Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

4 мая 2014

ПРОГРАММА «ТЕАТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
НА XI ФЕСТИВАЛЕ «АРЛЕКИН»

В этом году социальная программа XI «Арлекина» состояла из двух блоков: конференция, посвященная проблемам социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями с помощью театра; показ спектаклей для особых детей — «Штуковины и финтифлюшки» Владимира Чикишева и «Майская ночь» Каролины Жерните. Первая работа адресована слабослышащим детям. Вторая — слабовидящим, подзаголовок — «Спектакль с закрытыми глазами» (ПТЖ писал о нем в № 73).

«Майская ночь». Сцена из спектакля.
Фото — М. Ковалева.

Была еще одна часть, официально не включенная дирекцией фестиваля в соцблок: цикл лекций психолога и психотерапевта Натальи Колмановской о трудностях восприятия мира подростком. В течение двух вечеров она рассказывала об изменениях, происходящих в сознании ребенка при переходе из детского состояния во взрослое, предлагала варианты взаимодействия с «инвалидизированным субъектом» (понятие, применяемое Н. Колмановской по отношению к подростку). Театральной публике — режиссерам и директорам ТЮЗов — опыт общения с человеком от науки, психологом, показался интересным и профессионально полезным. Так что и эти простые для понимания выступления, объясняющие доступным языком сложные процессы, связанные с периодом становления психики пятнадцатилетнего ребенка, можно отнести к социальной программе.

О конференции. На ней, в основном, выступали практики, занимающиеся организацией театральных студий, созданием спектаклей для детей с ограниченными возможностями. Доцент РГПУ им. А. И. Герцена Светлана Кондратьева поведала о волонтерской деятельности студентов, которые несколько назад создали проект «Сказка для всех». В рамках проекта организован театр, в котором студенты создают кукол, придумывают декорации, находят драматургическую основу, делают распределение — в общем, готовят спектакль, который затем показывают особым детям, проходящим лечение в клиниках Санкт-Петербурга. Иногда спектакли возникают в сотрудничестве с юными пациентами.

Другой педагог Университета имени Герцена — Любовь Кораблева — рассказала о проекте перчаточного театра для детей с нарушением слуха, объясняя тонкости и нюансы взаимодействия с подобными детьми. Так, например, для меня открытием стал тот факт, что кукольный спектакль для слабослышащих в основе имеет предельно простую — как правило, хорошо известную, сказочную — историю; темпоритм искусственно замедлен —должен успевать сурдопереводчик; актеров не видно — акцент на куклу, иначе не фокусируется внимание ребенка.

«Штуковины и финтифлюшки». Сцена из спектакля.
Фото — архив театра «Пиано».

Главный режиссер Театра марионеток им. Деммени Эдуард Гайдай поделился опытом совместной работы с ребятами из Детского ортопедического института им. Г. И. Турнера, с которым театр сотрудничает с 1932 года. Раньше артисты приезжали в институт с готовыми постановками, устраивали благотворительные показы. Но год назад возникла идея проекта «Создадим спектакль вместе». Цель проекта: не создание театрального представления — психологическая помощь пациентам; не собственно театр — игра в театр, импровизация на тему сказки «Теремок».

По системе импровизации работает и Елена Шифферс — один из авторов проекта «Театр без границ». Вместе с общественной благотворительной организацией «Перспективы» она опекает около ста пациентов интерната для людей со множественными нарушениями, что находится в Старом Петергофе. Как и в случае с Театром им. Деммени, цель проекта — помощь в социальной адаптации пациентов, желание показать им другой мир, вывести за пределы здания, в котором они иногда всю жизнь, так ни разу его и не покинув. Подготовка велась постепенно: провели капитальный ремонт; создали нормальные условия существования; организовали театр.

Теперь через стены студии проходят все пациенты, и лишь немногие остаются: в дни репетиций приходится работать по восемь часов. Репетиции — наблюдения профессионалов за особыми актерами. Режиссер, наблюдая за поведением, импровизацией, выстраивает условный рисунок роли. Жестко закрепленного сюжета нет. Предмет исследования, интереса зрителя и одновременно главное событие — человек на сцене.

За семь лет созданы три спектакля: «Прогулка», «Время без слов» и «Колыбельная ветра». Показы проходили в Швейцарии, Германии, России (Санкт-Петербург). В планах — летнее путешествие на фестиваль искусств в Лугано.

Все докладчики отметили существенные улучшения здоровья детей, занимающихся театром. Об этом же говорит и Владимир Чикишев — художественный руководитель театра «Пиано», организованного при нижегородском интернате для глухих детей, где содержатся 72 ребенка. Студию проходят все, но не все занимаются регулярно. Те, у кого хватает силы воли и есть мотивация, достигают успеха. Успех для детей с нарушением слуха — это готовность сказать миру «да», раскрыться, суметь найти контакт. По словам В. Чикишева, слабослышащие находятся в особой изоляции: имея собственный язык — язык жестов, они не стремятся к общению с другими, «не своими, чужими» людьми.

Цель организаторов «Пиано» — снятие страхов и барьеров в общении. Здесь, как и в проекте «Театр без границ», основное событие — ребенок на сцене. Метод работы — свободная импровизация с соблюдением законов композиции развития движения. «Важно, что это не жестовая песня, не пантомима, а именно фантазия на тему движения», — пояснил Владимир Чикишев.

На фестивале «Арлекин» в рамках внеконкурсной программы состоялся показ спектакля «Штуковины и финтифлюшки». Небольшое пластическое представление, где семеро детей разного возраста показывают этюды на тему животных. Каждый этюд рождается из как бы случайно возникшего, неловкого движения. Взмах руки, еще один, и перед нами — крылья, птица. Кто-то из-за кулис бросил платок, ребенок поймал его на сцене, перекинул партнеру — точно рыбка-комета пролетела. Летающих платков становится все больше, и сцена превращается в огромный аквариум. Постепенно к юным актерам присоединяются столь же юные зрители, начинается коллективная импровизация, тему которой задают артисты «Пиано». Момент взаимодействия глухих и слышащих детей — настоящее чудо: контакт устанавливается мгновенно и безошибочно. Все, кто вышел на сцену, попадая под обаяние «великолепной семерки», начинают подчиняться: ловят интонацию, считывают настроение, встраиваются в ритм спектакля, начинают импровизировать. И здесь определенно слова — лишние: это тот самый редкий случай, когда лучше один раз увидеть.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога