Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

4 мая 2013

ОТКРЫТИЕ НОВОЙ СЦЕНЫ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА, или МАРИИНКИ-2

Наконец, его открыли — новый Мариинский театр. Или как его теперь называть? Мариинка-2? Как-то чересчур сериально, напоминает сиквел. В Париже есть Гранд Опера, или Опера Гарнье, расположенная в завершении авеню д’Опера, и Опера Бастий, построенная в 1989 году на одноименной площади. Можно, конечно, довольствоваться «Новой сценой Мариинского театра», как бы обыкновенно это ни звучало. Словом, есть пища для размышлений. Время подскажет. Главное, что этот театр открылся.

Писать о том, что внутри Новой сцены лучше, чем снаружи, можно, но едва ли нужно. Сравнивать преимущества интерьера с некоторыми эстетическими диссонансами экстерьера сейчас поздно и почти бессмысленно, разве что для будущих поколений, которые возьмутся за такое адски сложное в нашей стране дело, как строительство новых театров и концертных залов, прекрасных с точки зрения архитектуры. И все же нельзя, пользуясь случаем, чуть-чуть не посокрушаться по поводу тесноты, возникшей в районе Минского и Матвеева переулков из-за встраивания такого могучего архитектурного тела, требующего в идеале абсолютно иного простора. Даже когда проходишь внутри по фойе Новой сцены на уровне, скажем, первого яруса, то глаз упирается в серый дом напротив, и ощущение другой реальности, в которую, как предполагается, публика должна попадать на опере, балете или концерте, мигом исчезает. Впрочем, для ощущения полета в Мариинке-2 есть терраса, которую к открытию не успели запустить в эксплуатацию, но именно оттуда открывается головокружительный вид на город и, конечно, хочется полететь, были бы крылья.

Мариинка-2.
Фото — Н. Разина

Концерт открытия Новой сцены Мариинского театра в день рождения маэстро Валерия Гергиева 2 мая оставил самые положительные впечатления. Поскольку такие театры в России открываются раз в 150 лет, то сравнивать особо не с чем. Но в памяти свежи телевпечатления от открытия Большого театра после реконструкции. Там была смена номеров без особых интер- и контекстуальных связей друг с другом. Здесь получилось как в оперно-балетной сети, где все друг с другом связано и жить друг без друга не может, причем исполненным с необходимой степенью хорошо просчитанной интеллектуальной иронии петербургско-европейского толка. Опера и балет были показаны как сообщающиеся сосуды: Цыганскую песню из «Кармен» Екатерины Семенчук подхватывала Диана Вишнева с номером из одноименного балета Бизе-Щедрина, а куплеты Мефистофеля немецкий бас Рене Папе пел после номеров из «Весны священной» Стравинского, разжегшей ритуальный костер на светодиодных подвесках. Трогательно смотрелись инструментально-театральные дуэты скрипача Леонидаса Кавакоса и Ульяны Лопаткиной в номере «Павлова и Чеккетти» Ноймайера на музыку Чайковского, или альтиста Юрия Башмета и Екатерины Кондауровой в «Умирающем лебеде». Демонстрация ансамблевых возможностей и способностей театра оперы и балета на историческом гала-концерте стала одной из его сильных сторон. Благодаря ансамблевому методу Мариинский театр сохраняет все эти годы свое лицо, марку, стиль. О некоторых минусах ансамблевости при желании можно будет поговорить, но в другой раз.

Гала-концерт. Алексей Марков, Рене Папе, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Михаил Петренко.
Фото — Н. Разина

Василий Бархатов, режиссер концерта, вместе с верным художником-постановщиком Зиновием Марголиным (или наоборот — художник Марголин с верным режиссером Бархатовым?) придумали остроумную концепцию, презентующую театр вообще и новый театр в частности, как шкатулку с сюрпризами, как городок в гигантской табакерке. Концепцию, призванную продемонстрировать уникальные технические возможности Новой сцены-трансформера, в которой все как по маслу выдвигается, задвигается, выплывает, выезжает, высвечивается. «Рельсы» новых технологий сценического пространства помогли наглядно продемонстрировать связь старого и нового, преемственность поколений. Для этого соорудили слегка уменьшенную копию зала старого театра, который выезжал из глубины новой сцены. К вопросу об иронии: на тему исторической сцены мило, в духе старой доброй петербургской интеллигенции, пошутили режиссер с художником, когда во время супершлягерной арии Роберта из «Иоланты» Чайковского, исполненной баритоном Алексеем Марковым (его фирменным номером едва ли не во всех парадных концертах), запустили слайд-шоу из старинных декораций, опьянивших своей неуемной фантазией. Старый театр зарифмовали с Матильдой, с которой, как известно, ничто не может сравниться. Таких острот в концерте было предостаточно. Ильдар Абдразаков пел арию о клевете из «Севильского цирюльника», по-отечески просвещая трех мальчиков из детского хора, а Михаил Петренко вместе с мужской группой хора поиграл басовыми мышцами в «Эй, ухнем», спетой под могучий оркестр с цитатой из Рахманинова. Пародией на то, как угодить примадонне, стал дуэт Церлины и Дон Жуана, во время которого басы и баритоны, включая Рене Папе и Ильдара Абдразакова, расталкивая друг друга локтями, подносили Анне Нетребко букеты из роз один другого круче. Пока Церлину Нетребко не поманил из-за дирижерского пульта сам Доминго (он также спел «весеннюю» арию Зигмунда из «Валькирии» Вагнера). Но обскакал всех маэстро Гергиев, уведший примадонну у всех из-под носа. Анна Нетребко и вовсе сразила великосветскую публику выходной арией кровожадной леди Макбет из одноименной оперы Верди, призывая демонов для воплощения коварных замыслов своей героини. Так режиссер с художником, вероятно, решили поиронизировать над репликой про гения и фурий, которую часто любят повторять Родион Щедрин и Майя Плисецкая, желая как можно точнее охарактеризовать феномен своего любимого маэстро Гергиева.

Труппа Мариинского театра.
Фото — Н. Разина

Об акустике Новой сцены читайте во второй части репортажа…

Комментарии (4)

  1. практик

    Внутри театр мне понравился чрезвычайно. Внешний вид здания производит странное впечатление. Мне только непонятна истерика на тему того, что здание не вписано в окружающий его ансамбль. А чтож там за ансамбль, которому надо соответствовать? Огроменный серый дом-убожество рядом на другой стороне улицы? Или виднеющийся дом быта? Встаньте на мостик, посмотрите по сторонам! Или старое здание Мариинки- гармоничное а не хаотичное нагромождение архитектурных модулей? Я рад что у нас появился театр мирового уровня, я как петербуржец горжусь таким открытием.. И хватит визжать как будто это здание воздвигнуто у Александринки на месте памятника Екатерине.

  2. Павел Антонович

    Мне тоже так кажется. Жаль, что не построили по первому проекту. Было бы интересно. Но какой император спрашивал какую-то чернь по поводу строительства чего бы то ни было? Строили, строили и построили.
    Главное в театре – не внешность, а душа. Сцена, акустика, труппа, репертуар, зрители. Ну и театроведы – с третьего по пятый рядок.
    Для полноты картины хорошо бы, чтобы какая-нибудь молоденькая театроведка покончила с собой, прыгнув в финале оперы с галерки в оркестровую яму под ноги Гергиеву – такому театру просто необходимо свое привидение. Оно бы плавало по темным переходам с завываниями, от которых бы седели шевелюры приглашенных дери-жёров – сам-то Гергиев лысоват… лысоват… даже Путин попенял ему на это. Негоже.
    Давайте кликнем клич на сбор денег по пересадке волос от Нетребко на Гергиева. То-то Путин удивится и обрадуется!!

  3. Doris Greys

    Внутри театр мне понравился чрезвычайно. Внешний вид здания производит странное впечатление. Мне только непонятна истерика на тему того, что здание не вписано в окружающий его ансамбль. А что ж там за ансамбль, которому надо соответствовать? И, как простите, найти билеты на мюзикл мюзикл времена не выбирают? Кто подскажет?

  4. reddyfox

    Комментарии радуют чрезвычайно :) Даже появилось желание сходить в театр, дабы воочию убедиться в его плюсах и минусах. Вот получу mba в швейцарии и первым делом, по возвращении, поход в театр!

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога