Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

17 декабря 2012

ПОЧЕМУ ИВАН ГРОЗНЫЙ УБИВАЕТ СЫНА В КВАРТИРЕ ЛИХОДЕЕВА?

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
Свердловский академический театр драмы.
Режиссер Григорий Лифанов, сценография Анны Томчински.

Иешуа, Маргарита с желтыми цветами, случай с Берлиозом на Патриарших прудах, нехорошая квартира давно больше, чем литературные образы. Наряду с Анной Карениной, поездом, первым балом Наташи, старухой-процентщицей и так далее — это культурные коды, то, что организует нашу культуру, её символический язык. Поэтому каждая новая встреча — на сцене ли, в театре — событие особое. Правда, от сценических версий «Мастера и Маргариты» есть уже чувство усталости и какой-то безнадеги. Не то, что всегда всё плохо, но, как правило, остается вопрос «зачем?». Может быть, из-за трехслойности романа что-то все равно оказывается в ущерб.

Свердловский театр драмы, оживающий, кажется, после несколько-десятилетней спячки, разродился в начале октября фантасмагорией в двух частях. Сценическая версия булгаковского романа создана самим постановщиком спектакля Григорием Лифановым. Когда узнаешь из откликов об отсутствии в спектакле линии Пилат-Иешуа, то первым делом, конечно, приходит мысль, что опять театр побежал по протоптанной дорожке облегченно-развлекательного представления: «мало им Рея Куни с Алесандро Касоной» — ругаешься про себя. Но, но, но!

…На протяжении всего первого действия я была просто счастлива. С первых минут, как только вбегает из зрительного зала на сцену молодой человек в шляпе и треснутом пенсне — повествователь Павла Крутякова и «заводит» всю историю, случившуюся жарким майским вечером на Патриарших прудах, начинает легко дышаться. Ты попадаешь в реальность, где воздух как бы искрится свежестью, тонким юмором, а действие разворачивается как бы по касательной к тексту романа, чуть быстрее, энергичней, ритмичней. Этому способствует и сценическое решение польской художницы Анны Томчински, которая использует все объемы необъятной сцены и легко трансформирует предметы: чего стоит огромный красный трамвай, въезжающий со скрежетом на середину сцены и оборачивающийся затем то квартирой Лиходеева, то подвальчиком Мастера. И сама небезызвестная компания — рыжая обольстительница Гелла Ольги Арзамасцевой, статный джигит Азазелло Александра Кускова, толстенький кукольный Бегемот Андрея Кылосова под предводительством тощего, но от этого не менее блестящего Коровьева Игоря Кожевина — оттягивается в пространстве не только изящно представленной Москвы конца 20-х прошлого века, но и булгаковского романа. Не могу не воскликнуть: ах, Коровьев! — здесь он настоящий художник, молния, клетчатая бестия, сверкая виртуозным артистизмом, появляется мгновенно всюду, и, взрывая любую бытовую ситуацию, обращает её в очаровательный абсурд и фарс. Да и все по-своему прелестны!

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Когда в театр, тем более такой «академический — преакадемический», как наша драма, вливается сразу много молодых людей (а это и целый курс Екатеринбургского театрального института педагога Андрея Русинова; артисты проекта «Молодой театр» на малой сцене и не менее молодой «ТанцТеатр», также существующий с недавнего времени под этой же крышей) — жизнь с необходимостью обновляется. Это происходит не сразу, но вот, кажется, все-таки случилось. Кроме отмеченной компании, где все из «новых» (исключение — Бегемот опытного и заслуженного артиста А. Кылосова), сам бульон спектакля — прохожие, плакальщицы на похоронах Берлиоза, служащие НКВД, кордебалет Варьете, милиционеры, санитары, хор в сумасшедшем доме и прочие — плещется юной энергией. Надо заметить, что и «прежние» — Лиходеев Радика Бакирова, Поплавский Валерия Величко, супруги Семплияровы Анатолия Жигаря и Надежды Усковой — задышали иначе, особенно хороши стопроцентно узнаваемый типаж «литератора от власти» и не лишенный при этом обаяния Берлиоз Михаила Быкова и безумный врач сумасшедшего дома Стравинский Игоря Кравченко.

Но главным героем является, конечно, Воланд. У Вячеслава Хархоты он молодой, примерно тридцатипятилетний и чрезвычайно элегантный человек: стильно-лысый, в изысканном черном костюме и с тихой печалью в выразительных, умных глазах. Он существует в этом кипящем котле чертовщины как бы отдельно, его свита давно вышколена и справляется со всем сама, он же будто поневоле несет свою сатанинскую миссию самим фактом присутствия. «Если Бога нет, то кто управляет?», — спрашивает он в самом начале Берлиоза и, судя по выразительной, с посылом в зал, паузе, видимо, не только его. Ответ явлен в нем самом, и надо слышать, с какой убежденностью и едва ли не ностальгией он произносит: «Иисус существовал!» Так уже в первой сцене возникает квинтэссенция смысла спектакля. И надо сказать, весь первый акт происходящее блестяще работает на неё: черти легко, играючи проникают во все поры московской жизни, поскольку свято место давно пусто, и Воланд вынужденно призван «управлять».

В антракте, однако, ловишь себя на легком удивлении: что-то до сих пор ничего не слышно о Мастере с Маргаритой. Но только подумаешь, как на сцене начинает твориться волшебство. Тихо, едва заметно в стоящий на авансцене трамвай с огромными окнами входят они. Маргарита начинает, не торопясь, обустраивать дом, ставит на подоконники цветы, вешает занавески, варит кофе, а Мастер негромко, но вполне отчетливо, читает главу про встречу Пилата и Иешуа, иногда она шевелит губами, зная роман наизусть, вот они пьют красное вино из больших бокалов, не прерывая чтения… А публика постепенно наполняет зал, и легкий шум как будто продолжающейся «за окном» жизни оказывается вполне уместным фоном для происходящего внутри.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Сразу скажу, что второе действие не дарит, к сожалению, такой безотчетной, абсолютной радости. Хотя оно чрезвычайно эффектное, например, и без того огромная сцена раздвигается ещё далеко вглубь и оттуда, как из небытия, является блестящая вереница гостей на бал. Или полет под самые колосники «обнаженной» (все решено, благодаря трико телесного цвета, очень деликатно) с развевающимися пышными волосами Маргариты, или сцена физической близости главных героев, происходящая одновременно на авансцене и огромном экране. И сами герои хороши, вполне убедительны, особенно Мастер Александра Борисова. Артист с большой внутренней, но какой-то тихой энергией, на тонкое лицо которого хочется смотреть и смотреть. Маргарита Екатерины Черятниковой тоже красива и тоже внутренне наполнена, сосредоточена, но все же не хватает того нерва, которого всегда ждёшь от Маргариты, той сверхмерной чувствительности и в одиночестве, и в ненависти, и в любви, который, наверное, и определяет Мастера и наше чувство к ней. Может быть, поэтому акцент на любви во втором акте — а тема любви, несомненно, главная здесь — не звучит в полную силу, не становится открытием, не потрясает.

В целом, вторая часть спектакля сделана тоже вполне достойно, замечательны сцены в сумасшедшем доме с Иваном Бездомным Алексея Шестакова, с юными вышколенными санитарами, с убойной няней Прасковьей Федоровной Вероники Белковской, которая своей задушевной «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…» усыпляет всех буйных и небуйных на раз. Да и тема Пилата-Иешуа оказывается совсем не брошенной, она, благодаря уже описанным событиям в антракте и разговорам о романе в самом действии, существует в фоновом режиме, как отсылка к знанию его (романа Мастера) зрителем. Но организующая смысловое единство спектакля мысль, заявленная в первом действии, оказывается там и оставленной, а новой по-настоящему не возникает.

Однако, концепции концепциями, а главное в искусстве все же не они. И хотя непонятным остался не только сквозная мысль, но смысл такого сильного знака, как висящая над кроватью Степы Лиходеева крупная репинская репродукция «Иван Грозный убивает сына», после спектакля его еще хочется разгадывать, а значит, хочется думать о спектакле ещё и ещё.

Комментарии (2)

  1. Leonid Backsanov

    Приятный реверанс )

  2. Grigory Lifanov

    как приятно читать умные статьи умных критиков.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога