Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

10 января 2021

ПАМЯТИ МИХАИЛА РАБИНОВИЧА

Едва ли найдется во всей стране главный режиссер — художественный руководитель, без пауз руководивший театром с 1984 года. (Кроме Алексея Владимировича Бородина, конечно.)

Еще во время студенчества в Уфимском авиационном университете, в 60-е, Михаил Рабинович  стал одним из организаторов Студенческого театра, который получил признание не только в Уфе и республике, но и далеко за их пределами. Дальше — Высшее театральное училище им. Б. Щукина, возвращение в Уфу. В Уфимском Русском драмтеатре он начал работать в 1983 году, в 1998-м занял должность художественного руководителя. Он ставил «Пять романсов в старом доме» В. Арро, «Матросскую тишину» А. Галича, чеховские «Вишневый сад» и «Дядю Ваню», «Русское варенье» Л. Улицкой, «Старый дом» А. Казанцева. Огромным успехом пользовались такие постановки Рабиновича, как «Касатка» А. Н. Толстого, «Ваша сестра и пленница…» Л. Разумовской, «Снегурочка» Островского, «Дачники» Горького.

Михаил Исаакович Рабинович руководил Уфимской Русской драмой без малого 40 лет. Руководил без войн и сотрясений, любил полный зал и добивался устойчивого зрительского успеха.

Умер молодой режиссер Михаил Исаакович Рабинович. Ему было уже за 80, но это был действительно молодой режиссер, который никогда не боялся экспериментировать, работать с молодыми, устраивать лаборатории, любить театр, как его любят молодые люди, а не пожилые, уставшие от него.

Умер человек, знавший, сколько лет внучке уборщицы и как она учится в школе.

Умер строитель. Строитель такого театра, как он понимал. А понимал он его, конечно, немножко по-советски, но в этом советском подходе были, прежде всего, теплота и миссия (что не всегда было в советских театрах).

Михаил Исаакович меня всегда поражал. Любая встреча — это всегда удивление. Как-то раз он рассказал мне, как собрал семью и обратился к своим детям: «Вы должны поменять фамилию. Должны перестать быть Рабиновичами. Потому что это не так просто». И все они сказали «нет». И мне кажется, что и он, и они совершили какой-то важный поступок, в котором есть смысл и справедливость.

Ушел человек мне бесконечно близкий, хотя мы виделись крайне редко и безумно ссорились. В нем было одно качество, которое я очень не люблю, но которое он отстаивал как правило главного режиссера: вмешиваться в спектакль, который поставил не он, но который идет на его сцене. Потому что он отвечал за все. За все отвечать нельзя. Но Рабинович отвечал.

В именном указателе:

• 

Комментарии (1)

  1. Марина Дмитревская

    Странно и смешно, но я никогда не была в Уфе и в Русской драме Башкирии. При этом мы встречались с МИхаилом Исааковичем на фестивалях, он всегда был исключительно приветлив и расположен… Просто не случилось случая попасть в Уфу…
    Но нас связывал другой случай — эпизод нашей молодости. Рабинович только-только начинал работать в театре (это был 1994, что ли, год), а мы с мужем с голодухи написали детскую пьесу “Хочу луну” (чуть-чуть по мотивам Элеонор Фарджон, а так-то самостоятельную и вполне себе с двенадцатью написанными мной песнями…) Не помню уже — каким таким ветром, но пьесу занесло в Русскую драму Уфы, она была поставлена и шла много лет. Нам капали через РАО поспектакльные, утренник был популярен, и на эти деньги мы (во многом) растили сына… Короче, помогли нам тогда театр и Михаил Рабинович. Вот такая смешная деталь. Светлая память человеку, 40 лет верно прослужившему своему театру.

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога