Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

29 октября 2018

ПЕТЕРБУРГСКИЙ НЕКУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ,
ИЛИ ПРОДЮСЕР ПОСТ-ПОСТ МЕТА-МЕТА

Форум театральных менеджеров
« Место действия»

Форум театральных менеджеров в этом году избавился в названии от слова «молодых», собрал в Петербурге 350 профессионалов театра из регионов России и стран ближнего зарубежья и провел для них 30 лекций, преимущественно об инструментах маркетинга и успешных кейсах. По вечерам некоторые из участников форума успевали смотреть спектакли фестиваля «Александринский», премьеру «Ромео и Джульетта» в БДТ, выставку «Хранить вечно» в Манеже, а также делились байками из продюсерской жизни в кафе «Рубинштейн».

Какие выступления особенно запомнились?

В первую очередь отмечу второй день форума, посвященный интернет-маркетингу. Уже после первого доклада — Олега Соколова (руководитель отдела маркетинга Центра им. Вс. Мейерхольда, Москва) форум можно было назвать успешным и состоявшимся. Но мы прослушали все доклады, пережили катарсис и на мысли последнего спикера — Эдуарда Карякина (SMM-специалист Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Шостаковича) о ведении социальных сетей для вечности почили сладким сном человека цифровой эпохи. Именно во второй день стала понятна уникальность площадки форума, места, где можно познакомиться с многообразием подходов к решению одной задачи (например, привлечения постоянной аудитории через интернет-ресурсы) и их практическим применением, а не с топ-10 рецептов от повелителя интернета (педагога театрального вуза).

Выступление на Форуме театральных менеджеров - 2018.
Фото — архив форума.

Олег Соколов уделил большое внимание сегментированию аудитории и видам взаимодействия с ней, так, например, запомнилось его точное замечание: «Самая бесполезная база рассылки — детская аудитория. Их родители умерли в социальном смысле. Мы думали отправить им письмо: „Ваш ребенок узнал о том, что такое смерть? Узнайте теперь и вы“». Дмитрий Фердман (SMM-специалист, Санкт-Петербург) рассказал о подборе SMM-специалистов, специфике оценки их работы. Дуэт Родиона Никитинских (интернет-маркетолог Санкт-Петербургского театра «Мастерская») и Сергея Саратовского (художник компьютерной графики Санкт-Петербургского театра «Мастерская») делился кейсами театра «Мастерская»: среди прочих особый интерес вызвал их опыт продажи билетов на московские спектакли — на этом примере стали очевидны преимущества билетной и маркетинговой платформы Radario, где можно выбрать параметр «город покупки билета» и сразу же получить сегмент аудитории для дальнейшей проработки. Сергей Щербаков (владелец маркетингового агентства Shcherbakov SMM Agency, Киев) дал структурное видение SMM-продвижения, пошагово объяснил этапы разработки, ведения и аналитики социальных сетей, поделился актуальными алгоритмами ранжирования ленты Facebook. Последним выступал Эдуард Карякин, он говорил о социальных сетях в новом измерении — выступал за антихайп и против актуальности, объяснял, почему не надо анонсировать концерты на стене ВКонтакте, поздравлять артистов и сотрудников с днем рождения (вы не можете искренне любить и знать всех музыкантов оркестра, зачем тогда их поздравлять).

Не менее ценными для практиков стали выступления Евгении Карпаниной (бизнес-тренер, создатель и руководитель интернет-сообщества «Международный Клуб театральных менеджеров», Краснодар) о работе со спонсорами, Филиппа Вулаха (основатель и директор Летнего фестиваля искусств «Точка доступа», Санкт-Петербург, директор фестиваля «Новый Европейский театр», Москва) о типе грантодателей и взаимодействиях с ними, Марины Андрейкиной (первый заместитель художественного руководителя-директора МХТ им. А. П. Чехова) о договорных отношениях между театром и режиссером, охране его «смежных прав».

Вторая половина программы состояла из презентаций кейсов театральных программ: о «действиях театра N по созданию среды и работе со зрителем» — Елена Ковальская (арт-директор Центра им. Вс. Мейерхольда, Москва), Константин Кучикин (художественный руководитель Хабаровского ТЮЗа), Роман Феодори (художественный руководитель Красноярского ТЮЗа); о функционировании организации в целом или, как в случае с выступлением Юлии Мыльниковой (директор Института Конфуция, Санкт-Петербург), обо всей театральной сети КНР. Особое место заняли кейсы независимых авторских проектов Николая Коляды, Семена Александровского и Анастасии Ким (Pop-up театр, Санкт-Петербург), Ники Пархомовской и Бориса Павловича (проект фонда «Альма Матер» «Квартира», Санкт-Петербург), Федора Елютина (импресарио, Москва), Анастасии Тарасовой (управляющий директор, актриса Театра ARTиШОК, Алматы), а также авторских, но государственных проектов Михаила Бычкова (основатель Платоновского фестиваля искусств, художественный руководитель Воронежского Камерного театра). Успех этих проектов обусловлен точным пониманием художественного продукта и его аудитории и непосильным трудом, а их основной ресурс — человеческий: личные качества лидера/лидеров, команда единомышленников.

Выступление Анастасии Тарасовой
на Форуме театральных менеджеров - 2018.
Фото — архив форума.

Завершали форум кейсы театральных машин внечеловеческого масштаба с их уникальными ресурсами, проблемами и все тем же трудом стахановского типа: Кирилл Крок (директор Театра им. Евгения Вахтангова), Мария Ревякина (директор фестиваля «Золотая Маска» и Театра Наций), Ирина Черномурова (начальник перспективного планирования и специальных проектов Большого театра России).

На выходе: инструменты можно использовать, на кейсах можно учиться, но ни то, ни другое не станет рецептом для вас. Рецептов нет и не будет. Все ваши ресурсы — в знаниях и контактах.

«Мы так любим писать заявки»

Для кого этот форум?

Для всех, кто хочет менять и меняет устройство театров, его способы взаимодействия со зрителями, партнерами, художниками. Для тех, кто понимает, что театры сегодня конкурируют не друг с другом, а со всей индустрией развлечений и досуга. Это понимание становится основой для здорового обмена идеями и знаниями, а знание, как и незнание, молодости/старости здесь равноценны.

Оффтоп: автору этой статьи в принципе кажется странным использование критерия «молодой» режиссер/менеджер/гример, как и «закончивший театральный вуз», во всех конкурсах, где есть эксперты, которые в любом случае делают отбор, и лучше предоставить им выбор на уровне смыслов и биографий, а не возраста и вероисповеданий.

Зачем?

Для будущих преобразований и проверки связи с настоящим: технологические изменения в интернет-среде, в материальной сфере, в способах коммуникации, в законодательстве происходят молниеносно, а узкие специалисты есть далеко не у каждого, а если и есть, то не всегда понятна их работа и способы ее оценки. Поэтому профессиональный форум дает возможность обновить знания или начать срочно гуглить программы, о которых говорят лекторы.

Для нетворкинга и развития горизонтальных связей: в одной аудитории слушают и делают доклады как директора крупных столичных театров, так и специалисты из регионов, и возможность обратиться с вопросом или предложением к любому из них — это редкий случай для выстраивания профессиональных связей. Помимо этого задолго до форума организаторы создали чат в Facebook для петербургских продюсеров, а уже во время форума возник расширенный чат для российских продюсеров для быстрого нахождения контактов людей из разных сфер. И это работает (проверено автором статьи).

Для демаргинализации театрального сообщества: театр с его социально-культурным значением, но отсутствием окупаемости, вынужден искать поддержку и понимание в других сферах общественной и экономической жизни. Для этого люди театра должны говорить на одном языке с представителями бизнеса, медиа, чиновниками. Поэтому включение их докладов в программу имеет под собой верную интенцию, но не всегда они имеют силу и практическую содержательность.

Кто проводит?

Создатели и организаторы форума — это три активно действующих продюсера.

Анна Павинская, директор Karlsson Haus, организатор Летней лаборатории фигуративного театра. Под ее руководством театр стал одной из самых заметных частных театральных инициатив, открыл три новых сцены, выпустил более 20 спектаклей для детей и взрослых.

Наталья Сергеевская, автор идеи форума, начальник отдела развития Большого театра кукол. Является организатором и вдохновителем БТК-ФЕСТа, БТК-ЛАБа, интернет-портала «Театр актуальных кукол России», Летней лаборатории фигуративного театра, заместителем главного редактора журнала «Невропаст».

Анастасия Ким, критик, театровед, продюсер Pop-up театра. Имеет опыт работы в сфере консалтинговых услуг для финансового сектора (компания «Смарт Консалт»), в средствах массовой информации («РБК Daily», Geometria. ru), преподаватель РГИСИ.

Об устройстве

Оба года подряд организаторы на конкурсной основе получали государственную поддержку для проведения форума, а также находили партнеров и спонсоров. На первый форум деньги выделил Комитет по культуре Санкт-Петербурга, на второй — Министерство культуры РФ и Союз театральных деятелей РФ.

Государственная поддержка форуму необходима, поскольку участие для всех бесплатно (а мы знаем, что театры не готовы платить деньги за «повышение квалификации» их сотрудников). (Для сравнения: участие в двухдневной конференции Radario с похожей, а иногда и пересекающейся программой, в те же числа, стоило даже со скидкой 5400 рублей.)

Слушатели подбирались на конкурсной основе, поскольку физически больше 350 участников принять невозможно. Расходы слушателей форума покрывали направляющие их организации или сами участники. 15 слушателей получили грант от Молодежного совета СТД (без конкурса, по неизвестной автору статьи схеме).

Увеличение финансирования форума было необходимо для того, чтобы арендовать большие пространства для 350 человек (бартер в таких масштабах работает редко), оплатить расходы по проживанию и дорогу для всех спикеров (а не только семи, как в первый год проведения).

Можно подвергать сомнению эффективность массовых встреч, форумов, но сегодня это один из каналов коммуникации с профессиональным сообществом, который нужен для проверки реальности всех изменений, происходящих в театральном мире.

Чего не хватило?

Не было мероприятия для краткого знакомства участников. Итог — можно было только в последний день случайно встретить человека, с которым вы были в переписке последние полгода, но не знали об участии друг друга в форуме.

Но эта проблема решается просто. Нужно или выдавать каждому в самом начале лист с контактными данными всех участников (так делают многие шоукейсы во всем мире), или проводить тренинг-знакомство (что болезненно для менеджеров, но эффективно).

Выступление на Форуме театральных менеджеров - 2018.
Фото — архив форума.

Заметки

Чек-лист 2018 (если вы не знаете этих слов и не применяете их на практике, задумайтесь):

CRM, CPM, ROI, ROR, KPI UTM-метки, Google Analytics, Яндекс. Метрика Нативная, таргетированная, контекстная реклама Opinion maker, блогер, telegram: каналы, чаты, боты, стрим Процессуальность, горизонтальные связи, партиципаторное искусство, общество взаимного уважения Грантовая игла (не злоупотребляйте) Смежные права режиссера (защищайте и защищайтесь)

Инструменты

radario. ru — билетная платформа
marketing. radario. co — маркетинговые инструменты: CRM с возможностью сегментации аудитории, сервис email-рассылок, рекламный кабинет, аналитика продаж
mailchimp. com — маркетинговые инструменты для работы с базой аудитории E-vostok. ru — смс-рассылки (да, они все еще работают)
Церебро. рф — таргетинг в ВК, поиск и аналитика профилей ваших клиентов Яндекс. Дзен — сервис персональных рекомендаций и издательская платформа

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога