Петербургский театральный журнал
Внимание! В номерах журнала и в блоге публикуются совершенно разные тексты!
16+

1 мая 2014

ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ СОНИНА

29 апреля 2014 года ушел из жизни заслуженный деятель искусств России Алексей Сонин, легенда цирковой режиссуры.

Александр Калмыков

н. а. России, цирковой режиссер, продюсер

Алексей был очень заметной фигурой в ленинградской культуре. Он для меня был настоящим петербуржцем: интеллигентный, остроумный, веселый, талантливый, очень интересный режиссер. Ставил в цирке спектакли, а тогда мало кто это делал. Еще он делал красивые парады, номера для артистов разных жанров.

Основой его лучших спектаклей — «Бумбараш», «Каштанка», «Руслан и Людмила» — была серьезная литература. В цирке это не очень развито. А в те времена, когда он работал — в 60-е, особенно в 70-е годы, считалось, что цирк должен быть такой: балалайка, кепочка с цветочком—то есть что-то развлекательное, тупое, желательно фольклорное.

Фото — Музей циркового искусства.

Алексей же предложил «Каштанку». Предложил трагедию клоуну. Предложил трагедию человеку — в «Бумбараше».

Алексей всегда работал с интересными композиторами, художниками, а главное — с очень хорошими артистами. Очень дружил с Мстиславом Запашным-старшим. «Каштанку» и «Бумбараша» он делал вместе с Евгением БернардовичемМайхровским, а это действительно хороший клоун. «Руслана и Людмилу» он ставил вместе с режиссером-иллюзионистом Анатолием Шаг-Новожиловым. Это был огромный спектакль, там было много декораций, иллюзионных фокусов, трюков, волшебных превращений, и все это было технологически очень сложно. И если Анатолий Сергеевич предлагал в основном трюковые решения, то Алексей — художественные. Вкус ведь очень важен для режиссера, а Алексея он никогда не подводил.

Он привносил в цирк культуру, он привносил туда литературу, он привносил туда балет. В общем-то, он был продолжателем традиций культуры петербургского цирка, носителем этой культуры. Вместе со своей супругой основал Музей циркового искусства, они подбирали уникальные материалы по истории цирка. Фактически, после смерти Венецианова Алексей и был петербургским цирком.

Во времена Сонина цирк был культурным очагом города. Сюда приходили и писатели, и много театральных актеров. Весь БДТ любил время здесь. В цирк эти актеры приходили как к равным. И это благодаря Сонину. Я считаю, что он просто уравнял тот петрушечный балаган, каким тогда цирк считался, с хорошими академическими ленинградскими театрами.

Его все знали —актеры, ленинградскиережиссеры, его все любили, с ним дружили. На его юбилеях можно было встретить, например, Товстоногова. Алексей был частью ленинградской культуры —той, академической, старой, красивой ленинградской культуры.

Он был настолько хороший человек… Очень любил розыгрыши, неожиданные появления и исчезновения.

При нем в Цирк на Фонтанке приезжали, как домой. Артисты жепостоянно переезжают, там накричали, здесь нахамили, а к нему придешь и услышишь в ответ теплое: «Ой, здравствуйте, ребята!»

Вместе с ним ушел дух цирка. Исчезла его улыбка — доброжелательная, нежная, человеческая, внимательная. И мне очень жаль, что его нет.

Но будем считать, что он никуда не уходил из цирка.

Анатолий Марчевский

н. а. России, директор Екатеринбургского государственного цирка

Эта весть печальна для всех, кто был знаком с ним и с его искусством. Для меня Ленинград, Цирк на Фонтанке и Сонин — это одно целое. Алексей Анатольевич был очень талантливым мастером цирковой арены, создателем новых постановок. Я принимал в них участие, и одно участие в его спектаклях равнялось году учебы.

Он воспитал большую плеяду цирковых режиссеров как образец верности цирковому искусству.

Я думаю, что память об этом талантливом, веселом, добром человеке не сотрется никогда. Сколько его помню — он к каждому человеку подходил с улыбкой и добрым сердцем. И всегда оказывал помощь тем, кто к нему обращался.

У каждого циркового артиста найдется в сердце место, где живет Сонин. Мы всегда с теплым чувством будем вспоминать его.

Светлая память этому великому человеку, который посвятил всю свою жизнь цирковому искусству.

Евгений Майхровский


н. а. России, клоун Май

Алексея Анатольевича и мою семью связывает дружба— и творческая, и личная—начиная с 70-х годов. Вместе мы сделали много работ, и самая запоминающаяся —"Каштанка«, в которой я был его соавтором. Мне повезло получить от него хорошую актерскую и режиссерскую школу.

С его уходом из жизни цирк и искусство в целом очень многое потеряли. Он был еще и прекрасным балетмейстером и танцовщиком, делал не только спектакли, но и отдельные номера. Выпустил много актеров — и комедийных, и цирковых исполнителей.

Любил артистов, берег их, относился к ним с большим уважением и пониманием.

Мы сочиняли вместе не только в Цирке на Фонтанке, он приезжал к нам в Волгоград, во Фрунзе, в Тулу, в другие города… Мы не только работали вместе, но и отдыхали, выезжали на природу. Он был очень компанейский человек, хороший, веселый, доброжелательный, интеллигентный.

У него было потрясающее чувство интеллигентного юмора, если можно так сказать, которым мы наслаждались, восхищались и которому учились. И это переносилось из жизни, быта на . Так рождались многие интересные репризы: я до сих пор исполняю его репризы «Эквилибрист», «Гусь» и многие другие, которые мы с ним создавали вместе.

Я пишу автором моих реприз Сонина.

Для нашей семьи это большая потеря. Примите от нас соболезнования. К сожалению, мы не сможем приехать, но обязательно вспомним и поговорим о нем за столом сегодня.

Память о нем будет жить в нашей семье очень долго. Да и не только в нашей, но и в сердцах всех его друзей, коллег и единомышленников.

Вячеслав Полунин

н. а. России, художественный руководитель Цирка на Фонтанке

Когда уходят крупные личности, остаются легенды. Алексей Анатольевич Сонин — это легенда. И легенда эта останется с нами навсегда.

Я не был лично знаком с этим замечательным режиссером, но рассказы о нем — часто восторженные, всегда исполненные самого глубокого уважения — я слышал всю мою жизнь. И еще всегда говорили о нем, как о теплом, отзывчивом и добром человеке, умевшем превратить цирк для артистов в гостеприимный дом.

Для нашего Цирка на Фонтанке период его работы был периодом поиска, творчества, и мы сделаем все возможное, чтобы эти времена вернулись. Жаль только, что Алексей Анатольевич не сможет в этом поучаствовать, но его опыт и его творческое наследие останутся яркой страницей, легендой в истории нашего цирка.

Прощание с Алексеем Анатольевичем Сониным состоится 3 мая в 8:45 в Цирке на Фонтанке.

В именном указателе:

• 

Комментарии (4)

  1. Irina Levitskaya

    Невозможно представить Санкт-Петербург без Алексея Анатольевича! Уже не работая в цирке он приходил на каждую программу и с ним было очень интересно обсуждать ее.Профессионал, безумно любивший и отдававший все свое время любимому делу.От него невозможно было оторваться когда дело касалось репетиции, из его головы постоянно лезли новые идеи, его можно было слушать часами. Он оставил огромное наследство.. Его гениальные постановки. Российский Цирк понес огромную утрату! Не смогли Уберечь! Царство НебесноеМастеру и просто Человеку!!!!

  2. Елена Сонина

    БЛАГОДАРНА ВСЕМ ВАМ ЗА ТАКИЕ ТЕПЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О МОЁМ БРАТЕ.
    ОБ ИСКРЕННЕМ,ДОБРОМ И ВО ВСЁМ ПОРЯДОЧНОМ ЧЕЛОВЕКЕ БУДУТ ДОЛГО ПОМНИТЬ,
    А ЗНАЧИТ ОН ОСТАЁТСЯ С НАМИ…

  3. Svetislav Nikolaev

    СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ АЛЕКСЕЮ АНАТОЛЬЕВИЧУ!
    ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ,РЕЖЕССЁРУ!
    ПУСТЬ ЗЕМЛЯ БУДЕТ ЕМУ ПУХОМ!
    ДЛЯ МНОГИХ ОН БЫЛ ТВОРЧЕСКИМ НАСТАВНИКОМ И ХОРОШИМ ДРУГОМ!
    И МНОГИЕ ЕГО БУДУТ ПОМНИТЬ!

  4. Елена Дивеева

    ИСКРЕННИЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ ОТ ВСЕЙ МОЕЙ СЕМЬИ!!! ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО, КОГДА УХОДЯТ БЛИЗКИЕ И ДОРОГИЕ СЕРДЦУ ЛЮДИ!!! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ И СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ ДУШУ РАБА БОЖИЯ АЛЕКСИЯ, ГОСПОДИ!!!

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога