узнающие друг друга по татуировке на предплечье.

Важное для Яичницы приданое Агафьи — каменный дом — оборачивается недостижимой мечтой великовозрастного беспризорника и его подельников. Запрокинув голову, Яичница, Жевакин и Анучкин кричат раскатисто: «Кааамееенный дом», и эхо подхватывает их вопль. При таком раскладе выбор Агафьи должен склониться к Подколесину моментально. Но нет, она сомневается. И прикладывает усы, сделанные из теста, к носу, неизящно вылепленному Дуняшей. Ее попытка вытащить одного, гадая на кусочках теста, конечно бесперспективна. Тесто слиплось в один комок.

В чем Агафья точно уверена, так это в том, что ее не интересует купец Стариков (Александр Суворов). Этот персонаж появляется позже всех, оглядывая сборище ясным взглядом собственника. Вот человек-хозяин, знающий всему цену, но с ним разговаривает только тетушка Арина Пантелеймоновна (Ангелина Пономарева). Хотя и в нем что-то от ряженого присутствует: то ли напомаженный чуб из-под заломленного картуза, то ли молодецкая стать, как у донского казака из советского фильма. Но Агафья его выпроваживает. И зря. Режиссер выстраивает финал так, что униженная Агафья в подвенечном платье оказывается за одним столом со Стариковым, а тетушка, подняв бокал, произносит речь. Выглядит, как поздравление молодых, хотя слова произносятся другие. По щекам Агафьи текут слезы.

Ударом Старикова по столу, да так, что звенит посуда, завершается спектакль. Не по чину захотела Агафья себе жениха, за что и поплатилась унижением и нежелательным браком. Ее скромные амбиции, попытка перемены участи оборачиваются драмой. Агафья Елены Кисленковой не претендует на многое, она проста и понятлива, легко доверяет всем, но четко знает, чего не хочет. Желание выйти замуж за представителя другого сословия все-таки карается. Всяк сверчок знай свой шесток. А Подколесин, вылезший в маленькое неудобное оконце, затерянное где-то наверху декорации, — счастлив. Он зовет извозчика так, как будто тот должен отвезти его, по меньшей мере, в рай.

В именном указателе:

• 
• 

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога