Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

25 мая 2010

ПРО СЕГОДНЯ

Несколько дней назад в Молодежном театре Алтая состоялись первые в истории Барнаула читки пьес современных авторов.

А предыстория была такая. Приехал в театр режиссер Дмитрий Егоров. Приехал, чтобы с выпускниками актерского курса Краевой академии культуры (набирал ребят худрук МТА, народный артист РФ Валерий Золотухин) начать работу над новым спектаклем «У ковчега в восемь» по пьесе современного немецкого драматурга Ульриха Хуба. С «золотухинцами» Егоров уже ставил «Прекрасное далеко» по пьесе Данилы Привалова и «Прощание славянки» по роману Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». В репетициях спектакля «У ковчега в восемь», правда, занятыми оказались всего трое из шестнадцати студентов. Эти трое ходили по театру важными пингвинами (во всех смыслах, потому что играют они именно пингвинов). Остальные — с кислыми минами подглядывали за репетициями. Но вот в один прекрасный день Егоров спросил: «А почему у вас в Барнауле практически нет спектаклей по современным пьесам? А с чего это здесь считают, что современные драматурги — это Розов, Вампилов и Арбузов? А не замутить ли нам читки пьес современных авторов?». Ребят уговаривать не пришлось.

Выбрали шесть пьес: «Божьи коровки возвращаются на землю» Василия Сигарева, «Наташина мечта» Ярославы Пулинович, «Третья смена» Павла Пряжко, «Убийца» Александра Молчанова, «Дембельский поезд» Александра Архипова, «Галка Моталко» Натальи Ворожбит. Режиссерами читок вызвались быть студенты Алексей Межов, Михаил Перевалов, Дмитрий Гомзяков, Александр Савин, Кирилл Фриц, ну и, собственно, сам Дмитрий Егоров. Назвали событие: «ПЬЕСЫ ПРО СЕГОДНЯ».

Барнаул. Молодежный театр Алтая. Читка пьесы Александра Молчанова «Убийца»

— Эксперименты с современной драматургией в Барнауле до сих пор исчерпывались спектаклями по пьесам Строганова в Театре драмы да еще моего авторства постановкой «Прекрасное далеко» по пьесе Привалова, — сказал Дмитрий Егоров. — Таким образом, город Барнаул практически полностью выпадает из контекста современной пьесы. Да, конечно, новая драматургия, в отличие от гуманной и доброй драматургии «шестидесятников» — бескомпромиссна, зла и агрессивна. Но зато все эти пьесы говорят со временем, которое мы проживаем сегодня, на одном языке.

То, что Барнаул до сих пор ничего подобного не видел и не слышал — это факт. И читки, как новая для столицы Алтайского края форма театрального представления, заинтересовали барнаульского зрителя. В театр в эти дни пришли студенты гуманитарных факультетов и старшеклассники, из взрослой части публики — преподаватели кафедры театральной режиссуры и актерского мастерства Алтайской государственной академии культуры и искусства. Были разнообразные интеллигентные лица, с театром знакомые шапочно, но зато увлеченные современным искусством. Поскольку вход был объявлен свободным, приходили, казалось бы, и совсем случайные люди. Но и они не покидали мероприятие до конца дня, активно принимали участие в обсуждении услышанного, а многие пришли и во второй день.

За два дня на планшете большой сцены МТА было озвучено столько запретных (по мнению учителей страны, приводящих в театры школьников) тем и прозвучало такое количество ненормативной лексики, что старшее поколение зрителей тайно мечтало прикрыть руками уши молодым ребятам в зале, словно те никогда не слышали мата. На расстоянии вытянутой руки проживали свои литературные жизни персонажи нашей невымышленной и не самой приглядной действительности. «Герои» времени, мимо которых принято проходить, опустив глаза.

«Наташина мечта» Ярославы Пулинович была принята залом очень тепло. По большому счету, у режиссера читки Алексея Межова получился готовый спектакль, требующий минимальной сценографической доработки. Маша Сазонова, читавшая за Наташу Банникову, вышла к зрителю в спортивном костюме, кроссовках, с небрежно затянутым «хвостиком» на затылке. Она абсолютно попадала в образ детдомовской девочки-подростка, которая готова ногтями выцарапывать право на свою единственную, так жестко прерванную и перевранную этой жизнью мечту.

Прежде, чем рассказать о читке пьесы Александра Архипова «Дембельский поезд», оговорюсь: тема современных войн, на которых непонятно за какие идеи погибают российские парни, сегодня одна из самых животрепещущих для МТА. Студенты-"золотухинцы" все как один призывного возраста. На сцену они вышли с бритыми до синевы головами (брились, правда, еще для спектакля «Прощание славянки», где они тоже призывники, но на другую войну — Великую Отечественную). У каждого на обратной стороне распечатки пьесы стояла огромная вычерченная красным фломастером буква «А» (высшая категория годности к воинской службе, которую на днях, уже не на сцене, а в реальности, присвоила призывная комиссия каждому из них).

Дмитрий Гомзяков, Кирилл Фриц, Владимир Хворонов.
Читка пьесы Александра Архипова «Дембельский поезд»

Звонко, быстро, как на перегонки была прочитана странная пьеса Павла Пряжко «Третья смена» — хронометраж одной ночи из жизни отряда загородного детского лагеря. Живет себе маленький мир детей, который на самом деле является зеркальным отражением и игрушечной моделью большого и дурно устроенного мира взрослых. Очень смешно читала Таня Данильченко за девчушку, которая только и успевала сообщать подружкам, что «там, на коридоре» происходит очередная драка. Тараторка с бурной жестикуляцией, она егозила на стуле и все узнавала раньше других. Не менее забавной была Маша Сазонова, которая представляла роль медлительной, занудной отличницы, твердя с растяжкой на гласных: «А мнее лагерь мноооого дает…».

Маша Сазонова, Таня Данильченко. Читка пьесы Павла Пряжко «Третья смена»

Завершала читки пьеса Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю». Пожалуй, самая страшная и жесткая вещь из всей программы. И читали ее ребята так, что перед глазами возникал образ этого жуткого пятиэтажного дома на краю кладбища. Там живет вечно вмазанный наркоман Славик (Михаил Перевалов), вандал Димка, зарабатывающий на жизнь продажей надгробий из цветного метала (Александр Савин), отец Димки алкоголик Кулек (артист МТА Игорь Бочериков), изрядно потрепанная мужиками, но при этом наивно верящая в чудо Лерка (Ольга Одуева). На глаза навернулись слезы, когда выяснилось, что Славик хочет загнать какому-то полумафиозному Аркаше (Кирилл Фриц) памятник с могилы Димкиной матери. Когда такая чистенькая, словно из другого мира, Юлька (Ольга Ульяновская) вдруг открывает свою подлую сущность и подстегивает Димку спрыгнуть с балкона. Когда Лера и Дима в финале полушепотом читают детскую молитву божьей коровке.

В конце каждого дня участники проекта «ПЬЕСЫ ПРО СЕГОДНЯ» обсуждали показанное со зрителями. Насколько значимы темы, которые поднимают в своих пьесах современные драматурги? Что привлекает в этих пьесах, что отталкивает? Почему в Барнауле до сих пор отсутствовала практика работы с современной драматургией? Имеют ли эти пьесы право существовать на сцене барнаульских театров? Вот лишь несколько мнений:

Дарья Шахова, студентка 1 курса АлтГАКИ. Мои ожидания от события оправдались. Цель современной драматургии показать жизнь такой, какая она есть. Может даже чуть-чуть ткнуть носом. Чтобы без прикрас. Это для нас, молодых, близко. Это нам понятно.

Александра Абакшина, преподаватель АлтГАКИ (первый день читок). Спасибо, ребята, это была хорошая задумка и вы все очень талантливы, но мне бы не хотелось, чтобы в городе Барнауле ставили такую пьесу. Мне бы не хотелось, чтобы ее вообще где-то ставили. Я слышу от вас: поговорим о современности на языке современной драмы. Но мне кажется, говорить об этом же до сих пор можно языком Достоевского, Чехова, Горького. А те пьесы, которые вы сегодня нам представляете, наверное, совсем молодые люди пишут. Хочется сказать им только одно: молодые люди, не пишите больше пьес, пожалуйста! У вас тут девочка (Мария Сазонова — авт.) читает текст («Наташина мечта» — авт): «Я видела только комаров и ее жопу, а мне хотелось другого». Вот и мне тоже хочется другого, а не комаров и жопу… И я знаю, что никогда не буду ставить эту драму. Потому что я на ней не вырасту, а я хочу расти.

Александра Абакшина, преподаватель АлтГАКИ (второй день читок). Мне кажется, польза подобных акций в том, что такие люди, как я, меняют свою позицию. Вчера современная драматургия прошла мимо меня. Но сегодня я попала на «Божьи коровки» и вдруг увидела эту пьесу перед собой, словно готовый спектакль. Сегодня я поняла, что вот она, настоящая драма. Хотя механизм внутреннего монолога о современной пьесе был запущен во мне еще вчера. Когда, пусть и внутренне протестуя, я не могла не думать обо всем увиденном. И сегодня я говорю уже определенно: современная драматургия существует, и я хочу ее ставить.

Барнаул. Молодежный театр Алтая. Читки

Ирина Ткаченко, хореограф МТА. Я рада, что в этом городе есть мыслящий театр! Я рада, что я вас всех знаю, и мы вместе работаем! Спасибо!

Елена Кожевникова, преподаватель АлтГАКИ, театральный критик. Когда МТА, наконец, переедет в свое реконструированное здание, возможно, там будет какая-то экспериментальная сцена для постановок по современной драматургии. Место, куда учителя заведомо не приведут своих школьников. Если бы школьники зачастили на «Галку Моталко», представляете, что было бы с учителями? Возникли бы ненужные конфликты. А материал, который вы нам здесь предложили, представляет интерес только для какого-то краткого, почти сиюминутного доверия. И я не могу сравнить свои сегодняшние сиюминутные ощущения с глубокими эмоциями, вызванными в свое время пьесами Володина, Вампилова, Петрушевской. Потому что в тех произведениях всегда был художественный образ. Чтобы жизнь перетекла в пьесу, нужен художественный образ. Высокого рода текстами прошедших лет можно было наслаждаться просто читая. Какое я могу получить наслаждение, читая сленг и мат в пьесах современных драматургов? Я не сторонник новой драмы по языку, впрочем, это вообще проблема времени — утрата нашего полисемичного и богатого языка. Но, скажите: потрогать мальчика за член — это событие? («Галка Моталко» — авт.). Но не каждое событие может быть предметом исследования драматурга. Если идти только по пути идентификации с действительностью, мы будем далеко уходить от искусства. С другой стороны, очень интересной мне показалась работа с «Наташиной мечтой». Я почувствовала перспективу развития. Там были судьбы. А вот эта «Галка Моталко» — шок. Шок пустоты.

Роман Абрамов, редактор сайта «Культпоход» ИД «Алтапресс». Вот все говорят, что жизнь такая, как в этих пьесах. Ничего подобного! Жизнь не такая. Жизнь — она разная. Я такой жизни, как в этих пьесах, к счастью, не видел. Но мне интересно на нее посмотреть. Я считаю, что современная драма нужна хотя бы потому, что это интересно мне. Я готов на это ходить.

Геннадий Старков, режиссер, преподаватель АлтГАКИ, доцент, руководитель целевого актерского курса МТА. Почему нет в Барнауле современной драматургии? Потому что театры у нас государственные. Потому что они получают дотацию. Потому что не всегда существует уверенность, что пьеса будет поставлено талантливо. Спектакль должен быть поставлен так, чтобы на первый план шел не мат, как современный способ выражения эмоций, а интересная художественная структура, глубина осмысления сегодняшней жизни. Чем грязнее драматургия, тем она требует больше внутреннего света от актеров. Если уж на то пошло, в жизни все в сотни раз страшнее и чудовищнее, чем в этих пьесах. Жизнь может показать такой ужас и кошмар, из которого не выбраться. А драматургия нужна для того, чтобы показать, как из этого мрака выбираться.

Огромный зрительский интерес, который вызвали читки, утвердил руководство МТА в намерениях запустить новый долгосрочный проект «ПЬЕСЫ ПРО СЕГОДНЯ». Было решено, что театр продолжит проведение читок пьес современных авторов. Кроме того, репертуар театра будет пополняться спектаклями. По результатам зрительского голосования четыре из шести пьес, вошедших в программу, вызвали наибольший эмоциональный отклик у зрителей. Речь идет о пьесах «Наташина мечта» Ярославы Пулинович, «Божьи коровки возвращаются на землю» Василия Сигарева, «Убийца» Александра Молчанова, «Третья смена» Павла Пряжко. Уже в новом сезоне Молодежный театр Алтая планирует выпустить спектакль «Наташина мечта» с участием выпускниц «золотухинского» курса АлтГАКИ.

Комментарии (1)

  1. Читатель с Алтая

    Проект, о котором писали здесь, продолжился. Первая премьера. Читайте здесь:
    http://altapress.ru/story/55863/#opinions

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога