Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

15 февраля 2018

ПОБЕГ НА МЕСТЕ

«Беги, Алиса, беги». В. Печейкин.
Театр на Таганке.
Режиссер Максим Диденко, художник Мария Трегубова.

Компания для путешествия по сказочным кэрролловским норам подобралась нешуточная: режиссер Максим Диденко, драматург Валерий Печейкин, художник Мария Трегубова, композитор Иван Кушнир, хореограф Владимир Варнава. Да и задача была заведомо непростая и отчасти контекстуально предопределенная: на легендарной и свободолюбивой сцене Юрия Любимова команда должна была актуализировать сказку Владимира Высоцкого, созданную на основе произведения Льюиса Кэрролла, — условия, диктующие путешествию в Страну чудес достаточно перченые правила. С необходимой остроты создатели и начинают: из-за занавеса выглядывает огромный, потрепанный жизнью Мартовский Заяц (Дмитрий Высоцкий), призывающий зал встать, ибо суд вот-вот придет. От зрительского неповиновения Зайца спасает Белый Кролик (Никита Лучихин), грозящий публике пистолетом. Зал готов, суд идет. Когда чудеса начинаются с заседания по неведомому делу, а судят группу лиц, состоящих в преступном сговоре, — страну таких чудес легко узнать. Во всю сцену проекция огромной Алисы, с трудом помещающейся в клетке; присутствующие в зале суда поют и танцуют, с первых нот задавая настроение тоталитарной обреченности. В голове кружится мысль про дело «Седьмой студии», а чтобы ничего подобного ни в каких головах не кружилось, Алисе тут же грозят снести эту самую голову с плеч. Алис, к слову, три — одинаковых, в красных бархатных платьицах и белых чулочках, но разных возрастов и размеров — чтобы от грибов не откусывать и из склянок ничего не глотать, а самостоятельно регулировать масштаб. Вот такая преступная группировка (Анастасия Мутигуллина, Дарья Авратинская, Екатерина Рябушинская). Есть еще идентичная им, но абсолютно черная Алиса Ночи (Александра Басова). Та сила, которая стоит за спиной безвольной «червивой королевы» (Ирина Апексимова) и руководит всеми ее действиями. Несколько судебных и постсудебных треков, и вот от происходящего уже отчасти веет творчеством знающей все про сегодняшнее правосудие «АИГЕЛ». В одной камере с Алисой оказывается и Мартовский Заяц, который вполне мог бы здесь и не находиться, но сидит, на всякий случай, зато абсолютно по собственной воле.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Как уже можно было понять, происходящее — совсем вольная интерпретация сказки Владимира Высоцкого пера Валерия Печейкина. И суть здесь — не путешествие по дивной стране, а стремительный бег из нее. Надо отметить, что при всей очевидной беспросветности этого мира, глаз от него невозможно оторвать: именно здесь происходит стыковка взрослых смыслов и детской изобретательности, суровых реалий и всепобеждающей театральности. Невероятная работа была проделана художником Марией Трегубовой и видеохудожником Ильей Стариловым: мрачные чудесные миры с черно-белыми розами, пластиковые ноги и руки Алисы размером со Спасскую башню, высовывающиеся из-под красного занавеса, как из-под красной бархатной Алисиной юбочки; безумное чаепитие, происходящее прямо внутри огромных чашек родом из советских кухонь; самолеты, вертолеты, всевозможные ростовые куклы — чего только тут не наблюдается. Все это художественное пиршество сцена Театра на Таганке вмещает с трудом, поэтому часть декораций хранится прямо в фойе, выплескивая Страну чудес в недалеко ушедшую от этих чудес реальность. Текст Печейкина чередуется с песнями Высоцкого, положенными на обновленную, преимущественно беспросветную музыку Ивана Кушнира. И хоть текстовое обрамление песен и поменялось, их бесшабашный, протестный смысл вполне вписался и в новую канву:

Пред королем падайте ниц
В слякоть и грязь — все равно!

Нет-нет, у народа не трудная роль:
Упасть на колени — какая проблема!

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

В конце первого действия Алисе и ее друзьям все же удается выбраться из Страны чудес с помощью огромной черной дыры. Правда, черты этой «Великобритании», в которую они попадают, оказываются до боли знакомыми. Вслед за Алисами сюда проникают и Королева, и Алиса Ночи. Королева сходит по трапу самолета, а затем, восседая на облаке, парящем над московскими высотками, издает указ: «Все запретить». И второй, подробно расписывающий это «все». В этой стране живут и облаковидные родители Алисы: у папы «голова вечно в облаках», а мама «тучная женщина». Когда-то родители выменяли Алису на телевизор, и теперь его придется возвращать, потому что дочь оказалась непокорной. Теперь никаких вам новостей, никакой правды, сидите без телевизора в своих облаках.

К уже забегавшемуся на месте сюжету на помощь вдруг придет большая голова Владимира Высоцкого, которая провозгласит победу триединой Алисы над Алисой Ночи, но предостережет, что рано или поздно черная Алиса все равно вернется.

Максим Диденко вместе со своей командой пускается в сложное путешествие по норам, соединяющим различные эпохи одного и того же пространства. Высоцкий становится его Белым Кроликом, его проводником из сегодня во вчера. Стык, соединяющий нас с советским прошлым, почти незаметен, сказка и мрак тоже одни на двоих, только вот Алиса успела слегка подрасти, и старшему поколению не хватает музыки Высоцкого. А мне и Кушнир понравился.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога