Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

16 марта 2017

РЕВОЛЮЦИЯ 17-ГО ГОДА

VI Фестиваль любительских театров «Театральная революция» в Тюмени

Любительские театры — огромный пласт культуры, чаще всего остающийся незамеченным профессиональным сообществом. С какими критериями подходить к их творчеству? Оценивать любителей по тем же параметрам, что и профессионалов, было бы несправедливо. У первых, в отличие от вторых, за плечами нет специализированного образования. Однако, учитывая тот факт, что непрофессионалы все-таки именуют себя театром, а не кружком по интересам, и продают билеты на свои спектакли, спрос на качество должен быть и в этой сфере.

В Тюмени движение любителей активно развивается. В марте 2017 года город принимал участников VI Фестиваля «Театральная революция». Свои работы представили любители из Венгрии, Германии, Словакии, Франции, Дании, Чехии и, конечно, России.

Официальное открытие совместили с выступлением хедлайнера фестиваля — труппы «Балет „Москва“» со спектаклем «Кафе Идиот» (режиссер и хореограф Александр Пепеляев). При помощи синтеза танцевальных техник актеры показали аллюзии на роман Ф. М. Достоевского и спектакль «Кафе Мюллер» Пины Бауш под музыку современного швейцарского композитора Ника Берча.

«Дезинтеграция».
Фото — В. Чебалдин.

В начале фестиваля казалось, что его обширная география позволит понять, что общего у людей примерно одного возраста, родившихся и росших в разных странах. Однако за пять дней никакой объединяющей тенденции не наметилось ни в выборе материала, ни в способах его художественного воплощения. Сама программа фестиваля тоже была выстроена без затей, не рождая никакой концепции.

Условно, конечно, можно разделить все представленные работы на две группы: те, что тяготеют к драматическому театру, и те, что отдают предпочтение физическому. И даже из этого деления выбивались несколько спектаклей. Один из них — «Дон Кихот — отрывки из сказки о рыцаре» немецкого театра Cammerspiele, поставленный по мотивам произведений Сервантеса и Булгакова. В спектакле соединились каркасные куклы, маски, предметы и актеры, работающие в живом плане. Это смешное и легкое высказывание не просто о литературном герое, но и о жизни, символом которой стало маленькое перышко.

Спектакль «Дезинтеграция» датского театра «Инкогнито» затрагивает острую тему гендерного самоопределения и осознания своего места в строгих рамках общества. Молодые датчане Еа Мелисса Кристенсен и Каспер Мор не просто приглашают зрителя пофилософствовать на тему самоидентификации, они ставят эксперимент над собой. Физика тела присутствует во всем, что происходит на сцене: слишком короткое платье актрисы, неловко и некрасиво обнажающее исподнее и полные бедра, потрескавшаяся кожа стоп у ее партнера, монологи, которые разбиваются номерами в стиле контемпорари-дэнс. Обнажаясь, актеры демонстрировали зрителю неатлетические и несоответствующие навязанным стандартам красоты тела, создавая ощущение внутренней беспомощности и незащищенности. Такая выпуклость физики рождала эффект кристальной честности, в том числе и в словах. Девочка Мина, которая непременно должна быть милой (ведь так ей говорили с самого детства), снимает бюстгальтер и отдает его парню Диону. Она утягивает грудь эластичными бинтами и собирает волосы в пучок, он — надевает на себя ее белье, распускает длинные рыжие локоны и красит губы яркой помадой. Дион отсчитывает годы назад, к детству. Там, где можно строить корабли из простыней и стульев, где неважно, насколько эстетично твое тело с точки зрения общественных критериев, и не имеет значения, кто твой друг: мальчик или девочка. Этот спектакль, показанный в заключительный день, вывел фестиваль на заявленный европейский уровень и материалом, который ребята сочиняли сами, и смелостью темы, и зашкаливающим уровнем откровенности высказывания.

«Лейтенанта с острова Инишмор».
Фото — А. Добровольская.

Еще одну необычную работу представили самые взрослые участники — французский театр La troupe en boule, постановка которого тяготела к принципам бэби-театра. Спектакль был озвучен при помощи ударной установки, созданной из подручных материалов, таких, как банки из-под краски.

Венгерский коллектив REV Theatreical and TIE Company привез спектакль «Ирина» по мотивам рассказов А. Чехова, переработанных драматургом Ч. Кишшем в историю о мужчинах в поисках женщины. В качестве декораций использовались картонные коробки, перемещение которых позволяло быстро менять место действия. С крепким актерским ансамблем злую шутку сыграла находка принимающей стороны: музыкальное оформление было русскоязычным и совершенно не соответствовало происходящему на сцене. Это не рождало юмора, а резко сбросило спектакль до уровня эстрадного выступления.

Чешская труппа TY-JA-TR/HROBESO PRAGUE представила «Лейтенанта с острова Инишмор» М. Макдонаха. К чехам отнеслись милосерднее и подобрали музыку, коррелирующую с действием. Детские песни про котов усиливали черный юмор драматурга и поддерживали концепцию спектакля, перенасыщенного кровью и обсценной лексикой. В постановке не было ни гиперболизированного абсурда, ни экзистенциального ужаса, в котором зачастую пребывают герои Макдонаха на российской сцене. Подчеркнуто театральный, игровой и веселый спектакль в смысловой нагрузке потерял. Кромешный мир ирландской глубинки был только смеховым, он не претендовал на реальность, никакого переворота не случилось.

«Живая мебель».
Фото — В. Чебалдин.

Коротким путем шел к зрителю театр «Галерка» из Екатеринбурга, взявший в работу пьесу В. Херрндорфа и Р. Коаля «Гудбай, Берлин!». Роман «Чик» вышел в Берлине в 2010 году. В русском переводе он получил название «Гудбай, Берлин!», а пьеса, выпущенная при поддержке Гете-Института, сразу обратила на себя внимание театральных коллективов (Красноярский драматический театр, мастерская Ю. М. Красовского в РГИСИ, Новгородский театр для детей и молодежи «Малый» и т. д.). Школьники и юные любители из Екатеринбурга в окружении картонных коробок сыграли про самих себя, про людей, близких им по возрасту, проблемам и интересам. Классический роман взросления, перенесенный на сцену, был сыгран уверенно и достойно завершил программу фестиваля.

Театр SKDK из Словакии привез двадцатиминутную постановку «Живая мебель» по мотивам рассказа Е. Зозули, которая больше напоминала зачет по сценическому движению студентов первого курса актерского отделения. Вместо литературного господина Икая здесь женщина (но играют ее две актрисы) в красном платье, кроме нее на сцене — семь девушек в белых бадлонах. Учитывая природу текста Зозули, можно предположить, что это прозрачная метафора русской революции. Женщина в красном — хозяйка, в белом — ее рабы, выполняющие функцию мебели. Как и следует в антиутопии, в финале «мебель» восстанет и пойдет на владелицу бунтом.

…Во время открытия фестиваля монументальное здание Тюменского драматического театра завесили красными флагами, а под ударные дроби барабана то и дело раздавался лозунг «Молодежному театру быть!».

И быть ему, действительно, надо.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога