Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

15 марта 2021

ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ГЕТМАНА

завлит Театра «На Литейном» в 1999–2001 годах

Он был азартный.

Азартный, веселый и бесконечно влюбленный в театр. Александр Владимирович горячился, смеялся, переживал за то, как получится спектакль, что скажут уважаемые им критики и друзья — а он всегда считал критиков, петербургских и московских, друзьями.

Александр Гетман.
Фото — архив театра.

Он любил актеров — искал для них роли, приходил в восторг, когда находился хороший материал. А потом взволнованно смотрел на сцену, на Татьяну Владимировну Щуко, на Евгения Петровича Меркурьева, Татьяну Дмитриевну Ткач, Елену Яковлевну Немзер, Ефима Яковлевича Иоффе, Вячеслава Григорьевича Захарова… Ему хотелось привлечь в Театр «На Литейном» ярких, увлеченных, особенных — Сергея Дрейдена, Александра Баргмана, Алексея Девотченко… Он по-настоящему любил артистов. Не на словах. В каждом он видел Личность, особый мир и уникальные возможности.

Однажды он придумал идею взглянуть на историю театра от самых истоков — познакомиться с «гением места» и открыть его современным театралам. И это стало для меня шансом сидеть в фондах цензурного комитета с пьесами, которые ставили в «театре ужасов и веселья», с которого начиналась история театра на Литейном проспекте, читать газеты и программки; среди прочего нашлись и две короткие пьесы Мейерхольда. Александр Владимирович ликовал! Мы перебрали фотоархив театра и записали воспоминания актеров и режиссеров, работавших в театре в разные периоды — о Якове Хамармере и Евгении Шифферсе в Ленинградском областном театре драмы и комедии, как назывался Театр «На Литейном» в советские годы; о работе с Геннадием Тростянецким рассказывали актеры; Кама Гинкас поделился целым букетом блистательных историй. Эти материалы составили большую подборку в журнале «Театр», Александр Владимирович убедил всех, что это совершенно необходимо и увлекательно. Каждый эпизод истории театра был для него сокровищем.

Ему хотелось создать театр разнообразный, живой, фонтанирующий. И это удалось. «Лес» в постановке Григория Козлова с двумя вариациями Счастливцева — Несчастливцева (Девотченко — Баргман или Девотченко — Бульба, это были разные истории), в сценографии Александра Орлова стал шедевром, в котором не было второстепенных ролей. Спектакль «Потерянные в звездах» в постановке Григория Дитятковского, со сложными декорациями Владимира Фирера завораживал космическими пространством и поэзией. «Городской романс» и «Карамболь» в постановке Александра Галибина были лиричными и тонкими исследованиями человеческой души. «Сторож» Юрия Бутусова был неизменно востребован зрителями и фестивалями. «Эдип-царь» Андрея Прикотенко с изумительной сценографией Эмиля Капелюша…

Александр Владимирович обладал уникальным даром любви к режиссерам — что не означало сентиментальности или тишины. Он мог гневаться, ругаться, огорчаться, когда что-то не получалось, но пробивал стены, чтобы обеспечить режиссерам, и актерам, и художникам условия для работы.

Он был таким бесконечно живым и искренним, таким «человеком театра», что невозможно представить, что его нет. Он охотно уступал Артистам (всем артистам — художникам) первенство и всегда мечтал о большем и прекрасном.

случайные
неслучайные
случайно-неслучайные
встречи
долгие нежные разговоры о литературе
о странностях судьбы
и странных судьбах
творцов
и их творений
о творениях
отвергнутых
ибо слепяще искренних
это были встречи мудрого
и ответственного за судьбы
людей театра
и театра
театрального гетмана
и разбойника казака Мамая
который только потом
задним числом
вспоминая
ужасался
собственной бестактности
тайна
этого особого дара
такта и интеллигентности
позволяющего Мамаю
вести себя как Мамай
не очень думать о словах
и их последствиях
махать шашкой
направо и налево
и не замечать этого
так и осталась тайной
Дар и есть Дар
он от Бога
спасибо Вам
Александр Владимирович
за эти наши встречи
за эти великие уроки
любви
такта и интеллигентности
вы были ГЕТМАНОМ
в самом высоком смысле
этого слова
простите разбойника

В именном указателе:

• 

Комментарии (1)

  1. В.М. Фильштинский

    Грустно и больно – ушел из нашей жизни Саша Гетман. Как было радостно с ним дружить! Мы все время что-то задумывали. Что-то не получалось, что-то осуществлялось частично. Но иногда попадали в десятку. Например, компания наших выпускников под руководством Андрея Прикотенко, которая создала “Эдипа” и другие спектакли… Грустно! Очень.
    Прощай, Саша!
    В. Фильштинский

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога